Украинский кризис глазами экспертов для арабской аудитории

Украинский Кризис войдет в учебники современной мировой истории в качестве фундаментальных скрепов того, как нужно защищать суверенитет и не допускать распад страны. Украина является тем серьезным объектом геополитики, вокруг которого разворачивается поистине настоящая борьба гигантов, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Именно исход Украинского Кризиса определит будущую конфигурацию мирового порядка. Мы предлагаем в этом материале, как британская служба новостей (BBC) на арабском языке затронула этого вопроса 21 марта 2014 года, в гостях были известные эксперты арабской аудитории.

Вступительное слово ведущей программы: Угрозы и обещания со стороны Запада наталкиваются на игнорирование со стороны Москвы. Так выглядит картина кризиса на Украине на мировом уровне. Россия и Запад обвиняют друг друга в нарушении международного права, и мир оказался на грани новой холодной войны. Россия объявила о включении Крымского полуострова в состав Российской Федерации и преуменьшает значение санкций, которые Запад начинает применять в ее отношении. Россия в состоянии ответить на санкции Запада и не смирится ли Запад с новой реальностью с целью сохранения своих экономических интересов? Не ошиблась ли украинская оппозиция, пришедшая к власти, когда сделала ставку на своих западных друзей вопреки интересам России? На эти и другие вопросы ответят Валид Фарес из Вашингтона, Леонид Соканин из Москвы, Рамдан Аурагх из Киева.

Репортаж
Владимир Путин, на основании результатов референдума, проведенного в Крыму, предложил Совету Федераций принять закон о включении Республики Крым в состав Российской Федерации.
Президент США заявил: “Путин должен понимать, что когда дело касается наших стратегических интересов и интересов наших партнеров, мы с состоянии защитить их”.
Путин заявил, что референдум прошел в соответствии с международными нормами и требованиями и в нем приняли участие 80% населения Крыма из которых 97% проголосовали за присоединение к России.
В ответ Генсек НАТО Расмусен выразил безоговорочную поддержку Украине со стороны НАТО, события в Крыму назвал самыми опасными со времен второй мировой войны и подчеркнул, что решение Путина будет иметь самые серьезные последствия для России.
Постпред России при ООН В. Чуркин назвал историческим событием воссоединение России и Крыма, состоявшееся мирным путем, по результатам референдума и основывающееся на праве народов на самоопределение.
А. Меркель заявила, что в ближайшие дни будут пересмотрены политические отношения между Евросоюзом и Россией, а также между Большой семеркой и Россией. Очевидно, что закончилось существование Большой восьмерки, как политической структуры.
Великобритания объявила о прекращении военного сотрудничества и отмене совместных военных учений (Америка, Великобритания, Россия), запланированных в этом году.

И тут ведущая передачи обращается к гостям с вопросами:

Ответ россиян пришел быстро. Россия ввела санкции против ряда американских политиков. Как вы оцениваете значимость этих санкций в сравнении с санкциями, которые ввели США против ряда российских лиц?

Валид Фарес: Эти политические санкции могут развиться в стратегическом русле, если ситуация будет нагнетаться с любой из двух сторон. Сейчас это попытка взаимного давления, пока не будет достигнуто соглашение о переговорах в лучшем случае, в худшем – пока не будет доведено до противостояния.

Российский список включает имена, хорошо известные в мире политики, такие как Джон Маккейн. В отличие от российского, американский список включает в себя имена, известные не столько в мире политики, сколько в мире бизнеса?

Валид Фарес: Это связано с разницей в политической структуре правления. В России сильна президентская власть и нет сильных лидеров в парламенте. В Америке же есть сильные политические лидеры, непосредственно влияющие на политику. Джон Маккейн имеет большое политическое влияние, с которым президент Обама вынужден считаться, поэтому русские выбрали именно эти имена.

Все санкции, предпринятые против России до сих пор, несут больше формальный характер и не сильно отразились на России. Почему же Россия продолжает “испытывать терпение” Запада?

Леонид Соканин: Россия только отвечает на действия, предпринимаемые Западом адекватными методами. Я не считаю это нагнетанием конфликта со стороны России.

Санкции Евросоюза и США носят до сих пор ограниченный характер, почему Россия отвечает теми же методами, нагнетая обстановку?

Леонид Соканин: Почему вы называете это нагнетанием конфликта? Это адекватный ответ и не более. Если бы Россия применила санкции к сотням лиц и компаниям Запада, это было бы нагнетанием. Но это ответный адекватный шаг и не более того.

Санкции Европы и Америки введены неделю назад. Почему Россия ответила только сейчас?

Леонид Соканин: Вопрос времени не важен, по-моему. Возможно, Россия обсуждала список лиц, которые должны были быть включены в него.

