Покорение Европы и антифашизм

В детской песенке счастливых сталинских времен повествовалось, что правильный советский человек, даже если это маленький советский человек, может узнать фашиста по самой незначительной детали. По пуговке, допустим, от штанов. Если это коричневая пуговка.
Правильный российский человек сегодня может заметить фашизм даже в чужой бороде. Я за успехами новоявленных антифашистов слежу завороженно и предлагаю читателю небольшую экскурсию по залам антифашистской славы. Будет немного страшно и чуть смешно. Пройдемте, товарищи.

Щекотка и царапка


Россия, как учит нас министр Мединский, не Европа. К сожалению, министр Мединский прав, и на неделе у нас был отличный повод в этом убедиться. Европейский человек к концу примерно XVIII века догадался, что если за миром и прячется какой-то план, то он, человек, слишком слаб и обладает слишком несовершенными инструментами, чтобы наличие этого плана доказать. И смирился европейский человек с этим прискорбным фактом, признав, что наличие или отсутствие высших смыслов – вопрос веры, а вера – личное дело каждого, и живет с тех пор в потоке событий, не пытаясь в каждом чихе усмотреть умысел.
Иное дело – русский человек. Русский человек – стихийный интуитивист – за секунду может мир духовным оком обозреть, понять скрытые механизмы его функционирования и разоблачить козни невидимых врагов. Нужен только небольшой стимул. Подтолкнуть нужно русского человека, пощекотать, уколоть, и откроется ему мир целиком, в бесконечной своей мерзости.
Кстати, да, это ведь наш национальный талант: видеть в мире в первую очередь мерзость. Глубинная тайна мироустройства для русского человека в том, что мир не замысел, но заговор, против русского человека направленный.
И вот случилось: пощекотала русского человека бородой выигравшая заштатный музыкальный конкурс австрийская певица Кончита Вурст. Или певец – не знаю, как тут точнее выразиться, но, пользуясь гибкостью (убежденная феминистка уточнила бы – сексистской однобокостью) родного языка, можно ведь сказать – исполнитель. Говорим же мы поэт Анна Ахматова. Вот, пусть будет исполнитель Кончита Вурст.
Те, кто не спал в ночь с понедельника на вторник, могли видеть, как взрываются в прямом эфире телеканала «Россия 1» головы политиков, журналистов и даже деятелей шоу-бизнеса, хотя их-то, казалось бы, трудно удивить женской бородатостью. Позже мэр Омска Двораковский заявил, что между результатами «Евровидения» и событиями на Украине – прямая связь, а партия «Единая Россия» специальное заявление опубликовала, в котором, в частности, сообщается, что европейцы сделали бородатую женщину «своим нравственным ориентиром и примером для подражания молодым людям».
Вот европейцы бы удивились, прочтя, да жаль, не прочтут.
Ну, потом депутат питерского закса Милонов выступил с ожидаемо идиотским заявлением по поводу. И депутат – уже Госдумы – Нилов спел с трибуны российского парламента в знак протеста песню «Черный ворон». Пообещав продолжить концерт, если Европа не одумается. И депутат Баталина, видный единоросс, сделала дополнительное заявление о гнусном антироссийском демарше. И организаторы премии «Муз-ТВ» объявили, что на ежегодный концерт, где по традиции выступали победители «Евровидения», Кончиту Вурст не позовут. И возмущенные уральские бородачи (нет, но как звучит!) пообещали провести пикет в знак протеста против осквернения бороды евросодомитами.
Я все жду, побреется ли Герман Стерлигов, великий. Пока вроде бы держится.
Это мелочь, конечно, но позволяющая заглянуть в бездны. Что там, за бурей русского гнева? Там, где Европа из года в год голосует за самого забавного фрика на конкурсе фриков – ну, за юношу сомнительного вида, допустим, у которого из рояля балерина выскакивает, а рядом фигурист круги нарезает, – бывало и такое. У русского человека там – глобальный против него сговор, «плевок в нашу чистоту», «адское пламя из задницы», это все цитаты – там за каждым словом, за каждым движением желание Россию унизить и втоптать в грязь.
Что австрийцу посмеяться на полчаса, то русскому – в преисподнюю ворота. Символ апокалипсиса, как верно заметила кандидат в члены Общественной палаты, лидер движения «Русские матери» Ирина Бергсет. И фашизм, разумеется. Какая же теперь Европа без фашизма? Именно «националистические элементы фашизма» усмотрел в бороде Кончиты проницательный омский мэр, помянутый где-то выше.

