Писатель Дмитрий Галковский: Еще недавно сценарий третьей мировой был только в играх

На модерации Отложенный

Писатель Дмитрий Галковский: Еще недавно сценарий третьей мировой был только в играх
http://spb.kp.ru/daily/26225.5/3107884/

Украинские события с точки зрения метафизики [видео]

Пройдет время, а мне еще долго будет сниться киевский майдан в виде ночных кошмаров, состоящих из похоронных венков, засох­ших новогодних елок, запаха гари, баррикад из увядших гвоздик и разгуливающих между брезентовыми палатками студентов в костюмах плюшевых зверей, которые вносили в атмосферу общего безумия свою нелепую ноту... Вернувшись в Москву и задумавшись, к кому бежать для начала - к психологу или сразу к психиатру, - я неожиданно наткнулась на текст «Философия майдана», который сочинил писатель, философ и блогер Дмитрий Галковский. И поняла, что больше, собственно, бежать никуда и не надо...
«Грантосос» из Петербурга

- В вас, Дмитрий, вероятно, проснулся предок-украинец, потому что все последние месяцы вы чуть ли не каждый день пишете ироничные, злые, но весьма точные комментарии к украинским событиям.

- Я сказал бы, что во мне проснулся не украинец, а русский, но он никогда и не засыпал. У меня, как и у многих россиян, есть украинские корни. Фамилия Галковский - от села Галки, ныне в Сумской области, а ранее в бывшей Харьковской губернии. И всегда в моей семье к Украине относились очень уважительно, как к части родины. Мне кажется, что майдан - это событие не украинской, а русской истории. И важнее то, что происходит не в Киеве, а в Москве. Потому что наше руководство делает резкий поворот в сторону более серьезной поддержки русских национальных интересов. В знаменитой речи Путина по поводу крымских событий было дано понятие русской национальной трагедии, которая состоит в том, что огромное количество сооте­чественников осталось за рубежом. Но ведь до этого 23 года эта тема не акцентировалась! Считалось, что в 1991 году произошел полюбовный раздел!

- Перед вами человек, который эту трагедию пережил лично, поскольку в момент распада Советского Союза я жила в Эстонии. И именно это обстоятельство было главной причиной моего несовпадения с поклонниками Болотной площади, потому что я не хотела терять страну еще раз. Но вы можете себе представить, чтобы они, например, пришли на Красную площадь, разбили палатки и устроили там то, что демонстранты устроили в Киеве?

- Я думаю, в России это невозможно. И это огромная трагедия Украины, ведь до 1917 года официально считалось, что русские (великороссы), малороссы (украинцы) и белорусы - это единый народ с некоторыми региональными особенностями. И культура у нас была общей. Вот Гоголь - он чей писатель, русский или украинский? Нам казалось, что Гоголь должен быть основой украинской национальной культуры. А на Украине говорят, что это «грантосос» из Петербурга, который на деньги Николая Первого писал произведения, унижающие украинцев… Получается, что, отказавшись от русской культуры, украинцы отказались от культуры вообще, потому что им нечего противопоставить взамен. Чтобы создать культуру, должны пройти столетия и появиться люди-гении, которые смогли бы написать нечто такое, что останется в веках. Пока ничего этого нет: Тарас Шевченко, Леся Украинка и Иван Франко - это все-таки второстепенные писатели. И что получается в результате? Отказываясь расти, люди остаются на уровне сельской бытовой культуры.

 
Явь и компьютерная стрелялка поменялись местами: невозможно отличить, какая из картинок имеет отношение к реальности.
Фото: Кадр из игры S.T.A.L.K.E.R.
 

Пропаганда и медведь

- Я смотрела в Киеве телевизор и не верила своим глазам, потому что постоянно слышала слова «война» и «оккупанты». Мне это почему-то напомнило Грузию образца 2006 года. Я тогда спрашивала у грузин, почему у них загажены подъезды. Мне отвечали: «Потому что у нас идет война». «И с кем же вы воюете?» - переспросила я. «С вами...» - ответили мне. А потом случился август 2008-го...

- Я думаю, в Киеве все гораздо хуже, потому что ту лексику, которая в украинском телеэфире появилась ПОСЛЕ крымских событий, хотя бы гипотетически можно оправдать, но дело в том, что все это было ДО. То есть эта военная пропаганда велась все последние 10 лет. Государство, которое ее ведет, является по определению милитаристским. Характерный пример - Северная Корея. Они постоянно громят «американских империалистов» и «южнокорейских марионеток», готовятся к войне и реально испытывают атомное оружие. Если же мы возьмем Украину, то там практически нет никакой армии, и на фоне этого они умудрялись вести военную пропаганду... По-моему, это единственный случай в мировой истории. Потому что если страна не имеет серьезных вооруженных сил, то она хотя бы из чувства самосохранения не должна дразнить медведя. Тем более что в России вообще никакой антиукраинской пропаганды не было.

- Мы сейчас с вами случайно не ею занимаемся?

