Преодоление себя. Часть III
3. Глеб Леонтьевич Травин

Глеб Леонтьевич Травин родился 28 апреля 1902 года в селе Касьево Псковского уезда. Отец его был лесником. В Псков семья переехала в 1913 году. Отец научил Глеба главному, а именно науке выживания: находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом и рыбой.

Семья Г.Л. Травина. Отец – Леонид Петрович Травин, дворник. Мать – Анна Матвеевна, старший брат – Иван, старшая сестра – Агафья, рядом Г.Л.Травин, между отцом и матерью – Таисия. На руках у матери – Александра, сидит Александр. Псков, 1914 г.
В 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист, объехавший всю Европу. Под впечатлением знакомства с ним Травин задумал совершить более длительное и тяжелое путешествие. На подготовку ушло пять лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по псковской земле. В 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист, объехавший всю Европу. Под впечатлением знакомства с ним Травин задумал совершить более длительное и тяжелое путешествие. На подготовку ушло пять лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по псковской земле. Многому его научила служба в армии, он изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело - словом все, что могло пригодиться для далекого путешествия и, конечно, закалял себя физически. После демобилизации из армии в 1927 г. отправился Травин с товарищами на далекую Камчатку, участвовал там в строительстве первой электростанции, работал электриком. Здесь и начались регулярные тренировки на японском велосипеде по нартовым дорожкам по льду Авачинской бухты, восхождения на сопки-вулканы. Он углублялся по склонам хребтов в домну Камчатки и к побережью Великого океана, летом 1928 г. совершил велопоход из Петропавловска-Камчатского в Усть-Камчатск. Там было и форсирование рек, и преодоление высокогорной тундры. Одновременно готовил снаряжение к большому походу. Из Америки по спецзаказу он получил ярко-красный велосипед фирмы «Принцетон», с белыми эмалевыми стрелами, оборудовал его двумя герметически закрывающимися сумками, которые могли служить понтонами. К багажнику крепилась сумка с пайком "НЗ" - 7 фунтов прессованных галет и килограмм шоколада, там же фотоаппарат и зимняя одежда. По решению камчатского спортивного клуба "Динамо" Травин отправился 10 октября 1928 г. в агитационный велопробег, пароходом отплыл из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, а дальше - на велосипеде. Глеб Леонтьевич установил строгий режим - двигаться при любой погоде независимо от состояния дорог, ежедневно по 8 часов. Питался 2 раза в сутки: утром и вечером, пил только во время еды, ночевал там, где застанет ночь, там и добывал пищу на ужин и на завтрак.

Травин проехал Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-Западную часть России - 45 тысяч километров вдоль сухопутных границ немногим более чем за год. Полным опасностей было это путешествие. Продвигаясь вдоль южных границ, ему пришлось встретиться с коброй, змеями, шакалами, с вараном длиной 2 метра, с тучами саранчи, попадал и в плен к басмачам, сбежать от которых помог белогвардейский русский офицер.
Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке он преодолел на "железном олене", так назвали чукчи велосипед, и на охотничьих лыжах. Глеб Леонтьевич побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других.

Повсюду его встречали как героя. Участок арктической трассы был самым сложным, его Г. Л. Травин прошел большей частью морем. На этом пути он часто ехал на лыжах по рыхлому снегу, лишь 8 % всего пути преодолел пароходом, на оленях и собаках. Он проваливался в полыньи, вмерзал в лед, попадал в снежные завалы и многие другие "переделки". На льду Печорского моря был случай, когда он ночью вмерз в лед из-за образовавшейся трещины. Освободившись с трудом от ледяного плена и добравшись до ненецкого жилья, ему пришлось самому себе сделать операцию, спасая от гангрены обмороженные ноги. Женщины приняли его за черта, раз резал себя и не плакал.
В июле 1931 г. Травин прибыл в поселок Уэлен. Все население вышло встречать путника с невиданной двухколесной машиной. В честь перехода на велосипеде по Великому Арктическому пути молодежь установила на высоком берегу мыса Дежнева памятный знак - в чугунной станине закрепили снарядную гильзу с флагом. Чукчи вырезали на память спортсмену пластину из моржовой кости и вышили бисером нарукавники с надписью "Турист. Вокруг света на велосипеде. Глеб Леонтьевич Травин".
Оттуда он отправился к бухте Провидения, по льду добрался до китобойного парохода, на котором отплыл в Петропавловск-Камчатский. 24 октября 1931 г. Г. Л. Травин снова прибыл в Авачинскую бухту, закончилось беспримерное путешествие, полное опасностей, риска, приключений.

