Рогозин тянет за собой в «черный список» российскую космонавтику

На модерации Отложенный

А НАСА и Элон Макс благодарны вице-премьеру РФ

Американо-российские отношения в космосе, как и связи между Соединенными Штатами и Россией в целом, переживают не лучшие времена. 28 апреля Госдепартамент США объявил о введение новых санкций против РФ. В их числе был и отказ России в просьбе «на экспорт или реэкспорт любых высокотехнологичных изделий или услуг оборонного назначения… которые могут усилить военный потенциал России».
 
Аннулированы будут и уже выданные разрешения на такого рода экспорт. Что же касается поставок в РФ прочей высокотехнологичной продукции и услуг, то здесь каждый случай будет рассматриваться особо.
 
Эхо «холодной войны» в космосе?
 
Итак, на первый взгляд решение Госдепартамента прямо подрывает технико-экономическое сотрудничество России и Запада в области беспилотной космонавтики. Причем подрыв этот идет по двум направлениям.
 
Первое – это запрет американским и в более широком смысле западным производителям спутников и спутниковых технологий продавать свой товар в Россию. Дело в том, что даже чисто гражданские спутники входят в так называемый «Список вооружений США» (US Munitions List) как технологии двойного использования.
 
Если неамериканские космические аппараты (КА) были также разработаны с применением американских «двойных» технологий (которые в той или иной степени есть практически во всех западных спутниках), то США имеют право запретить продажу и этих КА любой стране по своему усмотрению.
 
Правда, в Вашингтоне ведутся разговоры о том, чтобы исключить значительную часть гражданских спутников и их компонентов из данного списка, но по оценкам американских экспертов, если это и произойдет, то не раньше конца текущего года.
 
Второе направление, способное нанести серьезный ущерб взаимодействию России и Запада в космической сфере – это запрет нероссийским владельцам спутников, в которых есть американский технологический «след», запускать их на орбиту с помощью российских носителей. Инструмент запрета во многом схож с действием «Списка вооружений США».
 
Еще во времена «холодной войны» Вашингтон установил правило: любая страна, желающая вывести в космос с помощью иностранного носителя спутник, в котором использовались какие-либо американские технологии (а, как правило, почти в каждом несоветском спутнике что-нибудь американское да использовалось), должна получить одобрение на использование этого носителя со стороны правительства Соединенных Штатов.
 
Формальной причиной для такого требования было предотвращение попадания данных технологий в руки потенциальных противников США, например, СССР или Китая. Логика здесь была следующая: чтобы установить КА на носитель, его непременно нужно привезти в страну-владелицу данного носителя. Там-то и может произойти «утечка» критически важных технических сведений.
 
После окончания «холодной войны» и наступления эры «стратегического партнерства» между Москвой и Вашингтоном, правило это в отношении российской космической отрасли было в 2000 году окончательно отменено. Однако, похоже, что «заморозки» в отношениях между двумя странами могут вновь поставить барьер между российскими носителями и спутниками, в конструкции которых прослеживается американская «технологическая ДНК».
 
Не все так плохо
 
Как полагают эксперты из США, на самом деле упомянутое «противоспутниковое» решение Госдепартамента при всей его жесткости, тем не менее, может облегчить экспорт западных КА в Россию. Ведь оно исключает необходимость заносить «оптом» все спутники в список изделий, экспорт которых в РФ запрещен. Достаточно будет определить, что какой-либо КА не «усилит военный потенциал России», чтобы дать «зеленый свет» на его продажу российским операторам.
 
То же самое относится и к запуску спутников с помощью российских носителей. Ведь КА иностранного оператора проходит в этом случае через РФ лишь «транзитом». Как он может способствовать укреплению обороноспособности России? Правда, подчеркивают эксперты, для этого необходимо, чтобы Госдеп согласился с такой логикой.
 
А пока «противоспутниковые» меры Вашингтона уже дали о себе знать. Канада, ближайший военно-политический союзник США, отказалась от плана запустить летом этого года свой спутник M3MSat и еще пару небольших КА на российской ракете-носителе «Союз».
 
Василий Буслаев на космическом «мосту»?
 
Василий Буслаев – это один из персонажей российского былинного эпоса. Вот как определяет его личность Википедия: «Василий Буслаев – новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали... С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки».
 