Покорение Европы


Кстати, чуть было не случилась с самим министром культуры нашей, хранителем скреп и защитником самобытности Владимиром Мединским на неделе обидная неприятность. 13 мая Мединский должен был получить степень почетного доктора венецианского университета Ка’ Фоскари. По совокупности заслуг перед культурой, не как министр, но как ученый (это цитата). Однако нашелся какой-то негодяй, из тех, кому русские триумфы на мировой арене – костью в горле. И этот, представьте себе, мерзавец, не поленился, собрал наиболее яркие фрагменты речей министра нашего о Европе и европейской культуре, перевел на итальянский и распространил среди студентов и профессоров университета. Да заодно и намекнул, что знаменитая докторская диссертация министра, как это, вообще говоря, в России принято, состоит в основном из заимствований и научной ценности не представляет.

В общем, правда о себе в исполнении потенциального почетного доктора трусоватым европейцам не понравилась, наметился небольшой скандал, и награждение перенесли в Москву. 15 мая в Министерстве культуры состоялась торжественная церемония, и министр наш, врагов посрамив, получил диплом и мантию почетного доктора. На мероприятии, разумеется, никаких сомнительных личностей не было, только проверенные мастера вроде Ильи Глазунова. Кстати, ученый совет венецианского университета не подвел, проголосовали единогласно, несмотря на скулеж недовольных.
Сам министр так описал ситуацию в комментарии для известной своими культурными традициями газеты «Московский комсомолец»:
«Просто некоторые наши либералы до сих пор живут в начале 90-х, отстали от Европы лет на 25. Венецианские специалисты в этом отношении намного более продвинутые».
К сожалению, министр не пояснил, связана ли продвинутость венецианских специалистов с наличием в университете Ка’ Фоскари специального центра по изучению русской культуры. Центр сама Светлана Медведева в бытность свою первой леди РФ открывала – привезла в город каналов выставку акварелей «Школы Сергея Андрияки». Злые языки поговаривают, что были венецианцы достижениями русской живописи потрясены, а еще болтают, будто центр очень сильно рассчитывает на финансирование из средств российского Минкульта. Но это, во-первых, вполне логично и укладывается в новую государственную концепцию развития культуры: сказано же – грязные русофобские поделки финансировать не будем. Иное дело – изучение творчества Андрияки силами венецианских товарищей. А во-вторых, наверняка грязная клевета.
А степень – что степень. Можно, в конце концов, и купить достойному человеку степень почетного доктора, если продается. И вообще, как выяснилось, в Италию Мединский поехать не смог исключительно потому, что был в это время в Приднестровье.
Между прочим, почетный доктор должен в университете прочитать открытую лекцию. Остается надеяться, что пройдет лекция с успехом. Под свист аудитории, каковой, как узнали мы некогда от пресс-секретаря президента Пескова, есть знак одобрения и восторга.
Да и вообще, приятно итальянцев по носу щелкнуть. Изобретатели фашизма как-никак.

Права и география

В четверг, когда фанатов московского «Спартака» в подмосковном Пушкине, людей, вероятно, не самых начитанных и оттого считающих, что гарантированное 31-й статьей Конституции право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и шествия существует в реальности, винтил ОМОН, я задал в твиттере вопрос: а где стенания адептов «русской весны» по поводу нарушения прав граждан России?

Вопрос риторический, но не вовсе праздный. Адепты-то, они известно где: на страницах государственных и прогосударственных изданий воспевают героев восточно-украинского сопротивления. И событие, которое во времена былинные, укромные и домайданные стало бы поводом для битв и скандалов во всех СМИ недели на две, сегодня не вызывает никакого энтузиазма у тех, кто карьеры делал на борьбе с мигрантами.

