Прага - Киеву

События на Украине развиваются стремительно. Мы с удивлением понимаем, сколько нас, русских и украинцев, живет за рубежом, какие мы разные по характеру и темпераменту и сколько же в нас, живущих в Европе, общего — Европа нас дисциплинирует в привычках, вместе с тем, мы постепенно привыкаем к обществу, где жизнь идет по закону, и если ты честно трудишься, то становишься рано или поздно уважаемым человеком. Собственно, по этой причине мы тут и нас много.

На вопросы «Сохранили ли вы связь с Украиной?», «Почему произошел Майдан?» и «На какие источники информации вы опирались, чтобы составить свое мнение об этих событиях» отвечают наши читатели.

Вячеслав Ильяшенко, украинский художник, в Чехии живет и работает 20 лет.

На Украину ездим часто: мы с женой — коренные киевляне. Почти все наши друзья и родственники были на Майдане. Писатели, художники, музыканты, режиссеры, пожилые родственники. Приходили после работы, в выходные дни — когда могли. Помогали чем могли. Брат моей супруги Татьяны, заведующий отделением в больнице в центре города, спасал раненых и прятал их от милиции. Почему произошел Майдан? Для тех, кто живет на Украине, вопрос покажется странным.  Просто закончилось терпение у обычных людей (на фоне стремительного обнищания населения страны.) А тотального страха, характерного для россиян (на фоне благополучия и больших зарплат), еще не было. Откровенный бандитизм властей, воровские отношения, ставшие нормой при Януковиче, тотальная коррупция и беззаконие. Еще не возникшая привычка жить в страхе и лжи, еще достаточно свободные, не уничтоженные цензурой пресса и телевидение — это заставило людей выйти на Майдан. Когда полицией были избиты простые безоружные студенты — все началось. Но после последних событий в Крыму совершенно нет настроения «философствовать». Совершенно не до сочинений. Друзья и знакомые идут в военкоматы, проходит мобилизация. Там совсем другая жизнь. Мы сейчас договариваемся с друзьями, когда и кто к нам пришлет своих детей, если начнется война и в Киеве.  От безумного Путина можно ожидать сейчас всего.  Информацию мы получали прямо каждый день от тех, кто был на улицах Киева и на Майдане. Один друг, совсем пожилой человек, был на баррикадах, и на его глазах убили троих человек. О бендеровцах и фашистах что-то никто нам не рассказывал.  Хотя, если на русском телевидении и в прессе бендеровец — это тот, кто может говорить на украинском языке, то значит, много моих друзей и родственников бендеровцы. Да и я сам тоже. Я учился во Львове, и у меня было много друзей, которые говорили на украинском языке. Мы говорили на русском, нас было больше. Были среди нас и украинцы, говорящие по-русски, как я, и евреи, и молдаване — и все дружили и общались.  Выступать в роли аналитика нет настроения. Анализ всегда исходит из предположений о поступках логичных и адекватных в конкретных ситуациях. Сейчас поведение Путина, по моему мнению, должны анализировать психиатры.

Елена Лань, украинский журналист, писатель, живет и работает в Чехии пять лет.

