Санкции против России тщетны

Вполне возможно, что крымский кризис – тяжелейший из тех, что ударяли по Европе в этом столетии. В данном случае санкции против России повсеместно воспринимаются, скорее, так: собака лает, но не кусается. ЕС просто не может себе их позволить, если только европейцы не хотят совершить экономический суицид и замерзнуть в своих домах, когда к ним придет второй «ледниковый период».

Сам характер санкций породил лишь издевательские комментарии со стороны как российских, так и американских политиков.

Если в отношении России будут применены реальные санкции, они ударят и по Западу, особенно по Европе. Санкции – это всегда обоюдоострое оружие, которое в условиях высокой степени глобальной взаимозависимости поражает экономические интересы всех вовлеченных стран. Если США и ЕС решат воздействовать санкциями на российские секторы финансов, энергетики и металлургии, то вся ситуация примет очень неприятный оборот.

Возьмем, к примеру, энергетический сектор. Россия экспортирует в ЕС около 130 миллиардов кубометров газа по газопроводам, часть которых проходит по территории Украины. Запрет на этот импорт газа, несомненно, нанесет России ущерб в 70 миллиардов долларов, но также разорит и страны ЕС, доля российского газа в потреблении которых составляет 30%. Польша на 91% покрывает свои потребности за счет газа из России, Венгрия – на 86%. Все еще корчащаяся в спазмах кризиса экономика таких стран, как Греция, просто обрушится при своей зависимости на 55%. 20% заимствований французских банков приходится на российские компании. На Лондонской фондовой бирже торгуют 68 российских компаний, и более миллиона российских туристов сохраняют итальянскую туриндустрию на плаву.
Вряд ли ЕС прельстится мазохистским подходом к дипломатии. Германия, крупнейшая экономика ЕС, едва ли сможет прекратить потребление российского газа (30%) и едва ли будет рисковать суммой в 1,1 миллиарда долларов, инвестированных инженерным гигантом «Сименс» в России.
Карательные санкции в энергетическом секторе повлияют и на такие американские компании, как «Эксон Мобайл». Так, «Эксон Мобайл» в 2011 году подписала соглашение о бурении нефтяных скважин в Арктике с российской «Роснефтью» на 500 миллиардов долларов. Если «Эксон Мобайл» придется разорвать данное и другие соглашения с российскими компаниями, то это тяжело ударит по ней самой и вызовет серьезное крушение мирового нефтегазового рынка. Слишком многие окажутся в проигрыше. Да и США не смогут заместить поставки российского газа, хотя и соблазняют европейцев «морковкой» продажи им избытков своего сланцевого газа и намекают на то, что Евросоюзу следует преодолеть опасения экологического характера и разрешить разработку собственных месторождений сланцевого газа в Европе.


Инфраструктуру для транспортировки американского газа в Европу не получится создать за один день. Терминалы сжиженного природного газа требуют интенсивных капиталовложений, а на строительство подводных газопроводов могут потребоваться десятилетия наряду с преодолением технологических проблем.
У России есть и другие козыри. Ее газ будет поступать в Китай, когда Газпром подпишет соглашение о поставке с 2018 года 3,75 миллиарда кубических футов газа в течение 30 лет. Это соглашение можно оценить более чем в 1 триллион долларов. Индия будет также с нетерпением ожидать удобный момент для инвестирования крупных средств в российский нефтегазовый сектор, чтобы удовлетворять свои энергетические потребности. Россия и Китай вполне могут принять решение вести торговлю в юанях или рублях, тем самым серьезно подорвав господство нефтедоллара. Это могло бы стать еще одним шагом на пути вытеснения доллара из его высокого статуса международной резервной валюты.

США собираются выводить свои войска с территории Афганистана. Если же Америка и Европа решат ввести жесткие санкции против России, в ответ Путин может незамедлительно перекрыть США и НАТО использование российской части маршрута, сделав его использование практически невозможным (если не считать путь через черноморское побережье Грузии или Турции, который требует пересечения Каспийского моря). Закрытие маршрута может иметь катастрофические последствия для вывода американских войск. На южном пути через пакистанский порт Карачи.

Конечно, США найдут способ вывезти оборудование, но с гораздо большими затратами. Воздушная перевозка тяжёлой техники потребует существенного расхода топлива. Многие в Пентагоне размышляют о возвращении к южному пути через пакистанский порт Карачи. Один чиновник отметил, что Карачи по-прежнему остаётся «предпочтительным способом» для морских перевозок из Афганистана. Но остаются проблемы доставки оборудования в страну и нестабильности на границе между Афганистаном и Пакистаном.

«Это сложный процесс, и мы всегда отслеживаем возможность появления каких-либо препятствий. Политические проблемы с Россией определённо к ним относятся», — отметил один из военных. (Иными словами, америкосам мало не покажется.. Вернуть свое оборудование без потерь, им не удастся. Людские потери видимо их мало волнуют…).