Один из главных «подвигов» этого молодца – битва на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Не далее как 29 апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин продемонстрировал чудо реинкарнации, явив собой Василия Буслаева на космическом «мосту», пока еще связывающем Россию и США.
 
«[Американцы] говорят: “Не трогайте Международную космическую станцию и эти программы”, – сказал Рогозин во время своего визита в Крым. – Окей, но тогда давайте так мы сделаем. Если они хотят нанести удар по экономическому потенциалу российского ракетостроения, то пусть тогда батутом доставляют своих астронавтов на Международную космическую станцию».
 
Вот так – пригрозить опустить шлагбаум перед астронавтами НАСА, ходящими вместе со своими российскими коллегами по одному и тому же «мосту», перекинутому через космос. Серьезное намерение, выраженное к тому же сильными по своей прямоте и однозначности словами.
 
Если бы они были произнесены на митинге движения «Наши», то можно не сомневаться, что вызвали бы у собравшихся бурю восторга. Но специалистам и просто образованным людям было бы трудно разделить эмоции «авангарда российской молодежи» по поводу слов Рогозина.
 
Уж сколько раз твердили миру...

 
...в том числе и господину Рогозину об органической взаимосвязанности участия двух стран в проекте МКС. Российский сегмент орбитального комплекса зависит от американского по энергетике, а американский от российского по двигательной установке. Кроме того, два ЦУПа – один в подмосковном Королеве, а другой в Хьюстоне – играют равновеликую роль в управлении полетом МКС.
 
Представим теперь, что Россия откажет Америке в доставке астронавтов НАСА на «Союзах». Кто будет тогда обслуживать американский сегмент станции? Российские космонавты? Но есть ли у них для этого соответствующая квалификация и время, чтобы этим заниматься (свой сегмент нужно поддерживать в рабочем состоянии)?
 
Впрочем, Соединенные Штаты могут, конечно, обратиться за помощью к европейским, канадским и японским астронавтам, которым вице-премьер Рогозин пока не пригрозил лишением доступа на станцию. (Хотя чем Европа, Канада и Япония «хуже» США? Они ведь тоже стали вводить санкции против России).
 
Но кто сказал, что Соединенные Штаты, если им откажут в доступе на МКС, вообще продолжат свое участие в этом проекте и станут просить кого-либо обслуживать свой сегмент? Какой у них будет интерес в том, чтобы тратить деньги на продолжение эксплуатации комплекса, который фактически окажется под полным российским контролем?
 
Сказ о глупом фермере
 
В общем, представьте себе ситуацию: двое фермеров вырастили корову, у них равные права на нее. Они одинаково ухаживают за ней, кормят ее, но у одного из фермеров нет своего трактора и он пользуется трактором другого, чтобы возить буренке свою долю корма.
 
И вдруг тот первый обиделся на второго и сказал, что больше не даст ему пользоваться трактором и что будет кормить только свою половину коровы. Дикая ситуация, правда? Но именно к ней сводятся всякие попытки «разделиться» в рамках проекта МКС.
 
Ну и, наконец, главное. «Фермер» без «трактора» платил за право воспользоваться «трактором» партнера. НАСА перечисляет Роскосмосу около 71 миллиона долларов за полет одного астронавта туда и обратно на МКС. В добавление к тем сотням миллионов долларов, которые Россия уже получила от США, она должна положить на свой счет еще 457,9 миллиона долларов за предоставление аналогичных такси-услуг американским астронавтам до 2017 года включительно.
 
Итак, с одной стороны, обречь «корову» на полуголодное существование или вообще поставить под угрозу ее жизнь и здоровье, а с другой – лишиться денег от сдачи «трактора» в аренду. Кто от этого выиграет?
 
Выигрывает Элон Маск и...
 
Порой складывается впечатление, что российские политики, в частности вице-премьер Рогозин, делают все возможное, чтобы стимулировать развитие космической отрасли США в ущерб российской космонавтике.
 
Прошлым летом в Совете безопасности РФ пошли разговоры о возможности прекращения поставок ракетного двигателя РД-180 для американского носителя «Атлас-5».
Теперь вице-премьер предупредил о возможности отправить в «нокаут» американское участие в проекте МКС.
 