С Украиной поддерживаю связи постоянно. Пишу в украинские СМИ статьи о культуре Чехии, там вышла и продается на украинском и русском языке моя книга «Бурдебач». Во Львове и в Киеве живут мои родственники и друзья, с которыми мы регулярно перезваниваемся и ездим друг к другу в гости. Информацию о событиях мы черпали из фейсбука, от украинских информационных агентств, чешских СМИ и прямого общения с семьями майдановцев. Уверена, что Майдан никогда не стал бы тем, чем он стал сегодня, если бы не зверское избиение студентов по поводу очистки главной площади страны для «монтажа новогодней елки». Никогда не забуду эти кадры… Ночь… Дети не оказывают никакого сопротивления, а просто убегают или падают на землю, закрывая руками головы и лица, а озверевшие блюстители правопорядка бьют их ногами и дубинками. Снова и снова… Возможно, их мнение по поводу курса Украины на Евросоюз не совпадало с «политикой партии». Но так бить?! И кого?! О метании камней и стрельбе по «Беркуту» из салютов тогда и речи не шло. Песни, призывы к светлому европейскому будущему… Видео о происходящем попало в интернет, и страна содрогнулась. На Майдан вышли родители. Те, кто никогда бы не принимал участие «в хороводах» во славу Евросоюза, но кто требовал наказания виновных в беспределе. Умные правители показательно выпороли бы несколько милицейских пешек, отправили в отставку командующего коня, и все бы успокоилось, но вместо этого началось ужесточение «мер опасности» пребывания в публичных местах, которые в конце концов закончились попыткой посадить всю страну в тюрьму строгого режима. Новые диктаторские законы угрожали гражданам тюрьмой и штрафами за все, за любую форму протеста, и даже за подозрение в том, что вы собираетесь возмутиться в кругу неблизких друзей, к примеру, спеть на площади что-то удрученное. Что говорить о судьбе тех, кто уже стоял на Майдане? В тюрьму — немедленно и надолго. Лет на 15… Кроме того, одним росчерком пера Президента в стране была уничтожена расследовательская журналистика. До суда над виновными журналист, владеющий неоспоримыми доказательствами финансовых преступлений власти, не мог опубликовать ни строчки. А если решался — автоматически оказывался за решеткой. Скромно так, по меркам Майдана, года на два—три. Даже социальные сети ставились под полный контроль СБУ. За комментарий на форуме человеку тоже грозил реальный тюремный срок. Страна взроптала. И в Киев хлынул очередной поток людей. Что началось потом, вы видели в новостях. Протестантов похищали из больниц… Избивали по лесам, раздевали до гола и обливали холодной водой на морозе, пытали самыми извращенными методами… Одних увозили — приезжали другие… В «Беркут» полетели камни и салюты… Майдан вооружился и запылал. Страна захлебнулась в потоках обоюдной ненависти и лжи. СМИ изощрялись в методах манипуляции сознанием масс как могли.

Западу, Востоку и Югу Украины планово и злонамеренно показывали разные Майданы. Не говоря уже о России. Прислушиваясь к комментариям журналистов, участники протестов часто «вбегали в кадр» с криком: «Говори правду!» Но разве всюду вбежишь? Начались погромы. Кто-то громил «по убеждениям», кому-то платили за провокации и устрашающую картинку в телевизоре для «тех, кто против», а кто-то просто сжигал под шумок в захваченной «революционерами» прокуратуре нужные документы. Война все спишет… Власти отдали приказ стрелять на поражение… И снова стали умирать дети, студенты… Их убивали подло, цинично, втихую… Мне интересно, как снайперы выбирали свои цели? Потому что стреляли они далеко не в тех, кто оказывал активное сопротивление. Я смотрю на улыбающиеся фотографии погибших, и создается впечатление, что снайперы били по самым просветленным. Причем через раз старались просто искалечить. Так сказать, чтобы другим неповадно было… Мол, идеалы замучили? Пусть все увидят, к чему приводят идеалы… Знаете, украинцы — бесконечно терпеливый народ. Насмотревшись на кровавые конфликты, через которые прошли множество республик СССР, мы готовы были по умолчанию платить любую цену за то, что «у нас не стреляют». Мы привыкли к взяткам, унизительному положению чернорабочих за рубежом, снисходительным гримасам таможенников на европейских границах, невостребованности интеллигенции, нищете стариков… Главное — у нас не стреляют! Вот почему, когда у нас начали стрелять, на Майдан вышли и те, кто вообще никогда туда не собирался, те, кто изначально был вообще против всего этого «бардака»… С Януковичем формально покончили. Но покончено ли с его режимом? Ведь лица в украинской политике, увы, все те же. У власти те, кто долгие годы осознанно стравливал между собой Запад, Юг и Восток страны. Разделял, чтобы властвовать. Пугает реальная возможность всего лишь легкой рокировки кадров в верхах. Украине нужен новый курс, прежде всего, на урегулирование внутренних национально-политических проблем и оздоровление внешнеэкономических отношений. Ей нужны новые лица во всех эшелонах власти. Лица профессионалов. К сожалению, в последние годы слово «политика» стало вызывать у украинских профессионалов неукротимую рвоту. Профессионалов из любой сферы. Побороть политический рвотный рефлекс, превозмочь моральную брезгливость и заняться законодательной расчисткой Авгиевых конюшен, — вот первоочередная задача Украины. Конечно, после урегулирования конфликтов военного порядка. Если этого не случится, то в политику опять хлынет богатое лицемерное ворье. Смерть погибших будет напрасной.