Некогда. Не до того.
Да, там обычная, вечная, длящаяся и страшная история – драка местных с приезжими, труп, стихийный бунт, вернее – пародия на бунт, как нам теперь Украина подсказала. Фанаты, что важно, вели себя мирно, зданий не захватывали и автоматами не размахивали. Итог тоже предсказуемый – ОМОН и десятки задержанных.
Мне взгляды как фанатов, так и деятелей ДНР, не близки, и я эти взгляды вообще не хочу обсуждать. Мне тут интересно структурное сходство ситуаций: люди, активно использующие националистическую риторику, открыто заявляют о своих правах и готовности их защищать. Для тех и других важно слово «русский», употребляемое специфически и подразумевающее противостояние с иными, «нерусскими». Есть и различия, конечно: одни выходят на площадь, чтобы покричать и разойтись, другие захватывают здания, объявляют себя «народными мэрами и губернаторами», добывают где-то оружие. В одном случае – в Пушкине – это совершенно точно стихийный порыв, не инспирируемый и не подогреваемый извне, в другом – ... В другом имеются вопросы. В одном поводом к «беспорядкам» служит убийство человека, в другом – невнятное ощущение угрозы. Так называемая антитеррористическая операция на юго-востоке Украины началась ведь после захватов зданий и появления на улицах городов толп вооруженных людей, ибо следствия раньше причины не бывает.
Но одни в героях, а других – не замечают.
Читая ответы на вопрос свой в твиттере от людей, озабоченных спасением соседней державы от коричневой чумы, я, в общем, кое-что уяснил. Ну, эпитеты опустим, зато мне объяснили, что право возникает там, где начинаются убийства (хотя на самом деле, повторюсь, в пушкинском случае убийство было до бунта, а в восточно-украинском убийства начались после). Что иных проблем, по поводу которых стоит протестовать, не существует. Вернее, конечно, модальности другие: не «стоит», а «допустимо». Что «права русских», о которых столько трубили в последние месяцы и профессиональные, и добровольные пропагандисты, вообще существуют только вне территории России. И только до тех пор, пока русские не окажутся на территории России.
То есть эти самые права – понятие скорее географическое. Важный момент, где сошлись сегодня государство в своем милитаристском задоре и общество в имперском восторге. И вообще, это на сгнившем Западе двойные стандарты – зло, у нас же, понятно, благо. Роса божья.
Ах, да. Еще мне сообщили, что я еврей. Это последний и главный аргумент современных русских антифашистов.

Антифашизм в действии

Для начала – пространная цитата: «...я считаю, что в условиях, когда против русского народа образован международный фронт и фактически идет война, уже входящая в стадию открытых боевых действий, существование и неприкрытое оппозиционное, антирусское и проукраинское гавканье так называемых оппозиционных СМИ не может быть далее терпимо, как не может быть терпим любой плюрализм в условиях войны. 

Я очень сожалею, что в России нет общественной организации, которая при очевидной слабости и неспособности государства защитить русский народ от враждебной ему информационной кампании смогла бы делать то, что в Германии делало гражданское общество в лице судов фемы. Давно пора начать силой показывать либеральным писакам и всяким „блогерам“, что их „творчество“ не нравится русским и что им здесь не рады». 
Это пишет на сайте, целиком теперь посвященном успехам «русской весны», публицист правых, некогда оппозиционных взглядов. Ссылки не даю и фамилии не называю, например, потому, что даже такого мыслителя не хочу подвести ненароком под статью 280 УК РФ («Публичные призывы к совершению экстремистских действий»).
То была цитата, а теперь рассказ. 19 апреля Евгений Пирогов на пару с приятелем прошелся по центральным улицам Йошкар-Олы с украинским флагом, раздавая листовки, призывающие к миру между народами. Добрые прохожие, проникнутые духом антифашизма, называли Евгения фашистом и обещали при случае разобраться так, как завещали деды с фашистами разбираться. Потом была серия угроз в социальных сетях, а 9 Мая (День Победы, трепещите, фашисты) во дворе дома на Евгения напали неизвестные, избили и нанесли несколько ножевых ударов в спину.
Пирогов в больнице, жизнь его вне опасности, он обещает и дальше прилагать усилия к построению гражданского общества в России.
А стоит ли прилагать усилия? Вот оно, гражданское общество, во всей своей невозможной красоте, на пике своего развития, – от публициста, призывающего карать инакомыслящих, и до ночных охотников с ножами, действующих по заветам публициста. С подачи, добавлю, государства, которое исподволь, в телепрограммах и даже речах первых лиц к этой охоте подстрекает.
Сплоченное, уверенное в своей правоте, готовое к очередной победе над фашизмом гражданское общество.

