Миядзаки всегда смотрит глубже — авиация здесь, как и анимация, ...
На модерацииОтложенный
Волшебник Хаяо Миядзаки
Легендарный режиссер, подаривший миру Тоторо, Унесенных призраками, Бродячий замок Хаула и множество других картин, объявил о своем уходе из анимации.
На Венецианском кинофестивале выдающийся японский аниматор Хаяо Миядзаки представил свой новый мультфильм «Ветер крепчает» и объявил о завершении карьеры. Режиссер уже давно грозился оставить анимацию, и три его предыдущие работы трактовались как завещания, но каждый раз мир вздыхал с облегчением — мэтр остается. Но не в этот раз.
Мы в AdMe.ru хотим вспомнить самые знаменитые картины Хаяо Миядзаки и приоткрыть завесу над его творчеством.
Будущий мультипликатор родился 5 января 1941 года. Хаяо был вторым из четырех сыновей в семействе Миядзаки, отец — директор фирмы по производству авиадвигателей, мать — прекрасная, образованная женщина.
Старшеклассником он увидел мультфильм «Легенда о Белой змее» производства студии Toei. Впечатление от движущихся картинок-образов перевернуло всю жизнь будущего мультипликатора. Но молодой Хаяо учился вовсе не на художника или дизайнера — он успешно окончил университет по специальности «политология и экономика».
Мультипликация все не отпускала Хаяо, и он посещал кружок чтения сказок. Так автор стал обладателем внушительного багажа знаний о легендах, былинах, сказаниях и мифах.
К 1963 году анимация в жизни Миядзаки всё-таки «перевесила» серьезные науки. Он просто приходит в студию Toei и устраивается помощником аниматора. Здесь он знакомится с Такахатой Исао, человеком, с которым рука об руку пройдет через все неудачи и в итоге создаст собственную анимационную студию «Джибли» (Ghibli).
В 1982 г. Миядзаки начал печатать роман в картинках «Навсикая из Долины ветров». Издатели поставили ему условие не экранизировать «Навсикаю», однако вскоре сами же попросили снять пятнадцатиминутный эпизод. Аниматор отказался делать фильм длиной меньше часа, и в конце концов было принято решение о полнометражной, двухчасовой картине. История принцессы с экзотическими средневековыми декорациями, рыцарями, танками, воздушными боями, насекомыми высотой с дом, с экологической темой и величественным философским звучанием буквально потрясла Японию. Так сорокатрехлетний Миядзаки стал классиком.
На протяжении всей своей карьеры Хаяо Миядзаки затронул множество тем, использовал множество тональностей и регистров. Сатира, эпос, элегия волшебным образом переплетались в его картинах, целиком погружая зрителей в завораживающую игру фантазии...Так мастер сумел найти путь не только к умам, но и к сердцам зрителей. Если детям он рассказал об окружающем мире на их языке, то взрослым указал дорогу, по которой можно сходить в гости к детству.
«Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого».
«Мне не следовало бы об этом говорить», — признался президент киностудии «Walt Disney» Майкл Айснер, — «но „Тоторо“ долгое время был самым любимым фильмом моих детей.
В нем есть какое-то трудно определимое словами волшебство. До того, как фильм вышел в США на видео, у меня дома была его кассета на японском. Однажды ее нашли дети. Хотя им был непонятен японский диалог, фильм заворожил их. Не могу сосчитать, сколько раз они его посмотрели».
Однажды, в интервью романисту Рю Мураками, Миядзаки долго пытался объяснить, что рисует девочек не потому, что педофил, а потому, что взрослый мужчина в принципе не может быть героем ни одной истории, ведь, сталкиваясь со злом, он всегда ищет, кому бы отстрелить голову, а это — порочный путь.
«Конечно, у нас на студии есть и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».
2001 год для Хаяо Миядзаки да и всего мира ознаменовался фильмом «Унесенные призраками». Это красочная и экзотическая сказка о приключениях десятилетней девочки в волшебном мире, но Миядзаки и тут остается верен себе, стремясь, чтобы зрители получили не только радость, но и пользу для своего мировоззрения.
Фильм «Унесенные призраками» имел громкий успех в Японии и совсем невероятный за ее пределами: премия Берлинского кинофестиваля, а позже «Оскар» в номинации «лучший анимационный фильм».
Последние пять лет от японского аниматора ждали самых диких и буйных фантазий — в общем-то ими он и силен. Но на свет появилась реалистичная биография авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Здесь Дзиро — не сказочный герой, а настоящий человек, нескладный, небезупречный, часто несчастный, до безумия преданный небу. Но едва ли следует воспринимать картину только как байопик об исторической личности. Миядзаки всегда смотрит глубже — авиация здесь, как и анимация, позволяет нарушать границы пространств и напоследок совершить едва ли не самое рискованное путешествие — в глубины собственной души.
Комментарии