Маршрут трехлетнего велопробега Травина
В паспорте-регистраторе путешественника содержится около 500 печатей и регистрационных отметок. Печати вытянутые, квадратные, круглые, эллипсообразные, всех цветов, например: "Временная организационная комиссия ненецкого округа", "Большеземельский кочевой самоедский совет", "Авамский родовой совет". "Были ли минуты, когда я жалел, что отправился в это рискованное путешествие? Нет, не было. Была боль в ногах, был страх, что я не дойду до цели.
Но все это забывалось перед красотой вмерзших в лед айсбергов. Эта красота наполняла меня и радостью, и силой".-вспоминал Глеб Леонтьевич.

Велосипед Травина в его музее в Пскове, уже перекрашенный...
Более 30 лет прожил Травин на Камчатке. Вернувшись из путешествия, тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов. В годы Великой Отечественной войны он командовал полком береговой обороны, после войны работал заместителем директора мореходного училища.

В 1962 г. Глеб Леонтьевич переехал в Псков, где прошла его юность и зародилась эта безумная мечта о путешествии. Здесь он прожил последние годы, умер в 1979г.
Первым советскому читателю рассказал о Глебе Травине в 1935 году сибирский писатель, поэт и общественный деятель Вивиан Итин. Очерк "Земля стала своей" был опубликован в литературном журнале "Сибирские огни" и вошел во второе издание его книги "Выход к морю". В 1938 году Вивиан Итин будет расстрелян, его произведения будут запрещены, а имя на десятки лет будет вычеркнуто из истории советской литературы. Напуганные арестом писателя родственники Травина уничтожат практически весь архив невероятного похода...
В документальной повести А. Харитановского «Человек с железным оленем» приводятся свидетельства очевидцев. Известный полярный летчик Герой Советского Союза Б. Г. Чухновский видел Травина у Новой Земли и на острове Диксон. Старейший русский гидрограф, руководитель Морской Карской экспедиции 30-х годов Н. И. Евгенов встречался с ним в бухте Варнек на Югорском Шаре. Командующий полярной авиацией М. И. Шевелев свидетельствует в этой книге, что летчики видели велосипедиста в устье Енисея. Наконец, в Москве живет первый радист Чукотки — И. К. Дужкин, который рассказал о прибытии Травина в Уэлен.
Уже после выхода в 1959 году книги, подробное письмо пришло от С. Барашкина. Ко времени встречи с Травиным он исполнял обязанности заведующего факторией в Таймырской тундре.
"С волосами ниже плеч (Травин дал обет не стричь волосы до конца путешествия), бородатый, со шрамами ознобов на лице, с негнущимися руками, едва переступая ногами , на которых он сам обрезал обмороженные пальцы, Травин предстал в моим воображении живым Амундсеном. Он гостил у меня всего три дня... Сколько рассказов! У него был портативный альбом, где росписями и печатями заверены населенные пункты, в которых он побывал. На теле у путешественника был надет пояс с медными буквами: "Глеб Леонтьевич Травин". Как он говорил, это для того, чтобы в случае гибели легче было его опознать.
...Ни нытья, ни жалоб, ни бахвальства. С собой взял только сотню патронов. Потрясла его идеальная честность. Как я предлагал ему домчать его на оленях хоть до самой Дудинки или любого другого пункта на его маршруте. Как я упрашивал его взять хотя бы пару оленей. Все было тщетно. Даже не отдохнув как следует, не залечив ознобов, он пристегнул рюкзак и уехал, выбрав короткий, но трудный путь через горы".
