Армия будущего: Боевые акулы, жуки-шпионы и крысы-киборги

На модерации Отложенный

   Владимир ЛАГОВСКИЙ (01:00)
   Жук-шпион.

   Армия будущего: Боевые акулы, жуки-шпионы и крысы-киборги
  

   Каких животных пытаются использовать в военных целях
   На днях США объявили, что планируют провести в Черном море учения с участием боевых дельфинов. А каких еще животных готовятся поставить под ружье разные страны мира?
  
   Сивучи против диверсантов
   О боевых дельфинах наслышаны многие. «КП» тоже писала об этом (см. kp.ru) - такая программа работала и в США, и в СССР. А сейчас поговаривают, что программа будет возобновлена. Но мало кто знает об их «однополчанах» - других морских животных, служивших в армии. А именно - о морских львах, котиках и тюленях.
   Первым предложил использовать животных в военных целях знаменитый русский дрессировщик Владимир Дуров. Он же подготовил первых боевых сивучей - морских львов - 20 штук. Но они погибли во время революции.
   Опыт дрессировщика оказался востребованным в 70-е годы XX века, когда в СССР были созданы несколько центров подготовки зверей-подводников - под Севастополем, во Владивостоке, Мурманске, Батуми и Клайпеде. Несколько десятков сивучей приобретали боевой опыт в акваториях Эфиопии, Анголы и Вьетнама - защищали эти страны от диверсантов, устанавливающих мины на корабли. Убивали примерно таким же оружием, которым были оснащены сослуживцы-дельфины, - иглой, соединенной с баллоном со сжатой углекислотой. Она была установлена на морде. Сивуч вонзал иглу в диверсанта, впрыскивая углекислоту, и вредителя буквально взрывало изнутри.
   Долгое время дельфины, морские котики и сивучи охраняли Севастопольскую гавань и Балаклавскую бухту.

   Боевой дельфин прикрепляет сигнальный буй (на спине) к обнаруженной им мине (справа вверху). Буй затем подает сигнал водолазам, которые обезвредят мину.
   Фото: Getty Images
  
   Миллионы коту под хвост
   Но есть и более экзотические бойцы видимого и невидимого фронтов. Что скажете, например, о коте-шпионе?
   Рассказывают, будто бы в 1962 году в ЦРУ начали обучать котов шпионскому делу. Они, дескать, осторожны, умны, легко преодолевают препятствия и могут скрытно проникнуть чуть ли не в любое помещение, не вызвав подозрений.
   Своего Куклачева у американцев не было, и дело шло туго. Мурзики неохотно привыкали к микрофонам, которые им засовывали в уши, чтобы превратить в живое подслушивающее устройство. Не нравились мурлыкам и передатчики, которые крепились под брюхом, и антенны, которые тянулись по спине. В итоге, потратив почти 20 миллионов долларов, церэушники за пять лет превратили в полноценного шпиона одного кота, который терпел оснащение и был натаскан передвигаться по заранее разработанному маршруту. Пушистого агента направили к месту предполагаемой встречи советских разведчиков в одном из парков Вашингтона. Но кот попал под колеса автомобиля, так и не продемонстрировав своих навыков. Проект свернули.
  
   Рыбы-киллеры
   В отличие от дружелюбных дельфинов, которые убивают, что называется, из лучших побуждений (они колют диверсантов прикрепленной иглой, повинуясь инстинкту спасателя - как бы выталкивая «тонущую» жертву на поверхность воды, акулы - прирожденные киллеры. Но как их натравить на конкретного врага?
   Специалисты из американского Управления перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA), похоже, знают ответ на этот вопрос. Проектом руководит Джелли Этема из Бостонского университета. Правда, пока хищники повинуются дрессировщику не в открытом море, а в бассейне. Но лиха беда начало!
   Этема работает с отделами мозга акул, реагирующими на запах. Направляет на них импульсы с помощью вживленного пучка тончайших электродов. Они соединены с антенной, установленной на голове рыбы.
   Ученый дает команду, допустим, повернуть налево. Электроды раздражают конкретную сторону обонятельного центра в мозгу. И акуле кажется, будто бы она уловила привлекательный запах. Хищница плывет в его сторону.
   Похожим образом возбуждение акулам могут дать команду на кого-нибудь наброситься. Или что-нибудь перегрызть.
   Но и это еще не все.
   - У акул поразительное чувство навигации, - рассказывает Джелли Этема. - Замечено, что некоторые виды - тигровые и голубые - могут плыть десятки километров строго по прямой. И вообще они очень хорошо ориентируются и находят добычу. Видимо, реагируют на магнитное поле и его изменения. И «рисуют» у себя в мозгу соответствующую картинку. С помощью вживленных электродов картину можно считывать и передавать. И как бы видеть то, что ощущает акула. Вплоть до подводных лодок противника или ныряльщиков-спецназовцев.

   Самым массовым живым оружием были собаки.
   Фото: ИТАР-ТАСС
  
   Эскадрилья крылатых-полосатых
   На создание компактного прибора для обнаружения взрывчатых веществ Пентагон потратил 25 миллионов долларов и четыре года. В итоге с помощью ученых из Великобритании появился эдакий гибрид ручного пылесоса с телевизором под названием VASOR (Volatile Analysis by Specific Olfactory Recognition) - «анализатор летучих веществ с помощью особого обонятельного распознавания».

