Левашовская пустошь
Весной 1989 года в урочище «Левашовская пустошь» на Карельском перешейке поисковой группе общества «Мемориал» под руководством Валентина Тихоновича Муравского удалось обнаружить тайный могильник НКВД. Кладбище площадью 11,5 га около пос. Левашово было засекречено, считалось территорией воинской части, было обнесено глухим забором и охранялось органами госбезопасности.
19 апреля 1989 года начальник Ленинградского управления КГБ генерал-лейтенант Анатолий Курков направил председателю КГБ СССР В.А.Крючкову письмо, в котором, в частности, говорилось: «…В последнее время со стороны определенной части общественности и работников средств массовой информации резко активизировался интерес к вопросу о наличии в Ленинграде мест захоронения жертв политических репрессий, предпринимаются инициативные попытки их поиска. Наряду с домыслами и инсинуациями проявилась осведомленность о кладбище в районе станции Левашово. <…> Имеется мнение о назревшей необходимости придать гласности… сведения о кладбище в районе станции Левашово, что предпочтительно сделать после 14 мая с.г. (день повторных выборов народных депутатов СССР – А.М.). Однако не исключено, что до указанного срока обстановка по данному вопросу может осложниться, и в этом случае потребуется, на наш взгляд, ускорить доведение до средств массовой информации имеющихся у нас данных».
18 июля 1989 постановлением Исполкома Ленгорсовета тайный могильник был признан ЛЕВАШОВСКИМ МЕМОРИАЛЬНЫМ КЛАДБИЩЕМ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, первым и до сих пор единственным некрополем красного террора, получившим официальное признание и официальный статус в нашем городе.
Еще в 1965 году Ленинградским управлением КГБ была составлена схема захоронений по опросам шоферов, которые отвозили тела казненных и умерших в тюрьмах на Левашовскую пустошь и хоронили их (этот документ опубликован в 1995 году). По данным Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области здесь с сентября 1937 по 1964 год похоронены 19 450 человек (в том числе около 8 тысяч в годы «Большого террора»). Если же верить упомянутой схеме расположения захоронений, составленной КГБ в 1965 году, то в Левашово погребены 24 100 человек. В литературе можно встретить иные числа - 46, 47 и даже 50 тысяч, но они документально не подтверждены.
Имена похороненных здесь неизвестны. Исключением являются 6 расстрелянных 1 октября 1950 года по «Ленинградскому делу» (Алексей Кузнецов, Петр Попков, Николай Вознесенский, Яков Капустин, Петр Лазутин, Михаил Родионов) и четверо расстрелянных 19 декабря 1954 года по делу министра гос. безопасности Виктора Абакумова.
Еще до официальной передачи мемориального кладбища от Управления КГБ городу и снятия охраны, на его территории были отслужены первые панихиды по погибшим (21 октября 1989 и 14 апреля 1990). С весны 1990 года на деревьях стали появляться памятные знаки, фотографии, надписи, таблички. Первым общественным мемориальным знаком стал камень, положенный у развилки дорожек в центре кладбища, возле которого служили панихиды и ставили поминальные свечи.
В начале 1990-х годов 9-й мастерской института ЛенНИИпроект под руководством архитектора Алексея Лелякова (1930 – 1996) был разработан и утвержден проект строительства мемориального комплекса. Но этот проект так и не был реализован. Все ограничилось тем, что весной 1996 на средства города благоустроили вход на кладбище, напротив входа мэр Петербурга Анатолий Собчак тогда же открыл памятник «Молох тоталитаризма» (скульп. Нина Галицкая и Виталий Гамбаров). После Собчака ни один из руководителей городской администрации не нашел времени посетить Левашовскую пустошь, демонстрируя отсутствие интереса к судьбе мемориального кладбища.
Однако стихийное общественное благоустройство и мемориализация Левашовского кладбища не прекращалось и продолжается по сей день. В помещении караулки НКВД была создана выставка, посвященная памяти о расстрелянных. В 1993 Ассоциацией жертв необоснованных репрессий сооружена деревянная звонница, колокол отлит на средства Российского Фонда мира. Различными общественными организациями и дипломатическими представительствами в Петербурге установлены Белорусский (1992), Русский православный (1993), Финский ингерманландский (1994), Еврейский (1997), Немецкий, Польский, Норвежский (1998), Эстонский (1999), Ассирийский (2000), Украинский (2001), Итальянский (2007), Латышский и Литовский памятные знаки. Региональными обществами «Мемориал» поставлены памятники погибшим землякам – псковичам и новгородцам. Появились памятники расстрелянным насельницам Горицкого монастыря, членам Ленинградского общества глухонемых, ленинградским энергетикам…
В течение 23-х лет на Левашовскую пустошь приезжают родственники и друзья погибших в годы сталинского террора и стихийно обустраивают там надгробия-кенотафы, устанавливают самые разные памятные знаки – от монументов и крестов с фотографиями и датами жизни до скромных табличек, прикрепленных прямо к деревьям.
Постепенно Левашовская пустошь стала уникальным свидетельством современной народной памяти о красном терроре, личной и семейной.
С 2007 года Петербургский НИЦ «Мемориал» ведет учет памятников и памятных знаков на Левашовском кладбище, фиксируя каждый из них на карте-схеме. К началу 2008 года был зафиксирован и описан 901 памятный знак. В следующие три года их число достигло 1 тысячи. Процесс стихийной мемориализации некрополя террора продолжается и в наши дни.
В октябре 2010 года общественности был представлен эскизный проект строительства православного Храма Всех Святых, в земле С.-Петербургской просиявших. Он получил благословение митрополита Владимира и патриарха Кирилла. По мнению общества «Мемориал строительство храма возможно только за оградой мемориального кладбища, которое должно быть взято под охрану государства в качестве памятника истории и культуры.

Комментарии