Для России сейчас газовый конфликт даже выгоден ?
На модерации
Отложенный
Возвращаясь к газовому вопросу для Европы и баланса энергии в мире вообще, стоит подметить одну очень важную деталь. Американский сланцевый газ при его развитии потенциально мог бы обрушить цены на нефть ввиду роста совокупного предложения энергии. В данном случае речь шла в первую очередь о замещении газом нефтяного потребления внутри США. Американцы, которые закупали в 2012 году 8,5 млн баррелей нефти в день, к 2015 году хотят выйти на уровень импорта 4,5 млн баррелей в сутки. К 2020 году Обама хотел вообще выйти на энергетическую самодостаточность США и не импортировать нефть. Это действие уже в 2015 году высвободило бы нефтяной поток в размере 3-4 млн баррелей в стуки, который шел в США из других стран и вынудил бы их переориентировать свои экспортные поставки на другие страны. Это естественно бы спровоцировало обвал цен на нефть в мире ввиду избытка предложения. Все к этому и шло! И уже в 2015 году нефть была бы очень дешёвой.
Что же касается экспорта газа из США, то это бы стоило очень дорого ввиду того, что газ для этого надо будет дополнительно сжижать и перевозить. И такой газ в Европе будет уж явно не дешевле «газпромовского», поэтому именно экспорт газа в Европу из США просто нецелесообразен. Западным странам для удара по нефтяным ценам проще будет именно перенасытить рынок США энергоресурсами без затрат на транспортировку и тем ударить по ценам на нефть и газ в Европе, цены на который привязаны к нефтяным.
Этот план, как я понимаю, не предполагал физического отсутствия газа в Европе, а предполагал избыток углеводородов на мировом рынке и ввиду этого предполагал падение цен на нефть и газ уже в этом году. Если «Газпром» перекроет трубу для Европы, то Европе, что бы она ни говорила, будет нечем перекрыть нехватку газа в короткие сроки. Это приведет к тому, что Европа будет возмещать энергобаланс за счет нефти.
Сейчас «Газпром» продает в дальнее зарубежье примерно 150 млрд кубометров газа в год (161 млрд кубов в 2013 году). 1000 кубометров газа по выходу энергии примерно равно 0,85 тонн нефти. То есть для того, чтобы получить то же количество энергии, которое получается от 1000 кубов газа, нужно будет сжигать 850 кг нефти. Обычно газовые установки имеют больший КПД, поэтому 1000 кубов газа по эффективному выходу энергии можно приравнять к 1 тонне нефти. Ввиду этого, для замещения 150 млрд кубометров российского газа европейцам придется дополнительно закупать 150 млн тонн нефти в год. Это примерно 3 млн баррелей нефти в сутки или примерно 100 млн баррелей в месяц. Как раз сопоставимая величина с тем объемом нефти, который высвободит США в 2015 году.
Так же стоит учесть то, что экспортная выручка от газа у России сейчас равна чуть более 60 млрд долларов, экспортная выручка от продажи нефти и нефтепродуктов чуть менее 300 млрд долларов в год (283 млрд долларов в 2013 году). В структуре валютной выручки газ занимает около 20%, и потери страны от остановки продажи газа будут равны 20% колебанию цен на нефть. Цена, равная 80 долларам за баррель вместе с экспортом газа, будет равна экспорту при нефти 100 долларов за баррель без экспорта газа.
Если газовый вопрос будет решен, то нефтяные цены пойдут вниз ввиду избытка предложения нефти, созданного американцами, и выручка от продажи нефти сократится. Если труба в Европу остановится, то Россия потеряет выручку от газа, но сохранит выручку от нефти. Для России и ее платежного баланса в нынешнем положении не столь важно, останавливать экспорт газа в Европу или нет, в обоих случаях она понесет 20% потери в выручке, либо от нефтяных цен, либо от прекращения продажи газа. В обоих случаях экспортная выручка страны будет одинакова.
Причем, возможно, что эскалация по газовому вопросу и остановка поставок газа в Европу для российского кошелька будет даже более выгодной. Поскольку при падении цены на нефть могут упасть и ниже 80 долларов за баррель, вплоть до 60. Тогда потери в экспортной выручке от продажи нефти будут еще больше, и российский экспорт углеводородов в целом потеряет до 40%. Эскалация конфликта, напротив, может поднять цены на нефть с 100 долларов до 120 долларов за баррель и выше, что увеличит нефтяную выручку страны, нивелировав потери от экспорта газа, и вообще не приведет к каким-либо потерям от экспорта. Страна в этом случае весь период 2014 — 2015 годов сможет прожить, так же как и до этого, при стабильно высокой выручке от углеводородов. В альтернативе тяжелые времена наступят уже в 2014 году.
Но стоит понимать, что даже в случае эскалации вокруг газового вопроса через два-три года Европа все же сможет решить проблему с поставками энергоресурсов. США в таких условиях будут продолжать развитие сланцевого газа и после 2015 года продолжат сокращать импорт нефти. Вероятно, Европа в таких условиях также начнет развивать другие источники энергии: и уголь, и сланцевый газ. Ввиду этого, предложение нефти после 2015 года продолжит расти и цены на нефть все равно пойдут вниз.
Поэтому у России в случае эскалации газового конфликта с Европой будет всего 2-3 года до того момента, когда нефть начнет существенно падать в цене, плюс к этому год-два добавляют резервы страны. В итоге у России есть не более 5 лет для того, чтобы слезть с нефтяной «иглы». В альтернативе без газовой конфронтации цены на нефть пойдут вниз уже сегодня, и тогда у страны есть всего 1-2 года, на которые хватит резервов. И в том, и в другом случае долгосрочные перспективы не очень радужны, но с газовым конфликтом у России будет 5 лет на то, чтобы как-то слезть с нефтяной «иглы» хотя бы частично, шансов конечно мало, но все же есть. Без газового конфликта шансов на то, что мы успеем диверсифицировать экономику, нет вообще, поскольку за 1-2 года это сделать невозможно. Плюс к этому через 3-5 лет Россия может подумать о том, как еще можно будет в будущем поддержать нефтяные цены и еще более увеличить себе время. В любом случае ответное противостояние и ответные действия, пусть даже грубые, лучше, чем бездействие, и с этой точки зрения остановка газовой трубы будет целесообразна.
Аналитики — «Вектор Секьюритиз»
Комментарии