Главный рабочий элемент в нем... пчела. Именно она обеспечивает то самое особое обонятельное распознавание, нюхая засасываемый воздух.
   Для верности прибор оснащен множеством пчел - 6 обойм по 6 штук в каждой. Итого 36 насекомых, пристегнутых к миниатюрным креслицам.
   Пчелы не простые, а специально натренированные распознавать взрывчатку по запаху.
   Тренируют пчел так: запускают в помещение, в котором распылено несколько летучих веществ, включая «аромат» той или иной взрывчатки.
   Когда в смеси запахов есть тот, который нужно обнаружить, в помещение наливают немного сиропа. Пчела его находит и запоминает аромат, допустим, гексогена. Или динамита. Насекомое вырабатывает условный рефлекс - находить взрывчатку - всего за пару часов тренировок.
   В приборе VASOR пчелы ведут себя так, как и в природе - обнаружив искомый запах, высовывают язык. Это фиксирует особый датчик.
   А вот жуков, наоборот, тренируют не на оборону, а на нападение. Их ученые пытаются превратить в радио-управляемые «бомбардировщики». Мишель Махарбиз и Хиротака Сато из Калифорнийского университета в Беркли уже провели успешные полетные испытания. Для экспериментов ученые подобрали крупных насекомых - от 7 до 20 сантиметров.
   - Электронные устройства, необходимые для приема управляющих сигналов, пока все-таки слишком тяжелы, - объяснили «жукомоделисты». - Жуки должны быть достаточно сильными, чтобы подняться с ними в воздух. Своего рода тяжелыми бомбардировщиками.
   Во время испытаний насекомые по командам «с земли» взлетали и маневрировали так, как хотелось людям: вправо, влево, вверх, вниз. И садились, куда им было указано. Миниатюрные электроды, вживленные в нервную систему насекомых, позволяли манипулировать мускулами с нужной стороны тела.
   Комментируя эксперименты, специалист по робототехнике и искусственному интеллекту профессор Ноэль Шарки из британского Университета Шеффилда заявил, что жуки, по его мнению, по своим характеристикам превосходят рукотворные микроскопические летательные аппараты - так называемые MAV (Micro Air Vehicle), работы над которыми тоже идут не без успеха.
   Далее, как прогнозирует профессор, диапазон применения жуков-киборгов будет зависеть лишь от того, насколько миниатюрной, дешевой и быстродействующей станет электроника. Управляемые жуки могли бы нести на себе биологическое или химическое оружие. Или просто взрывчатку. Больших разрушений она не нанесет. Но компьютеры противника уничтожить способна. Да и убить кого-нибудь можно, посадив жука на голову.
   Кстати, сейчас в рамках проекта исследователи работают и с мухами, и с бабочками, и со стрекозами, которые превосходят жуков по маневренности. И обладают более понятной для ученых нервной системой.
   А если дело дойдет до комаров, блох, клопов или вшей? Тогда вся эта радиоуправляемая гадость сама станет оружием. Будете смеяться, но Пентагон одно время всерьез рассматривал планы массовых атак на противника посредством полчищ вредных насекомых. Вот только способов управления ими не было. Теперь появляются.

   Пчела распознает запах взрывчатки, и сигнал об этом считывает специальное устройство.
   Фото: youtube.com
  
   Там, где пехота не пройдет
   Тем временем ученые университетов Дрексель и Нью-Йорка создали роботизированных крыс. Сначала одну, потом еще четырех. Грызунам вживили в мозг электроды, подсоединили к устройству, которое принимало электрические сигналы, моделирующие те или иные нервные импульсы. Их посылали по радио с расстояния почти в километр. И крысы выполняли команды - делали то, что им велели. В том числе преодолевали лабиринты, препятствия и даже влезали на деревья и прыгали с высоты.
   Профессор Санжив Тальвар назвал своих подопечных первыми биороботами.
   - Крыса способна воевать - перегрызть какой-нибудь важный кабель, что-нибудь взорвать, разведать, - говорит профессор. - Она отлично адаптирована на этой планете, может пробираться куда угодно.
   В других экспериментах крысы радостно обнаруживали мины. Потому что были натренированы так, что им казалось, что они ищут еду.

   Внутри анализатора находятся 36 пчел.
   Фото: youtube.com
  
   ***
   Самым массовым живым оружием были собаки. В годы Великой Отечественной войны в нашей армии служили около 60 тысяч шариков и барбосов. Груженные взрывчаткой, они подрывали вражеские танки, находили мины, вытаскивали раненых с поля боя.
  
   МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
   «Дорого и долго»
   Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»:
   - Что касается экспериментов в Советской и Российской армии, мне приходилось слышать только о морских животных и собаках. Наши военные ученые изначально ориентировались на высокоорганизованных животных со сложным мозгом. Тут ведь дело не в том, чтобы придумать что-то нетрадиционное. Животных нужно использовать с учетом их особенностей. С дельфинами все понятно: в воде человек не может действовать так же эффективно, как морские животные. На суше - другое дело. В практическом плане эксперименты с экзотическими видами животных сомнительны. Слишком дорого и долго. Современные технические наработки гораздо надежнее.
   Записал Александр РОГОЗА