За други своя

ЗА ДРУГИ СВОЯ


В светлые майские дни, когда расцветает природа и всё живое готовится любить и продолжать свой род, когда так хочется любить и радоваться жизни, не зная, не думая о войнах, страданиях, гибели, на востоке и юге Руси происходят страшные события. Гибнут защитники Донбасса, защитники Одессы. Гибнут люди, которые не отворачивались, подобно большинству своих сограждан, от беды, пришедшей на их землю, не отсиживались по домам, не оправдывали своё бездействие сотнями причин, типа: «я маленький человек, от меня ничего не зависит», « где ни жить, лишь бы сыту быть», «моя хата с краю» и т.п. А ведь у них тоже были семьи, дети, родители, работа, хозяйство, да мало ли у каждого из нас житейских приавязок? Но что-то заставило их отринуть своё, личное, и встать на защиту не себя – своей земли, своей Родины, своего народа. Народа, который в подавляющем большинстве прячется по "хатынкам" и выжидает, чья возьмёт!
Почему мой родной Крым так быстро и бескровно оказался под крылом России? Потому, что уже в феврале подавляющее большинство севастопольцев и крымчан не пряталось, а выходили на митинги, организовывались в отряды самообороны. «Nopassaran!», «Если не я, то кто же, если не я – никто!» было внутренней потребностью многих, и воплотилось в конкретных действиях, самоорганизации. Решимость была такова, что люди готовы были пострадать, но не пустить ни доморощенных, ни иноземных фашистов на свою землю!

   Твёрдая воля народа,  дополненная, полуостровным географическим положением Крыма, никогда не угашавшимся русским духом населения, наличием Черноморского флота, структур типа Русских общин, Русского Единства и др., и вызвала всем известный и неожиданный для многих ответ России, а также дальнейшие скорые и удивительные для крымчан события. На референдуме  была невиданная за долгие годы явка людей, и искреннее ликование 18 марта (поверили окончательно только тогда). 18 марта словами не передать! Это был выдох, ощущения огромного счастья и искренней радости. Свершилось то, о чём мечтал, а, скорее, уже и не смел мечтать многострадальный Крым, преданный правителями в лихие девяностые. 97 человек из 100 на референдуме проголосовали за Россию, а ведь их никто не принуждал, это о чём-то говорит.
     Жаль только тех, кто не дожил до Весны Победы. Мне никогда не забыть глаза ветерана Великой Отечественной, участника героического Эльтигенского десанта (моей родной Керчи присвоили звание Города героя за два коллективных подвига – этот десант и оборону Аджимушкайских каменоломен) А. М. Басс Крепкого, который, обращаясь к делегации приехавших из Москвы членов Крымского землячества, попросил: «Передайте в Москву нашу мольбу: "Россия! Забери нас! Мы русские люди, почему вы нас бросили?.."» Его голубые глаза были такими по-детски доверчивыми, что комок встал в горле. Это было 11 апреля 2004 года, в день 60-летия освобождения Керчи от немецких фашистов, мы стояли у моря, на политом кровью советских моряков пятачке высадки десанта, ветер поднимал морскую пыль, смешивавшуюся со слезами... Что мы могли – простые люди, не вхожие в высокие кабинеты, что могли поделать его боевые побратимы, старики ветераны?.. Кто из сильных мира сего услышал бы крик души крымчан? Тогда, десять лет назад, их, участников легендарного Эльтигенского десанта, жило в Керчи четверо. Сегодня – ни одного.
      А как описать унижения тех, кто помоложе, кто был вынужден спасаться от безработицы, скитаться в поисках куска хлеба по всему миру? Моя одноклассница – красавица, умница, с двумя высшими образованиями – музыкальным и филологическим, – вот уже 15 лет как сиделка и служанка в Испании – досматривает стариков, моет-чистит-убирает испанские дома… Крым опустел, трудоспособное население мыкалось кто где – в Европе, в России, строителями, ремонтниками, продавщицами. Дети с бабушками росли...

В общем, выстрадали мы своё возвращение в Россию, 23 года вынянчивали, пестовали и лелеяли! Потому песня получилась с оттенком грусти. Праздник со слезами на глазах, ровно через 70 лет после освобождения Крыма от немецкого фашизма...

      Победная крымская весна в свою очередь, пробудила Юго-Восточную Русь. И заколыхалась она, задвигалась... Хотя сопротивление Востока и Юга начиналось  не так, как в Крыму. Из личного общения с друзьями и знакомыми в Донбассе, Харькове, Одессе знаю, что очень многие ещё недавно, до последних событий видели себя в составе некоей идеальной «единой Украины». В Одессе, в православном палаточном лагере на Куликовом Поле (!) протестовали надвигающемуся фашизму считанные единицы от общего числа жителей. Большинство же либо сочувствовало незаконной майдановой власти, либо пассивно, со стороны наблюдало за происходящим. «Понаблюдаем, коллега!» – сказал профессор Преображенский в «Собачьем сердце», не представляя, какой монстр выйдет из его пса. Из выкормленного и натасканного майданом «пса» выросла инфернальная, дьявольская сущность, это после одесской Хатыни и зверств в Донбассе, когда безоружных людей давили танкам и расстреливали в упор, стало  очевидно до боли.
     Меня всегда поражала фраза: «смерть забирает лучших». Она в казалась мне абсурдной и несправедливой. Почему – лучших? За что – лучших? Ведь они – лучшие, так нужны нам здесь, сейчас, рядом! Почему же они уходят так рано, не успев совершить всего того, что могли бы, не досказав, не допев, не долюбив? Почему оставляют нас одних, растерянных и осиротевших? И лишь в  моменты истины, такие, как нынче, понимаешь, что лучшие - самые совестливые, отзывчивые, неравнодушные - первыми встают на защиту жизни, чести, справедливости, оберегают мир от зла, разрушения и смерти. Они поднимаются первыми, первыми и гибнут, одаряя нас правом на жизнь, охраняя человечество от озверения, одичания, вырождения, исчезновения.
     «Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя», сказано в Евангелии. Отдать жизнь «за други своя» – это высшая степень самопожертвования, это удел лучших, тех, кто встаёт не за себя, а за других, за близких, за дальних и совсем незнакомых, за свой народ. Это качество, заложенное в русских генах, данное нам нашими могучими и героическими предками. Дело собирания Руси будет нелёгким, сколько ещё крови прольётся – неведомо. Юго-Восточной Руси ещё предстоит вспомнить, как воевали наши деды, предстоит учиться беречь каждую жизнь, не подставляя безоружных людей под танки, не оставляя их под защитой палаток в городе, который в любой момент может ощетиниться дубинками, огнём, свинцом, звериной яростью. Нарастающая с каждым часом война с майданом за судьбу своей земли учит этому быстро, но, к сожалению, дорогой ценой.
     Сегодня на календаре ещё только 41-й, и 45-й кажется таким далёким... Сердца наполнены скорбью, сосредотачиваются силы и пока не складываются победные песни. Но время уже пошло, и пепел мучеников уже стучит в каждое живое сердце! Песню-реквием «За други своя» я посвящаю памяти павших в борьбе с фашизмом-2014 в Донбассе и Одессе. Памяти тех, кто не спрятался, не отсиделся по своим углам, кто и жил и погиб за други своя. Они были первыми, они пострадали за всех, и за нас тоже. Придёт время, им поставят памятники, их именами назовут улицы освобождённых городов и сёл Руси.  Вечная им слава и память!