Мама или подружка, отец или приятель?
15 мая, отмечается международный День семьи.
Хочу предложить вашему вниманию статью журналистки Алины Фаркаш, в которой она расскажет о том, почему нужно быть мамой и папой, а не лучшим другом. Кроме того, что она журналист, она еще и мама шестилетнего мальчика с активной жизненной позицией и жена, как она говорит, лучшего на свете мужчины. Любит печь хлеб, танцевать, бегать, кормить гостей и пробовать новое. Вот так она выглядит -

Алина современная женщина, и пишет о проблемах, возникающих в сегодняшних молодых (и не очень) семьях. Это её страничка в фейсбуке - https://ru-ru.facebook.com/alina.farkash

Самые прогрессивные мамы решили, что нужно «дружить с детьми», еще лет тридцать назад, а сегодня эта эпидемия достигла прямо-таки невиданных размахов. Все хотят дружить с детьми! Опытные уже хвастаются первыми результатами: «Я для своего ребенка — лучший друг! Он все-все мне рассказывает!» Меня в эти моменты охватывает недоумение: в какой момент люди решили, что быть родителями, мамой и папой, хуже, чем «другом»? Я в этом вижу сразу три тенденции.
История первая — о неумении быть взрослыми
Люди чувствуют, что авторитарный стиль родительства, свойственный многим предыдущим поколениям, уже сдает свои позиции, он просто не работает в современном мире с сегодняшними детьми. И поэтому пытаются изобрести нечто новое.
Они не представляют, как быть родителем и при этом не давить на ребенка, не унижать его, уважать его личность, и поэтому называют такое — обычное в общем-то, адекватное поведение — «дружбой». Но в этой дружбе нередко заходят слишком далеко, что несет в себе немало опасностей.
Если раньше мамы и папы перебарщивали с давлением и недодавали эмпатии, понимания — о результатах большинство из нас может судить по собственному детству, — то сейчас многие ударились в другую крайность: дают сполна понимания, но не умеют очертить рамки, быть сильным и влиятельным взрослым.
Обычно такая всепонимающая и всепрощающая дружба приводит к тому, что мамы плачутся подругам и специалистам, рассказывая, как их «курощают годовасики», унижают трехлетки и посылают к черту первоклашки.
Я это сполна проходила, я сама, брат, из этих. Я долго и искренне не понимала, почему мой сын, растущий в атмосфере полной любви и уважения, мальчик, ни разу не шлепнутый по памперсу, внезапно ведет себя как взбесившееся чудовище. По моим расчетам, он должен был считывать и транслировать дальше мои паттерны деликатности и вежливости. А он сходил с ума и обожал свою детсадовскую воспитательницу, которая водила всю группу строем и заставляла складывать одежду чуть ли не по линейке. Ребенок мучительно жаждал... нет, не шлепков по попе, а авторитетов и уверенного управления.
Поэтому, кстати, так популярны сейчас теории и тренинги про альфа-родительство, где взрослых учат быть взрослыми, принимать решения перед лицом сурово настроенного трехлетки, направлять, а не упрашивать, не манипулировать, не дуться и не истерить, если не получается…
Быть взрослыми. Вы родитель и право имеете. Да, ваша бабушка умерла бы от смеха, узнав о ваших проблемах с детьми! Не говоря уж о дедушке.
История вторая — об отчаянной инфантильности
Вторая причина отчасти вытекает из предыдущей.
Только в первом случае люди не умеют одновременно быть взрослыми, но при этом не быть диктаторами. А во втором они сознательно не хотят взрослеть.
Про тридцатилетних (а сейчас уже и сорокалетних) кидалтов написаны миллионы статей и исследований. Джинсы, кедики и майки с принтами носят и трехлетние сыновья, и тридцатилетние отцы, и пятидесятилетние дедушки. Хотя, черт побери, у меня не поворачивается язык назвать их дедушками. И, видимо, у них — тоже. Поэтому они дружат с сыновьями и внуками. На равных! Весело! Демократично! Безгранично!
Кстати, это редко приводит к тому, что из ребенка вырастает свободолюбивая и открытая миру, уважающая себя личность. Обычно получается гипертревожный невротик, пытающийся контролировать все вокруг — ведь его обожающие и обожаемые родители этим явно заниматься не способны.
У меня была коллега, которой одиннадцатилетний сын писал эсэмэски: «Котлеты в термосе у тебя в сумке, разогрей на обед, и не забудь о родительском собрании сегодня!!!» Он поступал в серьезный лицей и волновался, что мама забудет о собеседовании с директором. Снова. Коллеги отчаянно вздыхали: ну как такая раздолбайка, как наша Маша, умудрилась вырастить настолько серьезного и ответственного мальчика? А вот именно потому, что раздолбайка и подружка. Никакой веры в ее родительские возможности у ребенка не было.
Да, при всем том у этого умного, хорошего и ответственного мальчика была бесконечная аллергия на все подряд, астма, приступы непонятно чего, очень похожего на эпилепсию, отеки Квинке и прочая-прочая, его годами возили на всякие исследования — и не могли найти причины. Потом попали к опытному неврологу — оказалось, что, да-да, психосоматика: единственные моменты, когда мама вела себя как мама и ответственный взрослый человек, это когда сын заболевал и валился, задыхаясь, на пол. Вот его организм и выдавал искомое, чтобы хоть таким способом получить от мамы долю решительной заботы.
История третья — о том, где находятся границы откровенности
Все вышеизложенное — истории недавнего времени, которых практически не было в предыдущих поколениях. А вот следующая причина для дружбы с детьми была довольно распространена как среди наших родителей, так и среди нас сейчас встречается нередко.
Как обычно представляют себе «дружбу с детьми» пропагандирующие ее родители? Приходит ребенок и как на духу, искренне и от сердца рассказывает маме все секретики, а она благородно и не осуждая начинает понимать, принимать и давать мудрые советы с высоты своего опыта. Ребенок, конечно, слушает затаив дыхание и прижав ушки от восхищения.
Но дружеские отношения — они равные. Они предполагают, что и вы приходите к ребенку плакать и рассказывать ему все свои секретики. И спрашивать его советов. И слушать затаив дыхание.
И я совершенно не уверена, что ребенку такое — надо. Что мы хотели бы, чтобы наши родители знали про нас все — действительно все. Что мы хотим знать абсолютно все про них. (Я про своих — точно нет! Мои родители были прогрессивными, они со мной дружили, они со мной были откровенны, они делились всем-всем — мы до сих пор ходим с мамой на семейную терапию к психоаналитику. Разгребать.)
А главное, в чем я не уверена: что детям — и маленьким и взрослым — зачем-то нужны дополнительные друзья, но не нужны единственные в мире и никем не заменимые мама с папой.


