<form action="http://www.ostro.org/general/world/articles/443803/" method="POST" name="SEND_LINK" enctype="multipart/form-data"></form>
Западные журналисты уже явно устали от украинской темы. Несколько месяцев она не сходит с первых полос крупнейших изданий, каждая неделя приносит новые скандалы и сенсации, и конца этой истории до сих пор не видно.
«Что происходит на самом деле, кто на кого тут нападает и почему, на Донбассе сложно выяснить в эти дни, - пишет при этом немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Слухи ползут из города в город, официальные источники обеих сторон почти ежечасно распространяют новые сообщения о провокациях, нападениях, перемещениях войск, как украинских, так и российских, у границы. Почти всегда имеется две полностью противоположных картины. А на месте можно встретить людей, которые расскажут еще третий, снова совершенно иной вариант случившегося».
Серая зона
Призывов оставить эту историю в покое, мол, не наше дело, стало не больше. Все это время они то и дело появлялись, но тонули в массе других голосов. На прошедшей неделе они стали, кажется, заметнее. Внимание основного числа журналистов как раз перенеслось от судеб Украины в целом к событиям в одном маленьком и никому никогда ранее не интересном городе - Славянске, ставшем столицей всей этой фарсовой истории.
«Западные аналтики точно готовы признать, что позиция России в мире изменилась. Они также готовы открыто сказать, что Западу больше невозможно вести «дела как обычно» с Москвой, и что последует более конфронтационная и агрессивная политика. Даже кто-то подобный мне, относительно оптимистичный насчет России, сейчас признает, что до сих пор обсуждаются невообразимые стратегические варианты. Но даже более пессимистические анализы допускают, что статус Украины будет окончательно оформлен. Возможно, некоторые из восточных областей будут аннексированы, подобно Крыму, но остальная часть страны определенно продолжит «европейский курс», так резко прерванный Януковичем в прошлом декабре. Но что, если Украина не движется в сторону Европы? Что, если она вообще никуда не движется? Что, если россияне, как они делали на протяжении последних нескольких месяцев, способны разжечь достаточную нестабильность, чтобы предотвратить завершение Украиной чего-либо, но недостаточную, чтобы вызвать крах ее правительства? Что будет делать Европа со знаком вопроса размером в страну, населенную 45 миллионами людей?» - Написал корреспондент Forbes.
По его словам, «сценарий, по которому текущая нестабильность продолжается значительно долго, был бы, безусловно, катастрофой для украинских граждан. Принимая во внимание существенные экономические связи между двумя странами, это в итоге приведет к катастрофе также и для России. Но учитывая, как разворачиваются события, мы должны более серьезно задуматься о том, как быть с Украиной, которая постоянно пребывает на грани стабильности и краха, но как-то умудряется ковылять вперед. Такая ситуация полностью соответствует политическим потребностям России, и крайне маловероятнно, что Кремль будет спешить ее исчерпать. Если Путин и его советники действительно играют долгую игру, нам нужно начать думать об адекватных ответах. Я не претендую точно знать, что должен делать Запад, но ему нужно начать планирование ситуации, в которой Украина не является ни частью Запада, ни частью Востока, а дрейфует в серой зоне между ними».
«Правда состоит в том, что предупреждений было достаточно, но Запад оставил их без внимания. Он охотно ввязался в покерную игру Владимира Путина. В ее конце могла бы быть война с Россией. Но из-за Украины? Наши политики должны бы были быть сумасшедшими!» - Говорится в статье немецкого Der Spiegel.
«Путин вовсе не должен нападать на Украину. Он ждет ее краха - и приближает его. Если будущее Украины - крах, Западу не нужно пытаться его остановить, - продолжается она. - Никто не пострадает, если восточная Украина склонится к России, а западная - к Европейскому Союзу. До того, как случится худшее, мы должны потренироваться в самоограничении и отступить. Мы не стоим перед необходимостью действовать. Когда Ангела Меркель в конце недели прибудет в Вашингтон, она может привести принимающей стороне цитату из величайшего поэта ее родины: «Тот, кто сказал А, не обязан говорить В. Он может также признать, что А было неправильно».
«В настоящее время непонятно, насколько бунтовщики контролируют регион. В Донецке они занимают здание областной администрации, но вокруг него жизнь идет, как обычно. В Луганске нормальная жизнь продолжается в большей части города. В Славянске и Краматорске, обоих окруженных контрольно-пропускными пунктами, контроль бунтовщиков более очевиден. Если они останутся там до 25 мая, они смогут остановить местных жителей перед голосованием на украинских президентских выборах, что, по мнению многих, является главной целью. Восточные сепаратисты, пророссийские силы и Кремль смогут затем продолжать доказывать, что правительство в Киеве нелегитимно», - продолжает тему британский The Economist.
«На восточную Украину, короче говоря, опустился туман войны, - отмечает его корреспондент. -Социальные медиа усиливают сумасшедшие заявления обеих сторон и сложно определить, где правда. Некоторые проукраинские граждане организовывали акции протеста, но многие слишком боятся показывать свою преданность и только хотят жить своей жизнью. Отделение от Украины не имеет массовой поддержки, говорит Игорь Тодоров из Донецкого университета, но, случается, звучат призывы «к Путину, чтобы дать большую зарплату и большие пенсии». На вопрос о том, хотел бы он, чтобы Донецк остался частью Украины, или нет, Олег, местный водитель такси, отвечает: «Мне все равно. Я только хочу зарабатывать больше».
В другой своей статье The Economist рассказывает о похищении в Славянске военных экспертов ОБСЕ. Как замечает ее автор, «офицерам повезло, что их иностранный статус дает им значительную степень защиты. Прошлой ночью российских журналистов позвали в захваченное здание службы безопасности в Славянске, где они задавали вопросы троим окровавленным, согнутым мужчинам без штанов с завязанными глазами.
