«Хрущёвщина» как первая перестройка

На модерации Отложенный

 

«Хрущёвщина» как первая перестройка120 лет назад, 17 апреля 1894 года, родился Никита Сергеевич Хрущёв. В годы горбачёвской перестройки и реформ 1990-х годов либерально-демократические круги постарались создать образ реформатора, чуть ли не героя, который попытался избавиться от «кровавого» сталинского наследия. Эпоху правления Хрущёва назвали «оттепелью».

Однако факты говорят об обратном. «Перестройка», организованная М. С. Горбачёвым, которая привела к огромным геополитическим, территориальным, экономическим и демографическим потерям (их не сравнить с нашествием гитлеровских орд), не была первой. Первую «перестройку» в Советском Союзе возглавил Н. С. Хрущёв, который по сути, реализовывал стратегические замыслы американских и британских спецслужб. Достаточно вспомнить меморандум 20/1 СНБ США («Задачи в отношении России») от 18 августа 1948 (его ещё иногда называют «планом Даллеса»). Первая «перестройка» в СССР до конца не прошла. Хрущёва смогли обезвредить. Однако зла он своими делами принёс немало.

Ядовитый след Хрущёва тянется от его дел на Украине. Организация убийства Сталина и Берии позволили Хрущёву возглавить СССР и совершить коренной разворот страны. СССР отказался от прежнего цивилизационного и государственного курса. Не зря Линдон Ларуш, американский экономист и политический активист, бывший кандидатом на восьми президентских выборах в США, в ряде своих выступлений обвинял Хрущёва в прямом предательстве народа СССР и политической линии его прежнего руководства.
<ins style="display: inline-table; border: none; height: 60px; margin: 0; padding: 0; position: relative; visibility: visible; width: 468px; background-color: transparent;"><ins id="aswift_0_anchor" style="display: block; border: none; height: 60px; margin: 0; padding: 0; position: relative; visibility: visible; width: 468px; background-color: transparent;"></ins></ins>

Часто современные публицисты и исследователи, в том числе социалистического толка, выгораживают Хрущёва, делают из него эдакого дурачка, шута при «тиране», который умеет только ботинком по трибуне стучать да обещать показать американцам «кузькину мать». Мол, шут гороховый, творил и сам себе не отдавал отчёта, что и зачем. Однако это ошибка или сознательный обман. Недалёкость и определённая простота были всего лишь образом, своего рода прикрытием, за которым скрывалась истинная натура Хрущёва.

Надо сказать, что Хрущёв даже Сталина смог убедить в том, что он эдакий «рубаха-парень», человек от сохи, и многие политические тонкости недоступны его пониманию. Поэтому Сталин и не заметил со стороны Хрущёва угрозы. Обманул он и Берию. Лаврентий Павлович не понял Хрущёва, даже долгое время считал его другом. Берия по-товарищески помогал «простоватому парню». Когда Берия разобрался в истинной сути Хрущёва, было уже поздно. «Шут» провел всех и достиг вершины советского олимпа, устранив всех конкурентов.

При этом не надо считать Хрущёва и «гением», который всех победил в придворной борьбе. Это был хитрый человек, но он не имел ума Сталина или Берии. Если взять его биографию, то складывается впечатление, что его «вели» другие, куда более умные и могучие, силы и люди. Им был нужен такой человек у трона или на нём. С помощью Хрущёва можно было нанести смертельный удар по сталинской империи. Это был человек-разрушитель.

Хрущёв в начале своей карьеры был раскаявшимся троцкистом. В начале 1920-х годов его чуть было не вычистили из партии за то, что он «омещанился», то есть увлекся личным обогащением. В своих грехах Хрущёв покаялся перед Кагановичем, который стал его первым покровителем. Затем его карьере способствовала жена Сталина — Надежда Аллилуева. Возвышение Хрущёва проходило на фоне чисток троцкистов и зиновьевцев. В 1935 году Хрущёв возглавил московскую парторганизацию и в полной мере проявил свой жестокий характер в кампаниях «большого террора» в Москве, а затем на Украине. В январе 1938 года Хрущёв был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. Хрущёв не был садистом или патологическим убийцей, как некоторые представители «ленинской гвардии», но он был бездушным карьеристом, который был готов идти по головам ради личной выгоды. Интересен тот факт, что многие подобные деятели, которые в те годы «перегнули палку», поплатились за это и сами стали «жертвами» сталинских репрессий. Однако Хрущёва эта судьба миновала.

