Со своим уставом в чужой монастрырь

 На русской части Ольшанского кладбища, где покоятся жертвы большевистского террора, появился памятник «Во славу и вечную память воинам интернационалистам и миротворцам». Интернациональная «помощь» СССР: Чехословакии в 1968 году, Афганистану в 1980—1989 годах, России: Чечне в 1991—2009 годах, Грузии в 2008 году и в настоящее время Украине в Крыму есть не что иное, как оккупация, и воины-интернационалисты — это оккупанты, а не миротворцы, как их пытаются представить инициаторы установления памятника. Для того чтобы понять, кому же нужен такой памятник, достаточно сказать, что во главе инициаторов установления памятника стала организация «Афганвет» и Координационный совет российских соотечественников в ЧР. На открытие памятника, судя по фотографиям, выставленным на сайте Российского центра науки и культуры, слетелись и небезызвестные одиозные фигуры Чехии: сенатор Я. Доубрава, З. Збытек, пытавшийся в 1989 году танками подавить студенческие волнения во время Бархатной революции, представители казачьих и других организаций, входящих в состав упомянутого Координационного совета и напрямую управляемые через посольство Российским МИДом и Кремлем.

Прежде всего, нужно сказать, что никаких российских воинов-интернационалистов на Ольшанском кладбище до сих пор не было похоронено. И размещение памятника оккупантам и защитникам большевизма на территории Русского некрополя — откровенное надругательство и осквернение могил русской эмиграции. Наивно было бы верить в то, что организаторы не знали или не домыслили этих исторических контекстов. В связи с долговременной (и я убежден — целенаправленной) ликвидацией могил видных представителей русской эмиграции на Ольшанах, последнее видится как еще один шаг в реализации политики полного истребления инакомыслия и памяти о тех, кто был неугоден советской России, и утверждения своих жизненных ценностей, основанных на своей идеологии. В России этот процесс идет полным ходом уже длительное время, когда ставятся и возобновляются памятники жертвам большевизма и рядом ставятся памятники их палачам, когда возлагаются венки у памятников Белому движению и тут же, не утерев слезу глубокого раскаяния, кладутся венки к памятникам большевистским «героям» (правильнее — бандитам, палачам). Одним словом, как в известном чешском фильме: «Padouch, nebo hrdina — jsme velká rodina…».

В отличие от чешской комедии, в жизни все гораздо серьезнее и все взаимосвязано.

Идеологическая направленность действий на создание единой структуры, объединяющей организации российских соотечественников, подчиняющихся Москве, и их врастание в чешские структуры будут иметь в будущем эффект того, что мы видим сегодня на Украине. Российская администрация объявила себя вправе защищать соотечественников, ни взирая на их фактическое гражданство, любыми доступными средствами, в том числе военными, и даже не взирая на их собственное волеизъявление. Она, кстати говоря, это делала всегда, и в 20—30-х годах прошлого века, организовывая покушения и убийства своих оппонентов по всему миру, и в 1945 году, бесчинствуя на территории освобожденных стран Европы, увозя в ГУЛАГ и на месте уничтожая представителей русской эмиграции.

Россия оправдывает агрессию против Украины защитой соотечественников. Нам, русскому национальному меньшинству в Чехии, такая защита не нужна. Мы не хотим становиться заложниками кремлевской политики. И в то же время мы не можем и не должны забывать об исторической вине СССР перед чешским народом, находившемся под многолетней советской оккупацией. Мы понимаем, что чешское общество обостренно реагирует на любые попытки российского вмешательства в дела страны и что вызывающие акции, вроде памятника воинам-интернационалистам, оскорбляют чувства чехов.

Не думаю, что именно сегодня следует идти на поводу антирусских настроений и с водой выплескивать младенца... Под младенцем в данном случае я имею в виду подавляющее число представителей русского национального меньшинства, которое давно интегрировалось в чешское общество и составляет его неотъемлемую часть в культурно-историческом и общественном развитии. Однако нельзя закрывать глаза и на те явления, которые происходят вокруг нас, и быть идеалистами, недооценивая имперский аппетит путинской администрации, которая посредством «засланных казачков» и прикормленных (до потери совести) соотечественников пытается навязывать другим народам и странам свою идеологию. Мне кажется, вполне легитимно спрашивать таких соотечественников, зачем они здесь, если им здесь все не по нутру, и не желали бы они вернуться «со своим уставом в свой монастырь...».

P.S.: «Русская традиция» предпринимает усилия по устранению памятника воинам-интернационалистам с территории Русского некрополя или, в крайнем случае, его переносу в другое место.

Зам. председателя Совета правительства по национальным меньшинствам