Как понять, что ты — фашист?

На модерации Отложенный

После того, как ребята зажгли в Одессе 2 мая 2014 года, Одесса — это уже не весело. Провокаторов с глянцевыми красными повязками, которые явно действовали в связке с милицией, будут усердно искать. И, разумеется, не найдут, потому что они уже использовали свои двадцать четыре часа на исчезновение.

Поговорим о другом. Любую мерзость начинает узкая группа подонков, но лишь иногда их действия запускает цепочку причин и следствий, в результате которых масса людей оказывается зверски убита другой массой людей. Потом, на трибунале, все убийцы говорят, что они либо выполняли приказы как исполнители, либо шли вместе с толпой, не понимая смысла и не ожидая последствий своих действий. Это безличное явление организованного озлобленного безумия и называется фашизмом (от итальянского слова fascio - «союз» или «связка»). Это развёрнутый и самоподдерживаемый эффект толпы, достигающий в тяжёлых случаях государственных масштабов. Он действует не только на площадях, но и на собраниях, в печати, в Интернете. Толпа навязывает человеку чужую волю, и он даже не понимает, что его собственная воля утрачена, а иллюзорное ощущение свободы просто сигнализирует об отключении части личности, способной к сомнениям. Фашизм — это любое бессмысленное и бесчеловечное объединение людей. Цвет флага здесь ничего не значит и никакой индульгенции не даёт.

Видимо, озлобленная самоорганизация свойственна человеку не на культурном, а на генетическом уровне, поскольку наблюдается у наших ближайших родственников в животном мире — шимпанзе. Тот, кто видел, как их стая преследует сородича из чужой компании, наверняка согласится со мной. Известно, что негодяи легко объединяются, а порядочные люди делают это с большим трудом, что даёт мерзавцам незаслуженную фору. Причина в том, что нормальный человек с какого-то возраста начинает развивать в себе силу противостояния толпе и инстинктивно сторонится любой толпы из опасения заразиться от неё фашизмом — просто на всякий случай.

Я помню эпизод своей молодости, после которого стал осознанно контролировать самостоятельность своей личности. В конце восьмидесятых я приехал в Москву в командировку, связанную с подготовкой к защите моей кандидатской диссертации. Вечером прогуливался в парке имени Горького, и набрёл на огороженное двухметровым железным забором пространство, за которым собиралась давать концерт какая-то рок-группа. Вход был по билетам, покупать которые было бы глупо ввиду отсутствия у меня интереса к такой музыке. Я уже собрался уходить, как вдруг человек двести по команде бросились на решётку и стали перемахивать через неё. Очнулся я уже с той стороны забора, гордо глядываясь по сторонам в поисках одобрения своей ловкости. Это без пяти минут кандидат наук и молодой отец семейства, между прочим. Правда, я не знал хитроумного плана полностью — остальные прыгуны быстро смешались с толпой зрителей, а меня остановил милиционер и предложил перелезать обратно. Я тогда понял, что около тридцати секунд мною управляла толпа, со своей целью, но абсолютно бессмысленная для меня. И что это самое страшное, что может со мной произойти. Человек без своей воли — это мёртвый человек, зомби. Вот так однажды остановит тебя милиционер, а у тебя в окровавленных руках — отрезанная голова ребёнка, и ты в упор не понимаешь, что случилось.

Бедные девочки, которые под объективом видеокамеры весело разливали в пятницу коктейли Молотова в Одессе, оказались в этом ужасном положении — их адреса опубликованы, на них уже натравливают другую толпу. Молодые идиоты, которые соревновались в дальности броска горящей бутылки в окна Дома профсоюзов, чувствуют себя чуть получше, ведь их зеваки снимали со спины. А вот что думает сейчас тот моральный урод, который вошёл внутрь сгоревшего здания и комментировал съёмки трупов с запредельным цинизмом — этого я вообразить не могу. Немногие знают, во что превращается человек при длительном воздействии фашистской среды.

В условиях жестокого группового противостояния сила подчинения толпой человеческой воли иногда превышает все пределы. Поэтому каждому человеку необходимо время от времени проверять, на месте ли ещё его личная совесть. Ведь наш генетический код групповой совести не предусматривает. А совесть великого народа дарована вовсе не каждому цивилизованному обществу — это не природное, а духовное явление. До него ещё дорасти надо, на коленях и по крошкам собирая растоптанные двадцатым веком духовные силы предков.

Как же проверить, что ты случайно не оказался на стороне фашистов в условиях войны, когда со всех сторон в твою голову вбивают однозначную позицию? Надо задать себе ряд вопросов. Ответ на один из них ещё не определяет весь диагноз, но их совокупность может подсказать верный вывод. Вопросы такие.

 

  1. Кто убивает женщин и детей? Без комментариев.

  2. Кто оправдывает убийство женщин и детей каким бы то ни было способом (сопутствующие потери, несчастный случай, плохо разбегались, очищение генофонда)? Тоже всё ясно.

  3. Кто прямо или косвенно использует категорию коллективной вины? Фашисты для своего связывания нуждаются в существовании массового врага, объединённого хотя бы в воображении. Самый простой способ объединить людей во враждебную категорию — распространить реальную вину отдельных личностей или групп на более обширный круг (нацию или класс).

  4. Кто вооружает своих женщин и детей для уничтожения своих врагов? Это — способ сделать войну безвыходной, перенеся её на будущие поколения, и это — способ обессмыслить сам вопрос о преступности убийства женщин и детей. Ведь если они воины, их можно убивать, а если можно убивать наших — можно и чужих.

  5. Кто использует для подражания имена, символику и внешние элементы поведения известных фашистов прошлого? Эти признаки нужны фашистам для запугивания противников, как папуасским людоедам нужны человеческие головы, висящие на поясе.

  6. Кто заявляет о своём расовом (национальном) превосходстве или о расовой (национальной) неполноценности своих врагов?

  7. Кто отрицает братство всех людей на свете, то есть их научно доказанное общее биологическое происхождение?

  8. Кто враждебно относится к межнациональным семьям и употребляет термин «чистота крови» в смысле отсутствия у человека предков из «чужого» рода?

  9. Кто сравнивает своих противников с вредными, но мелкими существами — насекомыми, крысами, паразитами? Смысл этого приёма состоит в лишении людей человеческого достоинства перед их массовым истреблением. Так, геноцид в Руанде 1994 года проходил под воздействием радиопропаганды, в которой представителей тутси называли «тараканами». Заметим, что сравнение врагов со страшными животными (например, «звери» или «гады») — это вполне нормальная реакция человека на опасность и подлость.

  10. Кто издевается над пленными, ранеными и мёртвыми врагами? Это деяние тоже является способом дегуманизации для оправдания истребления других людей той же воображаемой категории.

 

Что делать, если после получения ответов на эти вопросы вы с ужасом осознали, что вы — на стороне фашистов? Думать, конечно, надо было раньше. А теперь ищите свой выход, общего рецепта нет. Главное — это не усугублять свою вину новыми преступлениями и попустительством. Только не торопитесь перейти на сторону бывших врагов, там сейчас тоже у всех мозги набекрень и неизвестно, как они к вам отнесутся. Уползайте лучше в тихое место и ждите спасения, не участвуя ни в какой массовке.