Люди, встреченные Травиным в пути, сохранили даже несколько страничек из забытой им записной книжки. "Мое предположение о том, что как ни сурова зима в прибрежных арктических льдах, жизнь там не полностью замирает, подтвердилось. От сильных морозов во льду образуются трещины. Я наловчился ловить в них рыбу крючком из велосипедной спицы. На день мне хватает две рыбины. Одну я съедаю свежей, вторую – мороженной, как строганину... Кроме рыбы в мое меню входит сырое мясо..."
И в конце листка: "Я выживаю, потому что не борюсь с природой, а стараюсь жить по ее законам".
Вот еще отрывок из статьи В. Крючкина в сентябрьском номере журнала "Вокруг света" за 1984г.
"Закончить свой разговор о Травине я хочу, рассказав о случае, очевидцем которого был сам. Один мой знакомый был прикован недугом к постели. Когда-то он ходил с костылями, но настолько пал духом, что почти не вставал с постели и ничем не хотел заниматься. Я уговорил его прочесть книгу о Травине.
Мой знакомый с трудом согласился, я отдал книгу, а сам уехал на несколько месяцев в экспедицию. По возвращении встречаю его жену, и она говорит: «Вы даже не представляете, как сильно изменила моего мужа книга о Травине. Теперь он вообще днем не ложится, много ходит с палочкой, без костылей, купил гантели и велосипед, каждое утро обтирается снегом...» Когда я увидел своего приятеля сам, то еле узнал его. Это был совершенно другой, преображенный человек.
Что тут можно еще добавить? Вот значение таких людей, как Травин."
Источники: http://loseped.narod.ru/donets/027.jpg; http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3158/; http://www.kamchatsky-krai.ru/library/about_kamchatka/haritanovsky/main.htm; http://smtpuser.at.tut.by/travin/itin_travin.htm
Комментарии
Можно, оказывается, выживать не только в теплой квартире.
Когда все сидели по пещерам, кого то пёрло в неведомое..)))
Так Человек и освоил Планету.
О Г.Травине не знала. Но когда-то прочитала книгу Алена Бомбара "За бортом по своей воле". Это немного о другом, но... поражаешься тому, каким сильным может быть человек!
Вы знаете - муж долго искал эту книгу, тогда ещё во всех квартирах интернета не было. Заказал на книжном рынке, я взяла почитать перед сном... И остановилась только к утру, закрыв последнюю страницу.
Я знаю, что много на свете героев, защищающих свой дом, свою страну... Но вот так, как Бомбар, в мирное время совершить подвиг во имя жизни остальных людей, способны очень немногие...
Как с этим бороться? (
И заметьте, Светлана - ни единого слова, что, мол, я родился не в той семье, у меня не было старта...
В любом случае, не думаю, что стоит переносить разговор об этом замечательном человеке - в политическую плоскость... это обычно заканчивается не очень радужно )))
Странно, что партия не всучила Травину какой-нибудь плакат в качестве обязательного атрибута его путешествия, призванный олицетворять ее величие )
Комментарий удален модератором
Но теперь поняла и готова согласиться... хотя бы потому, что крайности - никогда к добру не приводят, в чем бы они не проявлялись.
Да в общем-то, это хорошо помогает избавиться от московской гиподинамии. Я сейчас немножко приноровился к здешним возможностям интернета. Сайты могут открываться иногда до получаса, поэтому моя деятельность теперь дробится между дачными делами и общением в интернете. )))
Медленный инет, за который гребут деньги - это бич для нервной системы ) Но зато прекрасная возможность выстраивать стратегически свой режим труда и отдыха )