Да и в дальнейшем Хрущёва отличала странная «непотопляемость». Так, в 1942 году Хрущёв, будучи членом Военного совета фронта вместе с маршалом Тимошенко, предложил наступать под Харьковом с Барвенковского выступа. Генштаб возражал, считая, что наступление с выступа, почти готового «котла», опасно. Однако Хрущёв настоял на своём, убедил Сталина. Кончилось всё катастрофой всего южного стратегического направления. Немецкие армии удалось остановить только в Сталинграде и на Северном Кавказе. Другие за подобные ошибки платили головами, карьерой, по крайней мере, снижениями в звании. Хрущёв вообще не пострадал. В 1943 году он даже получил звание генерал-лейтенанта.

В 1946-1947 гг. Хрущёв снова на Украине, возглавляет компартию УССР. Своими непродуманными действиями он ухудшил работу сельского хозяйства и серьёзно усугубил ситуацию. В то время и так был неурожай. Начался голод. Хрущёв вроде попал в опалу, но тут же стал руководителем сельского хозяйства. Он и здесь напортачил своими экспериментами и «реформами». Однако Хрущёва не только не наказывают, но и назначают первым секретарем Московского обкома партии и секретарем ЦК.

Хрущёв принял участие в заговоре против Сталина. Понятно, что сам он это дело придумать не мог. Но он воспользовался общими настроениями. В этот период «старая гвардия» (кроме Берии) опасалась новой «чистки». СССР и партия была на пороге грандиозных перемен. Сталин планировал «освежить кровь» партийной и государственной элите. Процесс смены кадров набирал обороты и грозил «старой гвардии» потерей теплых мест, кормушки.

По сути, гибель Сталина, а затем убийство Берии стали первыми шагами «первой перестройки». Иосиф Виссарионович на октябрьском Пленуме 1952 года высказал мнение, что ориентировочно в 1962-1965 гг., если темпы экономического роста в Советском Союзе останутся прежними, станет возможным переход от социализма к коммунизму. И начнётся этот переход с ликвидации денег. Они останутся только для торговли с другими странами. Сталин бросил вызов всей «мировой закулисе», поэтому её советская периферия была активизирована и сделала всё, чтобы не допустить этого. Сталинский курс грозил хозяевам Запада полным поражением. Подрывалась сама основа их власти — денежная система с её ссудным (ростовщическим) процентом.

Избавляться от Сталина надо было ещё и потому, что Иосиф Виссарионович выдвинул идею постепенной реорганизации Коммунистической партии. Она из руководящего органа должна была стать своего рода кузницей управленческих кадров («советским орденом меченосцев»). Партию планировали отстранить от реальной власти, она должна была сосредоточиться на воспитании людей, общества. Управление должно было перейти в руки выборных советских органов. Эта перспектива сильно испугала большую часть «старой гвардии». В её недрах и родился заговор, который привел к устранению Сталина и Берии.

Вторым страшным ударом по будущему СССР стал доклад Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде компартии СССР в феврале 1956 года. Этот доклад стал своего рода точкой отсчёта для «перестройки» СССР, отмены сталинского курса, который вел к построению качественного иного общества, общества созидания и служения. Начались антисоциалистические и антинародные реформы, которые в итоге и погубили СССР в 1991 году. Кроме того, антисталинская кампания внутри страны подорвала доверие к Москве со стороны членов социалистического лагеря. Так, были испорчены отношения с Китаем, где уважение к Сталину было очень большим.

Хрущёвская «перестройка» нанесла мощный удар по советским вооруженным силам и органам безопасности. Надо отметить, что Хрущёв первоначально использовал генералитет в своих целях. Сначала для устранения Берии. В этом деле ему сильно помог Жуков. Берия был опасен тем, что планировал продолжить сталинский курс и раскрыл антисталинский заговор. Правда, ничего сделать не успел. Его просто убили, без суда и следствия. Видимость следствия и суда организовали уже после убийства. Одновременно под прикрытием «дела Берии» прокатилась волна террора среди дипломатов, разведчиков и в научных учреждениях, которые курировал Берия.

Хрущёв и его хозяева нанесли удар по советской системе безопасности. В качестве «палачей Берии» расстреляли Деканозова и Кобулова. Хотя они не имели отношения к карательным органам, а занимались дипломатией и разведкой. Зачистили научные учреждения. Была целенаправленно разгромлена система стратегической разведки, которая помогла нам победить в Великой Отечественной войне и вырваться вперёд в сфере передовых технологий. Лучшие специалисты этой области — Райхман, Судоплатов, Эйтингон, Мешик, Зарубин, Коротков и др. — попали под каток репрессий. Одних ликвидировали, других посадили, третьих уволили. Те, кто выжил, потом долго хлопотали о реабилитации.