Конечно, с большой долей вероятности ни та, ни другая угроза воплощены в жизнь не будут – и отнюдь не из-за торжества дипломатии. Просто прекрати Россия поставлять РД-180 в США и встанет НПО «Энергомаш», в основном загруженное именно американскими заказами. Откажут астронавтам НАСА в «Союзах», и пропадут почти полмиллиарда долларов, под которые уже выделено место в бюджете Роскосмоса.
 
Но слово не воробей, и американские политики хорошо понимают: то, что было озвучено, пусть даже в порыве чувств, может однажды стать реальной политикой. В отличие от вице-премьера Рогозина, который в том же крымском выступлении сказал: «На слова мы будем отвечать словами, а на действия действиями», в США отвечают на слова действиями.
 
30 апреля Суд федеральных исков США наложил предварительный запрет на покупку американской стороной двигателей РД-180. Напомним, что активным сторонником такого решения выступал глава SpaceX Элон Маск, который считает, что ракеты-носители типа «Фалькон», выпускаемые его компанией, вполне могут заменить «Атлас-5» с российскими двигателями.
 
Судья Сюзен Брейден, вынесшая данный вердикт, пришла к выводу, что поставка РД-180 может попасть под действие санкций, которые озвучил вице-премьер Рогозин, курирующий российскую ракетно-космическую отрасль.
 
Но и без РД-180 Элон Маск должен быть благодарен Рогозину. «Похоже, наступило время сбросить "покрывало" с нового "Дракона Мк2", который SpaceX разрабатывал вместе с НАСА, – написал Маск в своем Твиттере. – И никакого батута не потребуется». Согласно британскому еженедельнику The Week, первый полет семиместного пилотируемого «Дракона» с людьми на борту может состояться уже в 2015 году.
 
...выигрывает космический бизнес США…
 
События в Украине дали неплохой импульс развитию американского космического бизнеса в целом.
 
С момента начала кризиса в этой бывшей советской республике НАСА продлило многомиллиардный контракт на доставку грузов на МКС с компаниями SpaceX и Orbital еще на 24 месяца – с декабря 2015-го до декабря 2017 года. А в недрах агентства готовится еще одно продление того же контракта, на этот раз до 2024 года. По мнению НАСА, для обслуживания МКС достаточно будет 4-5 «грузовых» полетов в год, на что в ежегодном бюджете НАСА будет выделяться от одного до 1,4 миллиарда долларов.
 
 ...выигрывает НАСА
 
 Американское аэрокосмическое агентство тоже получило свой кусок «пирога», к «выпечке» которого приложил руку Рогозин и ему подобные российские политики, грозящие Соединенным Штатам ответными санкциями в космической сфере.
 
В прошедшую среду Подкомитет по торговле, юстиции и науке, входящий в состав Комитета по бюджетным ассигнованиям (House Appropriations Committee’s Commerce, Justice, and Science (CJS) subcommittee), отвечающий за формирование бюджета НАСА, буквально «позолотил» руку агентства. В непростых экономических условиях в стране НАСА получило на 2015 год почти 17,9 миллиардов долларов. Это – на 435 миллионов больше той суммы, которую запросил для агентства на будущий год президент, и на 250 миллионов больше, чем НАСА получило в прошлом году.
 
Но главное (то, что можно отнести к последствиям российских угроз), в бюджете НАСА на 2015 год предусмотрено выделение 1,14 миллиарда долларов на продолжение работ по новому пилотируемому кораблю НАСА «Орион» и 1,914 миллиарда на новый носитель НАСА SLS. И тот, и другой должны войти в эксплуатацию к 2020 году.
 
Это – на 270 миллионов больше той суммы, которую запросило НАСА (а агентство, как известно, просит «по максимуму», чтобы менее болезненно переносить традиционное срезание его бюджета Конгрессом и Белым домом). Кроме того, как отметили члены подкомитета, американские компании, создающие «частные» космические корабли, также получат дополнительное финансирование.
 
Все эти элементы – «Орион», его «собратья», создаваемые частными американскими компаниями, SLS призваны в том числе как можно скорее покончить с зависимостью Соединенных Штатов от российской космической техники.
 
Куда тащат российскую космонавтику ее руководители?
 