- Мы пытаемся разобраться в том, что произошло. А произошла огромная трагедия. Многолетние усилия Украины увенчались успехом, потому что теперь и в России люди тоже начинают относиться к украинцам неприязненно, видя людей, которые прыгают на майдане и кричат: «Москаляку на гилляку!» А русский человек - это медведь такой. Пока его просто тормошат, он смотрит достаточно добродушно. А когда ему больно, у него глаза наливаются кровью, и после этого его очень трудно вернуть в нормальное состояние. Должны пройти долгие годы совместной русской и украинской работы, чтобы снова отношения были хотя бы на троечку с плюсом.

 
Сделано на майдане.
Фото: Олег Терещенко/«КП» - Киев
 

От великого до смешного

- Я пыталась выяснить у обитателей майдана, когда же они разойдутся. И мне ответили: никогда! Потому что русские - «это нация рабов, которым нужен царь», а украинцы - «вольное казачество», и в то время, как мы были бурлаками на Волге, они писали письмо турецкому султану... Почему из всей своей истории украинцы выбрали и поэтизировали именно этот временной отрезок?

- Они ничего не выбирали. Украинцы, отказавшись от своей культуры, целиком оказались во власти культуры массовой. Основа массовой культуры - телевидение, которое создает на Украине совершенно фантастический сектантский мир. Та легенда, которая там творится, имеет ярко выраженную антирусскую окраску. И спорить с ними бессмысленно. Я в своем блоге это иногда делаю, но скорее в шутку - например, когда там говорят про рабство русских, я отвечаю, что основа крепостного права - это именно Украина, там максимально была развита барщина, а великорусский крестьянин всегда мог подняться и уйти куда глаза глядят, потому что рядом были Урал и Сибирь. Большая часть украинцев же веками жили даже не под национальными помещиками, а под поляками. И если уж говорить о том, у кого рабская психология, а у кого не рабская, то это, наверное, не про нас…

- Скажите, но почему на майдане вылезло столько уродства? С одной стороны, трагедия - поскольку погибли люди. С другой - цирк…

- Человек - существо разу­мное. Но, кроме разума, у него есть эмоции, которые делятся на две части - высшие и низшие. Низшие - это злоба, ненависть, похоть, жадность. Высшие - любовь, самопожертвование и религия, как связь с Богом. И, к сожалению, всегда вниз идти легче, чем вверх. То есть легче осмеять, оплевать, пробудить у человека животные инстинкты. В украинских учебниках пишут, что несколько столетий украинцев мучили, притесняли, уничтожали и вымаривали голодомором… Но на самом деле украинцы процветали - если брать их существование в рамках России, например, XIX века. Это был совершенно равноправный народ, часть русского народа, входивший в великое государство, которое уважали.

Украинцы занимали самые высокие посты в Российской империи. Но даже этот век описывается в учебниках как сплошное притеснение и издевательство…  Люди пришли на майдан с таким ощущением, что на них нападают, поэтому нужно кидать бутылки с «коктейлем Молотова», драться ножками от табуреток...

- Давайте попробуем спрогнозировать: когда и под воздействием чего на Украине наступит отрезвление?

- Вам как ответить - честно или вежливо? Первый вариант: ввести войска и установить режим военного управления. Через три года там все будет нормально и с экономикой, и с культурой. И людям станет гораздо лучше, потому что сейчас они тащат ношу, которая для них непосильна. Солженицын еще в 1991 году писал в своей работе «Как нам обустроить Россию» о том, что Украина взяла на себя слишком много, приписав к себе те земли, которые никогда не были украинскими, и это ей выйдет боком... Второй вариант - требовать в достаточно жесткой форме, чтобы национальные русские интересы были учтены, создать федеративное управление, чтобы западные, южные и восточные районы друг другу не мешали.

 
На киевском майдане взошли лук и редиска. Психология деревни все-таки победила...
Фото: Олег Терещенко/«КП» - Киев
 

Мистика истории

- Вы в своих текстах весьма иронично называете майдан украинским «ноу-хау», подарком Украины миру.

- На самом деле многие не понимают, к какому мы подходим ужасу, ведь до недавнего времени в мире не было сценария третьей мировой войны. Она могла появиться в период глобального противостояния Советского Союза и США - и было понятно, как это может произойти. А затем атомная угроза рассеялась. Проблемы уничтожения, глобального холокоста, больше не было. Сейчас же она вылезла снова. На сценарий будущей войны вполне потянет: русские в ответ на притеснение жителей восточных областей вводят свои войска, НАТО тоже, и происходит обмен атомными ударами... В мировой культуре еще в 70-е годы возникло понятие «постнуклеар» - сначала как фантастическое произведение, а потом как элемент массовой культуры. Снимались фильмы, создавались компьютерные игры про мир, зараженный радиацией после атомной войны, который снова попал в эпоху Средневековья. Эта картинка казалась ужасной, но одновременно притягательной, можно было делать разные сюжетные ходы и проводить исторические параллели. Какое, как вы думаете, государство к этой модели «постнуклеара» подошло в реальности? К сожалению, Украина.