Они сообщили, что являются похищенными сотрудниками службы безопасности. На вид, они нуждались в срочной медицинской помощи».
«В то время, как сотрудники ОБСЕ давали свою пресс-конференцию, толпа, некоторые участники которой были вооружены бейсбольными битами, окружила местную телевизионную станцию и областном центре Донецке. Здание было вскоре захвачено и над ним поднялся флаг бунтовщиков. Каждый день, происшествие за происшествием, ситуация ухудшается и развивается к главному вооруженному конфликту в той или иной форме», - рассказывают в британском издании.
Запад не поможет
Все еще рассчитывать на помощь Запада в этой ситуации бессмысленно, пишет Der Spiegel. Причем понимают это, как следует из его статьи, на всей бывшей территории советского влияния, ожидая худшего.
«Страх российской агрессии в восточноевропейских странах слишом несерьезно воспринимается на Западе, - говорит болгарский политолог Огниан Минчев. - К сожалению, в настоящее время ни ЕС, ни НАТО не эффективны настолько, чтобы остановить Россию». Его румынская коллега Алина Мунгиу-Пиппиди констатирует: «Сила России, основывается, прежде всего, на слабости Запада. Европейский Союз - это нерешительная империя, долгое время живущая в фиктивном мире, в котором казалось, что самый большой враг - это изменение климата».
«Москва, сама не признавшая Приднестровье, уже два десятка лет позволяет конфликту тлеть. Теперь он несколько месяцев медленно возгорается снова, когда правящая либеральная коалиция в Республике Молдове неуклонно придерживается своего проевропейского курса и хочет в июне подписать соглашение об ассоциации с ЕС, - отмечает немецкое издание. - Россия поэтому ввела в прошлом году запрет на импорт молдавской продукции, угрожает высылкой молдавских рабочих и остановкой поставок газа. «Правил игры больше не существует, Россия действует совершенно беспрепятственно, - говорит молдавский политолог Игорь Ботан. - Если Республика Молдова не получит перспективу интеграции с ЕС, у нее есть мало шансов сохранить свою независимость». Как и большинство других наблюдателей, Ботан, однако, не верит в скорое насильственное вторжение в Республику Молдову. Москва сделала бы ставку, скорее, на внутриполитический раскол страны или экономическое давление, чтобы развернуть ее на пути в ЕС. «Умные средства дестабилизации», как он это называет».
Ящик Пандоры для России
Что касается непосредственно Украины, то тут снова не дремлет уже прославившаяся на весь мир новая российская пропаганда. Для нее, констатирует немецкая Die Zeit, «что бы ни предпринимало правительство Яценюка, все равно это может быть только неправильно. Если оно пытается освободить правительственные здания, то провоцирует гражданскую войну. Если оно этого не делает, то повергает страну в хаос».
«Конечно, Путин не контролирует все. Быстрым проведением референдума и аннексией Крыма российский президент открыл ящик Пандоры, поскольку долгосрочные последствия этого для России с ее собственными внутренними субъектами теперь непредсказуемы», - считают, впрочем, там.
«Восточная Украина - консервативный регион, со слаборазвитым, в сравнении с Киевом, гражданским самосознанием. Большинство там было против антиправительственных протестов на Майдане в Киеве и скептически относится к временному правительству. В опросе общественного мнения, проведенном Кивеским международным институтом социологии в начале апреля, более половины жителей донецкого региона высказалось, однако, против присоединения к России, тогда как за - 27,5 процента. За 23 года независимости Украины здесь не возникало никакого органического сепаратистского движения, как в Шотландии или Каталонии, поэтому Путину пришлось для начала его изобрести. В повседневной жизни русский язык едва ли подавляется. Прозападный, но русскоязычный Киев - лучшее тому доказательство», - подчеркивает Die Zeit.
А интересную историю о «сепаратизме поляков» в Украине пересказывает польская Gazeta Wyborcza:
«Российская радиостанция «Голос России» сообщила, что польское меньшинство в Украине добивается референдума об автономии одного из украинских регионов. «Польские власти хотят оторвать лакомый кусок от территории соседа. В последние годы раздавали в Украине польские паспорта», - пишет российская журналистка. «Голос России» - это российская государственная радиостанция, вещающая на 38 языках. Появилась в 20-е годы, чтобы (еще как «Голос Москвы») распространять за границей советскую пропаганду. В 90-е годы Москва в названии станции уступила место России, но профиль радио, как видно, изменился незначительно. «Голос России»… опубликовал сфабрикованную информацию, к которой никто в Польше не отнесся бы серьезно. Видимо, поэтому текста «Живущие в Украине поляки хотят автономии» нет на польской версии радиостанции. Но статью можно прочесть на версии англоязычной».
«Журналистка Ксения Мельникова утверждает, что поляки, которые живут на территории Житомирской области на севере Украины добиваются референдума, автономии региона и широких полномочий самоуправления. Парадоксально, что именно этого хотят пророссийские сепаратисты на востоке страны. Российская журналистка в качестве доказательства польского сепаратизма приводит высказывания анонимных представителей польского меньшинства. «В последнее время они переживают сложные времена из-за дискриминации со стороны украинских властей», - утверждает она… «В Варшаве уже издаются карты, которые показывают части Украины как польские», - добавляет журналистка… «Частые визиты польских политиков на Майдан только подтверждают стремления Варшавы, которая хочет присоединить к Польше населенные поляками украинские территории», - подытоживает российская журналистка», которую удивленно цитирует Gazeta Wyborcza.
Обзор подготовила Софья Петровская, «ОстроВ»
Комментарии