Отказ НАСА от российских космических транспортных услуг неминуем. Видимо, это вопрос еще двух-трех лет, когда у США появятся собственные пилотируемые корабли. Поэтому на первый взгляд Россия от заявлений Рогозина «а-ля Василий Буслаев» ничего особенно не теряет.
 
Но это очень близорукий взгляд на ситуацию. Не будем забывать, что вся стратегия развития российской пилотируемой космонавтики – стержня космической отрасли РФ – рассчитана на интеграцию в международные проекты, в которых Америка и ее политические союзники по определению будут играть ключевые роли. И никаких перемен в этой стратегии пока нет, если не считать не обоснованных ни с научно-технической, ни с экономической или политической точек зрения разговоров о создании российской базы на Луне.
 
Несмотря на свой вклад в проект МКС в виде опыта, технологий и техники для создания и эксплуатации орбитальных комплексов, Россия показала себя неважным партнером в рамках данного проекта. Многочисленные задержки поставок российских элементов для станции заметно повысили ее стоимость и замедлили начало сборки МКС на орбите.
 
Разумеется, без российских «Союзов» станция в настоящее время просто не имела бы экипажа на борту, но эта ситуация относится к категории форс-мажорных. Чтобы исключить ее повторения, США как раз и разрабатывают несколько новых типов пилотируемых кораблей.
 
Так не доставайся же ты никому!
 
Итак, не имея, с одной стороны, никаких технологий, интересных для будущих «дальнекосмических» проектов западных стран, а с другой – фактически лишившись «стратегического партнерства» с Западом, которое можно было бы заполнить космическим сотрудничеством, Россия предпринимает серьезные усилия к тому, чтобы вдобавок продемонстрировать себя непредсказуемым и ненадежным партнером.
 
Или если не Россия в целом, то по крайней мере руководители ее космической отрасли и в первую очередь вице-премьер Рогозин. Впрочем, ему терять нечего, он уже попал в «черный список» США и их западных союзников. Но зачем же он тащит за собой в «черный список» нежелательных партнеров российскую космонавтику? Или он действует по принципу, озвученному в «Бесприданнице»: «Так не доставайся же ты никому!»?
 
Но при сохранении уже отмеченной «зацикленности» руководителей космической отрасли на международном сотрудничестве соблюсти этот принцип все равно не получится. И его действие может привести к тому, что космонавты в Звездном городке вместо английского языка станут изучать китайский как главный рабочий язык в будущих международных проектах с участием России.
 
Чтобы этого не произошло, нужно помнить другой принцип, озвученный в «Мастере и Маргарите»: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!». Однако, чтобы это произошло, Россия должна показать ведущим западным космическим державам, что может не только затирать до дыр околоземное пространство или в лучшем случае повторить лунную программу США в «растолстевшем» виде, но самостоятельно идти в «дальний» космос без «костылей» международного сотрудничества.
 
И на «десерт» мнение The Week
 
«Спасибо Рогозину за то, что озарил светом [реальное положение вещей], – отметил в своей статье уже упомянутый британский еженедельник. – Мы не должны забывать, что величайшее достижение человечества в космосе – полеты людей на Луну – стало результатом именно соперничества, а не сотрудничества между США и СССР».
 
«Соперничество, суть которого состоит в том, чтобы быть первым и лучшим, – продолжил The Week, – является очень сильным мотивом для достижений, выхода за пределы возможного. Если США в самом деле оказались в состоянии новой "холодной войны" с Россией, то новая "космическая гонка" не за горами».
 
Та «космическая гонка», которая была в 1960-80-е годы, по сути стала величайшими олимпийскими играми в области науки и техники. Это соревнование оказало общее благотворное воздействие на отношения между СССР и США, ибо обе эти страны тратили свои интеллектуальные и экономические ресурсы на то, чтобы одержать верх друг над другом не в области создания средств взаимного уничтожения, а в сфере исследования и освоения космоса в мирных целях.

В конечном счете это оказало серьезное стимулирующее влияние на развитие науки и техники в Советском Союзе и Соединенных Штатах в целом.
 
Если Запад вновь предложит России подобные «олимпийские игры», готова ли будет она принять в них участие? Скорее да, чем нет, но при условии, что у руля российской космонавтики будут стоять люди, больше напоминающие главного конструктора Сергея Королева, чем Василия Буслаева.