Верхний Наур
На модерации
Отложенный
На берегу Терека широко раскинулось чеченское село Верхний Наур. Еще на дальних подступах к селу, с высот Терского хребта, можно увидеть высокие минареты сельской мечети. В рамках проведения Республиканской акции «Эстафета СМИ в районах Чеченской Республики» мы расскажем историю этого села.
Несколько десятков лет назад село состояло из двух частей - нижнего и верхнего. Сегодня большая и красивая мечеть, построенная по поручению Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, объединяет обе части в единое целое.
Первые сведения о селе датированы 1779 годом. Чеченское название села – Лакха Невре. На окраине поселения есть урочище Новра, где по преданиям жил великан – нарт. В честь Новра село и получило свое название. И по сей день здесь сохранились остатки пещеры Новра, а древние легенды имеют свое наглядное обоснование.
Трагичной и тяжелой была история этого равнинного села в последние столетия. Во время покорения Чечни царской Россией село было уничтожено, но возродилось вновь.
Судьба жителей Верхнего Наура схожа с судьбами всех чеченцев. В селе не раз вспыхивали восстания, в большей части из-за земли, которую царская власть отбирала у местного населения.
Во время Гражданской войны в России Притеречье оказалось в зоне боевых действий, соответственно, сельчане принимали активное участие в сражениях, защищаясь от действий карательных отрядов, направленных против коренного населения.
Однако, содействие установлению Советской власти не спасло сельчан от репрессий. В далеком 1933 году практически все мужское население, способное иметь свое мнение и отстаивать его, было расстреляно или направлено в ссылку.
Такая жестокость по отношению к простым сельчанам, да еще в таких масштабах, редко где была проявлена. Были расстреляны, как молодые люди, так и столетние старцы. Останки ссыльных сельчан рассеяны по всей российской земле. Места захоронений своих предков люди находят и по сей день. Так, в мемориальном комплексе «Сандармох» - скорбном месте массовых расстрелов 1937-1938 гг. в Карелии упокоились души и некоторых расстрелянных жителей Верхнего Наура.
Какие бы горести людьми не переносятся, они укрепляют сильных и ломают слабых.
Сила селян - в их духовном богатстве. Здесь бывали и проповедовали святые шейхи и авлия.
Штаб шейха Али Митаева во время боев с белоказачьими формированиями находился в Верхнем Науре, среди мюридов Дени Арсанова, Усман-Хаджи и Каны было немало сельчан, а святой шейх Сулим-Хаджи из Хапши жил и проповедовал в Верхнем Науре. Народная молва гласит, что Зелимхан Харачоевский находил в селе надежное убежище, и сельчане с почетом и уважением принимали опального абрека, защитника бедных и обездоленных.
Жизнь состоит не только из войн и потрясений, просто они больше запоминаются и обсуждаются. Жители села принимали активное участие в общественной жизни республики, а в годы Великой Отечественной войны десятки ее сынов взяли в руки оружие, чтобы встать на защиту Отечества.
Самый известный из них – Маташ Мазаев. Он родился в 1908 году, в 1920 году с семьей переехал в станицу Михайловскую. В 1930 году был призван в Красную Армию, по окончании действительной службы поступил в Киевское бронетанковое училище, которое окончил в 1935 году. В начале войны Маташ Мазаев был командиром батальона.
Он был одним из немногих командиров, которые в первые дни войны заставляли отступать хваленные немецкие танковые части.
Маташ Мазаев героически погиб во время Сталинградской битвы.
Жители села – воины Красной Армии похоронены в Брестской крепости, на Пискаревском кладбище Санкт-Петербурга, на Украине и бескрайних просторах России.
Немецко-фашистские войска подходили к границе республики, они оккупировали противоположный берег Терека, но захватить хотя бы одно чеченское село им не удалось. Фашисты откатились назад именно с этих мест, это был последний рубеж, который им так и не удалось захватить. В селе и в настоящее время еще остались следы от оборонительных сооружений, большой бетонный дзот возле лесного массива остается последним сооружением – свидетелем прошедшей войны.
В феврале 1944 года всех дееспособных мужчин села забрали, якобы, на строительство дороги. Их отвели на несколько километров от села, вооруженные солдаты окружили селян и наставили на них пулеметы. Старики рассказывают, что все ждали неминуемого расстрела. Они помнили события одиннадцатилетней давности, когда их отцы были уведены и не вернулись обратно. Холодная февральская ночь растянулась надолго, все замерзли и неистово молились. Однако самое страшное все же миновало, их оставили в живых.
Когда молодые сельчане, рука об руку с представителями всех народов СССР, сражались против немецко-фашистских захватчиков, их родные и близкие были депортированы в Казахстан. Большинство жителей села попали в Карагандинскую и Акмолинскую области. Это был холодный и суровый край, на долю селян выпали тяжкие испытания, и не всем суждено было пройти их и выжить.
Во время высылки все чеченцы жили мечтой о возвращении в родную Чечню. Всевышний ответил на молитвы своих рабов, и через 13 лет люди вернулись в родные края. В домах сельчан жили другие поселенцы, и многим пришлось выкупать собственные жилища, но ведь не это было главным, главным было то, что люди получили возможность жить и умирать на родной земле.
Самое большое богатство Верхнего Наура – его люди. В истории села были не только войны и репрессии, но и светлые страницы. После возвращения из Казахстана село окрепло и разрослось, многие жители получили возможность учиться. Почти треть учащихся каждого выпуска сельской школы поступали учиться в высшие учебные заведения Советского Союза. И по сей день в селе больше ценят и уважают тех, кто достигают успехов в поисках зданий, как в различных направлениях деятельности, так и в духовном совершенствовании.
Отличный педагогический коллектив собрали в сельской школе Шамиль Мовлетович Асабаев и Магомед Микаилович Джанхотов. Оба этих человека, разных по характеру, но объединенных одной идеей, уверенных в том, что знания помогут людям достойно жить, скоропостижно ушли в мир иной. Однако люди помнят их и чтут за их неоценимый вклад в распространение полезных знаний.
В селе сегодня живут представители разных чеченских тейпов. Это аккинцы, нашхой, дишний, зандакой, цонтарой, аллерой, харочой, чантий, гуной, шотой, шикрой…
Верхний Наур стал родным домом для представителей разных родов, все они связаны крепкими родственными узами. Жители села работают в различных министерствах и ведомствах республики, силовых структурах, преподают в вузах. Каждый человек, своими благими деяниями вносит свою лепту в созидание доброго имени родного села.
Верхний Наур – маленькая частица чеченской земли, которая является колыбелью и жемчужиной для тех, кто родился там, и в кого она впитала лучшие свои качества.
Комментарии