Сейчас идет “война санкций” между Западом и Россией. Как отнеслись в Украине к санкциям, введенным Евросоюзом и США против России, и считает ли Украина, что эти санкции помогут ей вернуть то, что ей принадлежит?

Аурагх Рамдан: Нынешнее правительство Украины приветствует санкции, которые США ввела против Российской Федерации, так как оно стало союзником Запада. Парламент Украины начал принимать решения и законы относительно Республики Крым, объявив его оккупированной территорией, которую нужно освободить. Это с одной стороны. С другой стороны, принято решение о статусе крымских татар, считающихся национальным меньшинством в украинском обществе, как каренного населения Крыма. Таким образом, правительство хочет подготовить пакет документов о существующей для них опасности для обращения в инстанции ООН.

Если Украинский парламент считает Крым оккупированной территорией, которую нужно освободить, на кого он в этом вопросе рассчитывает? Соединенные Штаты ясно заявили, что не будет вступать в военный конфликт с Россией. Не считает ли Украина, что Запад их предал?

Аурагх Рамдан: Украинцы понимают, что вопрос открытого военного конфликта между двумя наибольшими ядерными силами не стоит. Это исключено. Но новые украинские власти хотят использовать международные правовые и экономические организации для полной изоляции России – политической и экономической, в особенности, зная, что через территорию Украины проходят основные потоки поставляемого Россией в Западную Европу газа. Крым стратегически жизненно важен для экономики Украины в плане газа, энергетики и акватории. Все эти факторы Украина хочет использовать, чтобы вернуть, то, что она потеряла. И естественно, она поддерживает все шаги, предпринимаемые Европой и США. Но мы должны понимать, что все эти санкции носят формальный характер, так как невозможно изолировать страну, играющую такую большую мировую роль в поставках газа, поставках энергии, инвестировании и так тесно экономически связанной с Европейским Союзом.

На фоне санкций США против России и ответных санкций России, что происходит внутри Европейского Союза, какие направления во взглядах сегодня? Кто болше и кто менше выступает в поддержку этих санкций? Меркель заявила, что Большая восьмерка умерла и не избежать введения санкций против России. Мы ведь знаем, что Германия выделялась достаточно крепкими отношениями с Россией?

Хусам Ваэли (журналист из Брюсселя): Политическое направление у руководства Европейского Союза было понятным с самого начала введения санкций против России – это поддержка новому украинскому правительству, не смотря на понимание их формальности. Это позиция Европы. Некоторые страны, такие как Литва и Польша с энтузиазмом поддерживают введение санкций, в то же время ряд стран (Италия, Финляндия, Голландия, Люксембург) занимают более умеренную позицию, учитывая важность экономических связей с Россией, и они отражают основное мнение в кругах принятия политических решений. До сих пор преобладает мнение о продолжении использования методов политических переговоров для решения кризиса.

Какие санкции может ввести против России Евросоюз и как далеко может зайти в этом?

Хусам Ваэли: Возможно, будет отменен Саммит (Россия-Европа), введены санкции против лиц, приближенных к Путину, возможно остановлено военное сотрудничество.

Создается впечатление, что угрозы со стороны США и Евросоюза звучат громко, но на деле мало что предпринимается. Какие инструменты давления еще есть в запасе у США и будут ли они применены?

Валид Фарес: Существует большая разница между реальной действительностью и тем, что, обсуждается “в общем”, то есть введение санкций против России и наоборот, введение санкций Россией. Действительность – это то, что нет военного пути решения проблемы для освобождения Крыма от российских войск. Ни с помощью военного давления и ни с помощью даже экономического давления. Любые силовые действия со стороны Запада приведут к военному столкновению между ядерными державами, а это исключено. С другой стороны США и некоторые союзники в Европе рассматривают вероятность того, что три или четыре области Украины могут последовать примеру Крыма и, если не потребуют отделения, то захотят установления федерализации. В случае развития событий таким образом, возможен другой сценарий – присоединения Западной Украины к НАТО. Этого не произошло до сих пор, потому что Запад избегает столкновения и поэтому речь идет только об экономических санкциях.

Имеет ли США возможность усиления экономического давления, избегая военного столкновения, при всем том, что, как отметил президент Обама, это давление имеет опасные последствия не только для России, но и для всего мира?

Валид Фарес: Экономика России сильна сегодня и связана с экономиками Китая, Индии, Бразилии. Очень велики инвестиции Европы в России. Если начнется экономическая война, рухнет вся мировая экономика, пострадают все. Общий товарооборот между США и Россией в 2013 г. составил 38 млрд. долл., а американские инвестиции в Россию составили 14 млрд. долл.. Конкретный пример – это совместная космическая программа.

