О значении «Южного потока» для Европы

На модерации Отложенный

Заявление президента Сербии Томислава Николича в поддержку активизации строительства Россией газопровода «Южный поток» стало предметом широких дебатов вокруг проблем энергобезопасности. На встрече с председателем российской Государственной Думы Сергеем Нарышкиным сербский лидер ясно выразился на тот счёт, что проект «Южный поток» «обеспечит долгосрочную энергетическую безопасность Сербии и создаст условия для значительного прогресса национальной экономики».

Схожие оценки высказываются и за пределами Сербии. Состоявшаяся в Риме двухдневная встреча министров энергетики стран «большой семёрки» — Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии – завершилась ничем. Задуманная с целью создания единого антироссийского фронта в энергетике встреча «семёрки» породила очередную расплывчатую декларацию о принципах политики в этой сферес выражением «крайней озабоченности последствиями событий на Украине для энергобезопасности» Европы. [1]

При этом противоречия в рядах G7 никуда не делись. Германия, Италия и отчасти Великобритания по-прежнему пытаются отсрочить введение энергетических санкций против России, на которых настаивают США… В частности, министр экономического развития Италии Федерика Гуиди подтвердила, что ее страна продолжит оказывать поддержку строительству «Южного потока».

Такая позиция объясняется несколькими причинами. Прежде всего, это уже наработанный опыт взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Непосредственно перед встречей «семёрки» появился Меморандум о намерениях по реализации проекта «Южный поток» на территории Австрии. Его подписали председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор австрийской компании OMV Герхард Ройсс. Документ отражает намерения сторон построить австрийский участок газопровода с конечным пунктом в австрийском Баумгартене. Как отметил в связи с этим глава «Газпрома», «необходимость строительства и преимущества «Южного потока» для Европы очевидны. Проект «Южный поток» направлен на повышение энергетической безопасности европейских потребителей, что всегда являлось важнейшим приоритетом для «Газпрома»».

«Это важный шаг к значительному укреплению безопасности поставок газа в Австрию, и это усилит роль Баумгартена в качестве ключевого газового хаба в Центральной и Восточной Европе. Наше продолжающееся почти 50 лет сотрудничество с «Газпромом» внесло свойвклад в успех этого начинания, которое послужит дальнейшей диверсификации маршрутов поставок энергоносителей в Европу», — подтвердил со своей стороны Герхард Ройсс.

Следует отметить, что речь идет о возвращении Австрии в «Южный поток», поскольку соответствующее межправительственное соглашение Москва и Вена подписали еще в апреле 2010 года.

Прокладка «Южного потока» имеет для сегодняшней «кризисной» Европы важное социально-экономическое значение. Только в Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии строительство и эксплуатация газопровода позволят создать около 8,5 тысячи новых рабочих мест. Что же касается планов ЕС по привлечению каспийских энергоресурсов в обход России, то здесь европейцы рискуют стать заложниками специфики региона, учитывая, что пять прикаспийских государств до сих пор не договорились о разграничении акватории и дна Каспийского моря. В отношении танкерных поставок сжиженного газа из Катара надежд тоже мало — Катар уже физически не в состоянии увеличить свое предложение.

Евросоюз объективно не имеет других способов обеспечения своей энергобезопасности, кроме углубления взаимодействия с Россией. И именно это не устраивает Вашингтон. Ведь поставки российских энергоресурсов в Европу выбивают почву из-под ног у американских проектов, связанных с поставками сланцевого газа. А «сланец» не выдерживает конкуренции с поставками из России ввиду своей дороговизны. И единственной возможностью для США продать «сланец» Европе является изоляция России при одновременном поддержании хронической нестабильности в регионе Каспийского моря и Центральной Азии.

Комментируя для The Financial Times противоречия между США и ЕС по вопросам энергетической политики, еврокомиссар по делам промышленности и предпринимательства Антонио Таяни обрисовал ситуацию весьма откровенно: «Мы — не Америка, у нас нет сланцевого газа, как у них, а поэтому любые действия по введению санкций против России нанесут очень большой вред нашим компаниям. В тот момент, когда Европа поднимается на ноги после самого серьезного кризиса за несколько десятилетий, нам надо вести себя очень осторожно и тщательно все продумывать и взвешивать, прежде чем разрывать важные инвестиционные и торговые отношения, которые мы поддерживаем с Россией». [2]

Тем временем Еврокомиссия на днях ухудшила оценку перспектив роста ВВП еврозоны на 2015 год до 1,7 %. Предыдущий февральский доклад прогнозировал рост на 1,8 %. По словам генерального директора департамента по экономическим и финансовым делам Еврокомиссии Марко Бути, «новые геополитические риски проявились вслед за усилением напряженности в отношениях с Россией». И эти риски никак не уменьшатся, если для европейцев возникнет необходимость еще и переплачивать за американский сланцевый газ.

Примечания:

[1] AFP 061621 GMT MAY 14

[2] The Financial Times, 17.04.2014

Петр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»