Остановить преподавание инцеста

Специальной клумбой, где гражданское общество России должно цвести особенно пышно, является, как известно, Общественная палата Российской Федерации. В этом году часть членов ОП можно выбрать через интернет. Среди прочих достойных баллотируется и достойнейшая – Ирина Бергсет из движения «Русские матери». Да, та самая, которая прославилась рассказами о том, как в европейских школах насилуют детей, обрядив их в костюм Путина. Или в костюм жирафа.
Ирина Бергсет выпустила ролик, призванный непонятливым пояснить, зачем она в Общественную палату рвется. И я всем советую этот ролик посмотреть (сам шедевр начинается на третьей минуте, до этого общественница просто произносит пламенную речь, тоже, впрочем, достойную).




Во-первых, это красиво. Хотя, на первый взгляд, выглядит немного по-русофобски: становится, в общем, понятно, почему норвежский муж добился лишения Бергсет родительских прав. Женщине явно необходима помощь, и для ребенка она может представлять опасность.
Но это, повторюсь, исключительно на первый и поверхностный взгляд. На самом деле перед нами тонко сделанная вещь, способная рассказать не только об умонастроениях несчастной матери. Бергсет начинает с рассказа о немыслимых извращениях, цветущих на Западе (преподавание инцеста в школах, запрет на детскую литературу, написанную «обычными мужчинами и женщинами» и не повествующую о половых перверсиях и т. п.). Это первый шаг – закрепление нового образа России, созданного современной пропагандой. Россия – дом последнего праведника в обреченном Содоме. Нет гнусностей, каких европейцы бы не творили, да и вообще, затем только европеец существует, чтобы творить гнусности, а другие занятия у европейца отсутствуют. Дальше плавно вводится тема Великой Отечественной – именно так, как подает ее современная пропаганда опять же. В представлении Ирины Бергсет деды наши не просто воевали, но воевали против всей Европы за наше право традиционные ценности сохранить и не погружаться в анальные глубины извращенных страстей.
Деды удивились бы, наверное, да Европа тоже. Но Европе не расскажут, а дедов не спросишь.
Потом – еще один плавный переход, провоцирующий у зрителя эмпатию: все это происходит не где-то там, не с кем-то непонятным, а с несчастным сыном обездоленной матери. И наконец – призывы сплотиться, отстоять, остановить чуму, как водится.
Это прекрасный, хоть и короткий, фильм о современной России. Готовой биться с несуществующими бедами за тридевять земель и не замечающей того, что творится здесь, сейчас, рядом. Готовой нож в спину воткнуть тому, кто замечает. Уверенной в полном своем превосходстве над окружающим ничтожным миром. И в миссии своей – спасти этот мир, погрязший во зле.
Так спасти, чтобы никому мало не показалось.
Ирина Бергсет – а не какие-то там борцы с коррупцией или полицейским произволом – и есть настоящее гражданское общество современной России. Такое, каким его хочет видеть государство и та изрядная часть населения, которая государство поддерживает. Кому, как не ей, представлять гражданское общество в Общественной палате?
Голосуйте за Ирину Бергсет. Это будет, по крайней мере, честно.