Некоторые ракетные двигатели для американских ракет производятся в России. Но, если бы президент Обама действительно захотел ответить, то он мог бы сделать это не обязательно в Крыму, а в других местах. Например, у России важные стратегические интересы в восточных районах Средиземного моря с Сирией.

Х. Клинтон, бывший министр иностранных дел США, сказала, что то, что сделал Путин, в Украине может расшириться и на другие страны, такие как Литва. Ограничится ли Россия Крымом?

Леонид Соканин: Если Хилари Клинтон выступает с подобными заявлениями, это значит, что она абсолютно не имеет представления о том, что происходит в Крыму. Не знает истории России и не разбирается до мелочей во внешней политике России в отношении Украины и Крыма.

Вы упомянули, что Россия не имеет намерений присоединять другие области Украины или другие страны, и об этом упомянул президент Путин в последнем своем выступлении. Если обстановка в Восточных регионах Украины будет ухудшаться и дальше, вы их поддержите или..?

Леонид Соканин: Без сомнения, у России нет планов включения Восточных регионов Украины в свой состав, потому что ситуация в этом случае полностью отличается от ситуации с Крымом. Но России не безразлично положение этнических русских, проживающих в этих районах.

Если они будут подвергаться опасности, на фоне событий, происходящих в настоящее время в Украине, будет ли Россия вмешиваться под тем же предлогом, что и в Крыму?

Леонид Соканин: Россия, как и США, не останется стоять в стороне, если будут нарушаться права ее граждан, где бы это не происходило. Однако военное вмешательство – это одно, а защита законными методами – это другое.

Вы говорите, что вмешательство в Крыму было политическим, между тем, другие считают, что в Крым вошли российские военные без опознавательных знаков, но пользовавшиеся российской техникой. Это подтверждали и журналисты, работавшие в Крыму?

Леонид Соканин: Все обсуждают сейчас вопросы введения санкций, противоправных действий России, но никто не задает вопрос, почему это произошло. Причина – это политический переворот в Украине и захват власти радикалами, которые с первых дней начали политику притеснений и угроз в отношении не только русскоязычного меньшинства, но и в адрес России. Эти угрозы носили конкретный характер и почему же Запад и ООН не видели этого? Это и была основная причина последовавших действий России.

Парламент Украины угрожает ответными военными действиями с целью освобождения Крыма, а с другой стороны планирует вывезти военнослужащих и их семьи. Как вы можете это объяснить?

Аурагх Рамдан: Украинский парламент (Верховная Рада) исходит из соображений интересов и безопасности граждан, поэтому решил вывести войска, чтобы избежать прямого военного конфликта с Россией. Что касается освобождения, они в первую очередь рассчитывают на дипломатическую помощь своих западных союзников в виде международного военного контингента под эгидой ООН и международных наблюдателей. Однако Россия собирается официально включить Крым в состав Российской Федерации и это произойдет, возможно, завтра, после того, как Совет Федераций одобрит это решение, Путин его подпишет. Тогда Крым официально будет принят в состав Российской Федерации.

Насколько серьезно рассматривают в Евросоюзе отправку наблюдателей в Крым? И какими полномочиями их наделят?

Хусам Ваэли: В Евросоюзе поддерживают идею отправки наблюдателей и не только в Крым, но и другие районы Украины. Они должны контролировать нераспространение оружия, размещение на украинской границе, но остается вопрос, как далеко пойдет Путин по пути этого сотрудничества.

Предложение о размещении наблюдателей прозвучало от Генсека ООН из Москвы. Как, по-вашему, согласится президент Путин на размещение международных наблюдателей?

Леонид Соканин: Россия не исключает такой возможности, но вопрос заключается в подробностях. В каких районах будут работать наблюдатели, какие у них полномочия, каким образом они будут сотрудничать с властями, будут ли включены в список контролируемых районов Восточные регионы Украины, будет ли Россия сотрудничать с наблюдателями и каким образом. Все эти вопросы должны быть согласованы сторонами.

Может ли это стать выходом из состояния нагнетания напряженности? Рассматривает ли США свои санкции, как попытку пригрозить России, чтобы остановить ее попытки захватить другие территории Украины?