- Вы именно это имели в виду, когда написали: «От украинцев давно пахнет смертью»?

- В том числе. На Украине случилась чернобыльская трагедия. А потом оказалось, что в украинские массы пошли компьютерные игры, связанные с этой идеей: например, игра «Сталкер», где люди в районе Чернобыля борются с мутантами. И когда я разглядывал картинку майдана, я видел персонажей этих компьютерных игр: люди одеты в противогазы, в самодельные каски, вокруг пожар и гарь. Состояние ада... Как ни страшно себе представить, но украинская нация создает в реальности культуру «постнуклеара». Ведь еще Бердяев сказал, что самое страшное в том, что мечты сбываются... Мечты о «постнуклеаре» в максимальной степени могут сбыться на Украине, и те люди, которые пытаются сейчас получать на Западе кредиты, не видят за деревьями леса. В самой основе формирования украинской культуры было заложено стремление к разрушению. И этому есть подтверждение из раннего этапа украинской истории. С чего началось украинское независимое государство? С батьки Махно с его Гуляйполем, полным анархии, с грабежей, убийств. Многие люди себя ощущали там вполне уютно, это был для них образ жизни. Какое еще государство можно приписать к этому же типу культуры? Наверное, Мексику - там тоже была кровопролитная гражданская война и люди вроде Махно. И культ смерти.

- То есть я, почувствовав на майдане запах смерти, все угадала правильно?

- Увы. Мы стоим на пороге гражданской войны в окружении людей, которые радуются созданию «постнуклеарного» мира... Если они радуются этому миру, они его получат. Это мистика мировой истории. И я боюсь, метафизику предстоящих событий не понимают ни в Европе, ни в Америке.

- Но каким образом мечта о «постнуклеарном» мире сочетается с психологией деревни, в которой зреет рожь и корова рожает телят?

- Очень даже сочетается! Потому что, когда неподготовленный крестьянин попадает в город, он, с его точки зрения, попадает в ад. Мир, где коптят заводы, где люди ходят на улицах и не здороваются, где мало зелени, где воздух отравлен химикатами и все живут по жесткому расписанию, как в тюрьме. Сельский житель испытывает чувство неудовольствия, ужаса и тоскует о деревне. И те люди, которые попали на майдан из деревни, Киев ненавидят тоже.

Не по трафарету

- Могло ли получиться так, что технология «цветных» революций, которая блестяще работала в наложении на протестантскую или католическую культуру, дала сбой именно потому, что уткнулась в культуру деревенскую? Может, оттого и весь конфликт: украинцы хотят стать культурной Чехией, а все время получается Египет?

- Вся великая американская культура - это культура прагматизма. Для них нет разницы между Колумбией, Украиной и другими странами. Они частично, конечно, учитывают национальную специфику, но в целом действуют по трафарету. И они, мне кажется, не очень поняли одну вещь: что есть народы малые, есть средние, а есть великие. Великий народ - это не тот, у которого большая численность населения, а тот, кто создал аристократическую элиту, давшую миру образцы особых достижений в области науки или культуры. Таких народов очень мало: десять - пятнадцать. И к этим великим народам нужно относиться уважительно. Если их прессовать, то могут быть очень плохие последствия.

Конкретный пример - Первая мировая война. Германия проиграла, была повержена, ее расчленили, а через 20 с лишним лет по полной программе получили ответ. Германию провоцировали на войну, чтобы окончательно уничтожить, но то, что она сможет легко разгромить Францию и почти разгромить Россию и что против нее шесть лет придется воевать и потерять огромное количество людей, никто не предполагал. Или Япония. Когда ее оккупировали американские войска, там даже сохранили монархию, хотя по идее должны были осудить японского императора и казнить его как виновника войны. Почему? Потому что американцы сообразили, что японцев наказывать можно до определенных пределов, что есть границы, за которыми великий народ даст великий и, может быть, страшный ответ... И вот в 1991 году американцы решили, что великого народа - русских - больше нет, все развалилось, холодную войну проиграли, Россия - «региональная держава», с которой можно поступать, как с Колумбией. Американцев на самом деле интересует не Украина, а Россия, они заигрывают с Украиной и даже в глаза не видят явно фашистские элементы, которые Обаму, как антирасиста, должны доводить до ненависти. Для него главное - добить и так максимально ослабленную Россию, он действует прагматически правильно, но не понимает масштаба возможного ответа...

Великий народ не может исчезнуть. Он может потерять территорию, экономическое могущество, но не культуру, потому что она вечна. Культура - это программирование. Когда человек читает великие произведения, он сам становится великим. Возникает магическое пространство, в котором могут родиться уникальные личности. Один человек изобретет бомбу, которая уничтожит земной шар, другой - машину времени. Россия и есть то место (так же, как Япония, Германия, США, Китай или Индия), где такой человек потенциально может появиться. Поэтому такую культуру и такую цивилизацию нельзя давить - окажется себе дороже. Украина - отколовшаяся часть этого великого русского мира. Я думаю, временно отколовшаяся...