Сергей Фокин, русский профессор биологии университета в Пизе, Италия.

Весна началась отвратительно. Эта отвратительность и раньше присутствовала в российской жизни, но с каждым из последних лет ее плотность и напор становились все очевиднее. Очевиднее, по крайней мере, для тех, кто не утратил способности воспринимать не только картинку в телевизоре, но и реально происходящее вокруг. Наконец, для тех, у кого в этой стране — России — просто осталась совесть — товар все более дефицитный. Его в эшелонах российской власти не сыскать днем с огнем. 1 марта было только два чувства — стыда и ярости. Стыда — поскольку, даже и не проголосовав ни разу ни за одного из пигмеев российской государственности последних 14 лет, ты все равно ассоциируешься с ними, будучи гражданином этой страны. С ними — путиным, медведевым, мироновым, матвиенко, жириновским, нарышкиным — их не так и мало — вся Дума и Совет Федерации, а еще сколько чиновников, а отдел по делам религии во главе с гундяевым, а еще сколько «глотателей ТВ»! Стыда оттого, что 87 «представителей политической элиты» проголосовали за возможность введения войск на территорию суверенного государства — за возможность агрессии, единогласно! Не задав ни одного вопроса, не поинтересовавшись ничем. Вот где государственные преступники, которых с таким ражем СК ищет среди отечественной оппозиции, а теперь и среди украинских активистов. Понятно, что уже давно все, что решается в стране, решается одним человеком. Человеком, который начал свое первое президентство с вранья (подлодка Курск) и все эти 13 с лишим лет постоянно занимается подтасовками и откровенной ложью, чем дальше — тем более наглой. Что за национальные проблемы в Крыму? Где там униженные и убитые россияне? Где «угрозы жизни гражданам России в Украине»? Ложь и подтасовки — вот вся информационная составляющая действий российского президента, губернаторов, депутатов, вот прямая обязанность телевизионных пропагандистов — орденоносных и только выслуживающих милость правителя. Стыдно, что в первый вечер на пикет к Совету Федерации вышло пять человек (как в 1968-м!), что на следующий день в Москве и Питере их было, наверное, меньше 10 тысяч, а не сотни, как должно быть в ответ на беспардонную и очень опасную «инициативу» верхов — они затевают войну! Ярость охватывает оттого, что вне зависимости от ситуации в Крыму и на Украине вообще, от исторических ретроспектив, российское государство уже стало агрессором-оккупантом, что всех нас теперь будут мерить по этим политическим авантюристам и моральным недомеркам, которые все решили за нас. За то, что мы все позволили им так себя вести и решать за нас! Все сравнения верны: и Венгрия 1956, и Чехословакия 1968, и Афганистан 1979. Да, все делается по Венским и Судетским лекалам 1938 года. И так же, как тогда, Запад осторожничает, как будто не понятно, с кем имеют дело, кто такой мистер путин?! История ничему не учит… Российские войска тем временем по его тайному приказу уже заняли Крым — часть украинской территории. Это сделали настоящие враги России, и жалко, что ни Божья, ни человеческая кара их не настигла и вряд ли обещается в будущем. В будущем, которое они надолго изгадили для всех: для украинцев, татар, поляков, чехов, немцев и, прежде всего, для своего собственного народа.