Постепенно устранив бывших союзников, Хрущёв смог получить всю полноту власти. С поста председателя Совета Министров был снят Маленков. Его также помогли свалить военные. Министр обороны Булганин получил пост главы правительства, а Жуков стал министром обороны. Затем посты потеряла «антипартийная группа» — Молотов, Маленков, Каганович и их сторонники. Снова Хрущёва поддержал Жуков. Однако он вскоре расплатился за свою недальновидность. Хрущёв опасался популярного и волевого маршала, который мог стать препоной в деле «оптимизации» вооруженных сил. Всего через четыре месяца после победы над «антипартийной группой», когда министр обороны поехал за границу, Хрущёв провёл постановление «о культе личности Жукова и его склонности к авантюризму, открывающему путь к бонапартизму».
Маршала уволили со всех должностей и отправили в отставку. Затем Хрущёв отстранил и Булганина, став главой правительства.

Получив всю полноту власти, Хрущёв проявил себя во всей красе. Вооруженные силы были «оптимизированы». Приоритет отдавался баллистическим ракетам, ядерному оружию. Остальные виды и рода войск подверглись серьёзному сокращению. Причем резали по живому, массово сокращали наиболее опытные, боевые кадры. Уничтожили сталинскую программу строительства мощнейшего океанского военно-морского флота. Даже уже готовые или находившиеся на различной стадии строительства корабли благополучно отправили на металлолом. Остальные так и остались на бумаге.

Мощный удар нанесли и по ВВС. Хрущёв считал, что достаточно определённого количества баллистических ракет. При Сталине была проведена огромная работа по созданию авиастроения. Важнейшую отрасль, без которой невозможен полный суверенитет страны, создали практически с нуля. Появилось более десятка различных КБ, в которых конструировали отличные отечественные истребители, штурмовики и фронтовые бомбардировщики. В этих КБ работали лучшие учёные и инженеры страны. После войны стали создавать стратегические бомбардировщики. В Союзе работали десятки авиационных заводов, моторостроительных предприятий и заводов по выплавке авиационных сплавов. По этому великолепному наследию Хрущёв и ударил. Многие летчики затем со слезами на глазах вспоминали, как отличные машины сотнями отправляли на слом. Ряд перспективных программ закрыли. Таким образом, «военная реформа» Хрущёва хорошо напоминает «реформы» Горбачёва и Ельцина, когда сокращали «избыточную мощь» советской сверхдержавы.

«Реформы» Хрущёва были хаотичны и беспорядочны и в то же время они были системны. Суть этой системы — разрушение. При всей их кажущейся сумбурности и беспорядочности, при всем широчайшем спектре хрущевских затей всегда можно выделить одну общую закономерность. Все реформы вели к развалу Советского Союза.

Преобразования Хрущёва расшатывали советскую систему, ослабляли СССР. Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, в курсе правительства, Хрущёв сразу разрушил основной социалистический принцип: «Каждому по труду». Повсеместно в СССР ввели уравниловку. Сколько ни работай, больше своей ставки не получишь. Труд обесценили. При Сталине профессор или конструктор мог получать больше министра. При Хрущёве высококлассный специалист мог получать меньше обычного рабочего. Одновременно повысили трудовые нормы, а рост зарплаты был заморожен. Фактически Хрущёв покончил со сталинским социализмом. При Сталине сколько ты заработал, столько и получал. Нормы выработки ежемесячно не повышали. Нормы выработки повышались в зависимости от внедрения на производстве новых мощностей, технологий и техники.

Нарушение основного социалистического принципа развернуло партию и государство от народа. Партийно-бюрократическая номенклатура стала стремительно вырождаться, отделяться от простого народа Верхушка номенклатуры стала превращаться в новый класс эксплуататоров. Понятно, что это был длительный процесс, незаметный большинству людей. Но к 1980-м годам процесс гниения стал уже необратим и привёл к гибели СССР. Новые «хозяева жизни» захотели стать официальными «боярами». Для этого и была затеяна горбачевская «перестройка». Хрущёвский социализм постепенно превратился в разновидность капитализма — госкапитализм. А постоянный рост цен на товары первой необходимости, который начался при Хрущёве, и являлся основным признаком капиталистического общества.

Удар по сельскому хозяйству

Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец. Хрущёв вдруг приказал ликвидировать государственные машинно-тракторные станции (МТС). Эти государственные предприятия на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание. Большинство колхозов и совхозов не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно покупать сложные сельскохозяйственные машины, трактора и обеспечивать их бесперебойную работу, готовить соответствующие кадры. К тому же техники на первых этапах не хватало, и существовала необходимость её концентрации и централизованного распределения. Сосредоточение крупной сельхозтехники в МТС давало в таких условиях большой экономический выигрыш. К тому же МТС сыграли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В СССР появился крупный слой сельского технически грамотного населения — квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.