Валид Фарес: США ввели эти санкции, но сами до конца не знают, как может отреагировать на них Россия. Я не думаю, что санкции изменят что либо. Крым – это сейчас военная зона, находящаяся под контролем России. Я уверен, что Европа не будет предпринимать военную операцию – это очень опасно. Русские захватили Крым и не станут рисковать больше и идти по пути захвата дальше. Речь о захвате Литвы или Чехии – это всего лишь несерьезные разговоры. Настоящий серьезный разговор сейчас – это рассматривать Украину уже без Крыма. Крым стал территорией России, несмотря на непризнание этого факта Западом. Важно сейчас то, что если в Украине установится федеральная или конфедеральная форма правления – тогда станет возможным возвращение США и России за стол переговоров.
Санкции против России – это, как бы послание, предостерегающее ее от дальнейшего военного вмешательства, предостережение от прямого или косвенного вмешательства в Восточные регионы Украины. А там сейчас заключена основная проблема Украины, оставшейся без Крыма.

Аннексия Крыма для России – это признание потери остальной ее части? Вхождение Крыма в Российскую Федерацию означает ли для России присоединение остальной части Украины к Европе?

Леонид Соканин: Возможные разные варианты развития событий, но лучшим, по моему мнению, были бы решение этого вопроса с участием трех сторон: Украина, Россия и Запад, как это предлагала сделать Россия раньше.

Но Россия не признает легитимности нынешних властей в Киеве?

Леонид Соканин: Правительство Украины не легитимно, потому что путь, которым была захвачена власть, не предусмотрен Конституцией Украины. Во-вторых, оппозиция нарушила договор, подписанный с президентом Януковичем, хотя он был заключен с участием европейских министров.

Действительно ли способно правительство Украины прекратить все политические и экономические связи с Россией?

Аурагх Рамдан: Экономика Украины тесно связана с экономикой России, а особенно в области энергетики, экспорта продукции, ведь треть экспорта Украины идет на российские рынки. Поэтому Украине вопрос экономических связей нужно как можно далее отодвинуть в сторону от политических разборок, чтобы избежать разорения украинской экономики, которое неминуемо в случае разрыва отношений.
Мы должны понимать, что Восточные регионы могут попытаться повторить события, что было в Крыму, поэтому мы должны немедленно издать законы и возобновить вопрос обновления конституции, которая должна предоставить все права национальным меньшинствам.

Нужно ли установить новый формат сотрудничества с Москвой, которое будет предусматривать проведение Украиной полностью независимой политики или политики в меньшей степени, зависящей от Москвы?

Аурагх Рамдан: Все страны зависимы экономически, в том числе и США, и Россия, и Украина. Мы должны быть прагматичны и не допускать ошибок, которые отразятся отрицательно на будущем Украины.

В последнее время звучат взаимные обвинения между странами, подписавшими Будапештский договор о том, кто же его нарушил. Хотелось бы услышать об этом договоре больше, о чем он?

Доктор Айман: Это можно назвать скорее соглашение, а не договор, подписанное США, Великобританией и Россией в 1994 г., и не ратифицированное ни Конгрессом США, ни британским Парламентом, ни Госдумой России. Оно содержит гарантии сторон-подписантов о неприменении силы и угрозы силой, сохранении суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Украины, которая обрела независимость и отказывалась от всех запасов ядерного оружия, имевшихся у нее.

Есть ли способ определить, какая же из сторон нарушила это соглашение?

Доктор Айман: Соглашение не только исключает военное вмешательство, но и угрозу военного вмешательства. Обе стороны, Россия и Запад, обвиняют друг друга в нарушении этого соглашения

В ближайшем будущем возможно ли возвращение сторон за стол переговоров или конфликт будет продолжать нарастать?

Валид Фарес: Возможность вернутся к переговорам, но вопрос: когда и после чего?
Во-первых, в Крыму военного противостояния не будет и проблемой на предстоящем этапе будут Восточные регионы Украины. И здесь возможны два выхода. Либо проблема не будет решена, и мы увидим две Украины – часть, контролируемая Россией и другая, контролируемая НАТО. Либо обе стороны договорятся о политическом решении будущего Украины и обязательно с обеих сторон признают это решение. Если будет достигнут такой договор, Украине не обязательно будет менять экономического партнера.

Что является условием для того, чтобы Россия согласилась сесть за стол переговоров?

Леонид Соканин: Эти условия уже были озвучены раньше. Первое условие касается преодоления внутриполитического кризиса в Украине, особенно противостояния между Западными и Восточными регионами. Признание всех прав национальных меньшинств политических, культурных, языковых и других. Нынешняя власть в Киеве должна считаться с правами оппозиции, оппозиционными партиями и организациями, с которыми она не считается абсолютно в данное время и это вызывает беспокойство и ведет к противостоянию.

Готово ли правительство Украины откликнуться на такие требования России?

Аурагх Рамдан: Парламент Украины считается с интересами граждан. Мы ожидаем, что с внесением изменений в Конституцию, будет проведена политическая реформа или расширена самостоятельность регионов, чтобы не повторился нынешний кризис – Крымский.