Комментарии
(Справка и правда есть - ярлычок с надписью "Керсонова девочка 3800 и т.д."))
-Слушаться, выполнять и не рыпаться! Иначе билеты в зубы и на рейс к маме-папе.
Очень хорошо отдыхаем... Ни одной проблемы за несколько лет. А так стараются все рассказать, но я о себе молчу, я тайна... и ей останусь...
Незыблемый для меня постулат, исходя из которого можно обсуждать любую тему - КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН. Нет ничего, одинаково правильного для всех. Я бы в детстве мечтала о родителях-друзьях, ибо не приемлю давления и авторитарности. Мне было нельзя получить четвёрку (морализаторство на весь вечер), прийти на полчаса позже ("мы же волнуемся"), красить ногти (воняет), открывать окно (дует), жарить яичницу, как мне нравится (неправильно), шить такое платье, как я хотела (фасон дурацкий), и, наверное, из лучших побуждений ))) Я всё это всё равно делала, только уже в десятом классе мечтала жить отдельно и всё решать самой.
Мой сын гораздо консервативнее, пунктуальнее, "продуманнее" меня. Он никогда не опаздывает, он всегда напоминал мне о родительских собраниях из ответственности за мою явку и о том, что у нас кончился сахар из понимания, что у меня много гораздо более важных забот. Я ношу майки с принтами, шорты и туфли, о которых он сказал, что такие носят в 14 лет (неправда, они дорогущие))) Но при этом я ОЧЕНЬ ответственный человек, ещё Пушкин говорил о красе ногтей...
Я считаю нас с сыном друзьями (ему 19 лет), и горжусь этим. По крайней мере, я не заметила, что был какой-то переходный возраст.
Поосторожнее с терминологией надо, это точно...
Мне сложно тебя понять изнутри, могу только снаружи ))) потому что отец меня лупил без причин, а Мать впоследствии компенсировала это вседозволенностью. Такие вот крайности... Хорошо, что сестра старшая - и она друг, без сомнения.
И это не тот случай, когда осознание неверного пути - первый шаг в другом направлении ) Не тот, нет...
ну да ладно, какая есть, другой не будет )
Считаю, родителям важно не быть ни надзирателем, ни подтирателем сопелек, и позиция мудрого (по возможности) старшего друга - самое то!
Так и не удалось меня подавить ))
актуальности не утратила.))
Живем дальше...)
Ну, неужели самой строгою на свете!
А может, вспомнят, как заботилась о них,
Об озорных, любимых деточках моих.
Хочу, чтоб в памяти лишь доброе осталось,
Как я шутила с ними и игралась.
И наши отдыхи, палатки у костра,
И разговоры с мамой до утра.
Как елку к празднику все дружно наряжали,
И с радостью гостей мы приглашали.
Как с аппетитом ели мамину стряпню,
На дни рожденья, предлагая мне меню.
Проблемы были, беды и печали,
Но мы их вместе, всей семьей встречали.
В болезнях ваших, с вами рядом,
Всегда была я с неусыпным взглядом.
Прошу, не обижайтесь на меня,
Моя любимая, родная, ребятня.
А. Плющакова
Интересно, короткое предложение "Просто живем" меняет свой смысл, в зависимости от ударения на первом или втором слове...))
Что же касается автора статьи, то у нее, как мне кажется, полемический задор перевесил логику. "Он должен был считывать и транслировать дальше мои паттерны деликатности и вежливости" - а ребенок не считывал, но почему в этом виновата "дружба"? "Как такая раздолбайка, как наша Маша, умудрилась вырастить настолько серьезного и ответственного мальчика? А вот именно потому, что раздолбайка и подружка" - так удалось же! Да, жаль, что у мальчика было подорвано здоровье, но это частный случай, такая реакция наступает, к счастью, далеко не всегда.
Для обоснования своей точки зрения имело бы смысл, наверное, сначала дать определение "родительству" и "дружбе" и объяснить, почему их нельзя совмещать (если нельзя), а потом доказать, что лучше выбрать такой-то вариант.
А по сути темы после диалога Ляли Фугу и Николая Таурина мне добавить нечего.
Нужно быть другом/подругой (никак не подружкой, в этом слове есть подтекст ненастоящести заявляемых взаимоотношений), но знать границы... сочетать воспитательность и дружбу. Ну это я так думаю... Да, и дети - все разные ))
Что до меня... я сложный ребенок, и еще больше сложный родитель. Мне надо было быть и мамой и папой, и подружкой... ко всему прочему у нас были бабушки и дедушки вымещающие в моей дочери свои комплексы и мечты.. и с ними мне приходилось бороться. В общем - я мама.. просто мама подростка, которая сама ищет себя (и я и дочка..)) )..