Хрущёв же ликвидировал МТС и приказал коллективным хозяйствам выкупить трактора, комбайны и прочую технику. Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг. Колхозы не могли сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам МТС большую зарплату, чем колхозы. Большинство рабочих нашло себе другое применение. В результате многие машины превратились в металлолом. Сплошные убытки. Это сильно подорвало экономический потенциал советской деревни.

Никита Хрущёв развернул кампанию по укрупнению колхозов. Их число сократили с 83 тыс. до 45 тыс. Считалось, что они будут объединяться в мощные «колхозные союзы». В результате Хрущёв надеялся реализовать свой старый проект по созданию «агрогородов». Однако этот проект требовал крупных капиталовложений, которых не было у колхозов. Колхозы и так потратили последние средства на выкуп техники. В результате кампания по укрупнению провалилась.

В это же время Хрущёв нанёс ещё один удар по русской деревне. Москва взяла курс на ликвидацию «неперспективных деревень». Невесть откуда взявшиеся «специалисты» стали оценивать, какие деревни можно оставить, а какие «бесперспективны». Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» деревень. Жителей «неперспективных» деревень переселяли, по всему Советскому Союзу пустели сёла и хутора. Эта кампания нанесла страшный вред русской деревне. В первую очередь пострадали коренные русские области. Вред был многогранным — от урона сельскому хозяйству до демографического удара по русскому народу. Ведь именно русская деревня давала основной прирост суперэтносу русов.

Всё это проходило на фоне вложения огромных средств и усилий на освоение целинных и залежных земель Поволжья, Южной Сибири, Казахстана и Дальнего Востока. Идея была верной, но дело нужно было вести разумно, постепенно, без постоянной гонки и аврала. Программа должна была иметь долгосрочный характер. Однако всё делалось в спешке. Освоение целины породило сразу несколько бед. С одной стороны, в этот поспешный и непродуманный проект вложили огромные деньги, средства и усилия. Эти деньги можно было использовать с большей пользой. На «целинный фронт» бросили тысячи специалистов, добровольцев и технику. По комсомольским разнарядкам в казахские степи гнали молодежь, направляли технических специалистов, направляли целые выпуски учителей, врачей и агрономов. Отправляли и молодых колхозников из «неперспективных» мест. По сути, это была массовая депортация русских из их коренных земель, которые в это время запустевали. С другой стороны, огромные площади освоенных земель через несколько лет стали превращаться в пустыню и солончаки. Возникла экологическая проблема. Снова пришлось вкладывать огромные деньги и усилия, теперь уже для проведения спасательных мероприятий, вроде лесопосадок.

Добавилась «кукурузная лихорадка», «мясная кампания» и «молочные рекорды», которые окончательно подкосили сельское хозяйство. В Советском Союзе существовала проблема кормовых культур, и Хрущёв объявил кукурузу панацеей от всех бед. Во многом на него повлияла поездка в Соединенные Штаты, где кукуруза была одной из основных сельскохозяйственных культур. В 1955—1962 гг. посевные площади под кукурузы удвоили. Приходилось сокращать посевы других культур. Причем кукурузу сеяли даже в тех регионах, которые не подходили этой сельскохозяйственной культуре по природно-климатическим условиям. Так, на эту тему даже возникли анекдоты: «Ну что, братья коряки, сеем кукурузу?» «Сеем», — отвечали коряки, надевая шубы». О неурожаях Хрущёв и слышать не хотел. Тех руководителей, которые не могли обеспечить урожай кукурузы, снимали с постов. Поэтому многие руководящие работники, чтобы сохранить свои посты, писали о высоких урожаях, шли на подлоги, приписки.

В 1957 году началась «мясная кампания». Хрущёв призвал за три года утроить производство мяса. Первый секретарь Рязанского обкома Ларионов пообещал за год утроить производство. Идею поддержали некоторые другие области. Ларионов получил за это обещание Героя Социалистического Труда. В области, чтобы выполнить это обещание, стали забивать весь имеющийся молодняк и закупать мясо у населения и за пределами Рязанщины. На покупки пришлось расходовать фонды, которые выделяли на строительство, здравоохранение и образование. План выполнили. Однако на следующий год область обязали ещё больше повысить планку. Область не смогла дать почти ничего, фонды были потрачены, а скот весь забили. Ларионов покончил самоубийством.

Началась и т. н. «вторая коллективизация». В 1959 году весь личный скот предписали выкупить у населения, а подсобные хозяйства и приусадебные участки были запрещены. Мол, приусадебные хозяйства мешают колхозникам отдавать весь свой труд на благо Родине. Приусадебные хозяйства давали колхозникам значительное подспорье, снабжали продуктами рынки. Теперь и без того живущие небогато крестьяне разорялись. Началось бегство из советских деревень: многие уезжали в города, другие на целину, где были приличные заработки и можно было «выбиться в люди».

Продолжение следует…