Воля Абсолюта к бытию и своеволие субъективизма

На модерации Отложенный

 

В основе бытия лежит Абсолютная добрая Воля к власти над бытием с целью – сохранить состояние «быть». Таким образом, Бытие – это состояние. Это - должное состояние. Идеальное, истинное состояние. Это гармония и блаженство.

Мы знаем что сущее существует в нераздельной паре с должным. Это две стороны медали: сущее – должное. Должное – это и есть бытие. Между тем, что было в замысле божьем (логосе), тем, что есть, и тем, что должно быть, существует диалектическое противоречие, разрешающееся в процессе эволюции природы.   Понтий Пилат и Иисус Христос говорили о совершенно разных истинах. Пилат – о способности субъекта приспосабливаться к сущему такому, каким оно нам является. А Христос говорил, а главное, наглядно показывал своею абсолютно цельной земной жизнью - истину как должное бытие, - и мира, и человека.

Идеальное и реальное находятся вечно вместе и это обеспечивает бытие как таковое.   Гармония же выступает энтелехией Бытия-Космоса.

Абсолютная воля к должному не реализуется грубо и напористо, как воля деспота, а реализуется посредством свободной воли всего сущего. Происходит как бы вечный посев как отпускание на свободу и вечное собирание зрелых плодов этого посева. При этом воля к Абсолютной воле проявляет себя как Добро, а своеволие - как Зло.  

Платон прав, говоря о верховенстве Идеи Блага. Любое благо есть добро. Идея же Блага – это идея Абсолютного добра. Она всё делает истинным и познаваемым. Что же такое зло? Это отпадение от Добра. Это - своеволие. В этом своеволии – торможение эволюции и причина конечности, бренности сущего. Бытие к смерти… Мартин Хайдеггер о нём говорил как о чем-то должном (из биологического существования человек-индивид после смерти своей переходит в историческое бытие и это – его высшее бытие), а вот Николай Фёдоров считал, что смерть – это наказание (смертная казнь) за то, что мы еще недостойны вечной жизни.

Вот кто-то компетентный подсчитал, что к 2045 году (неужели к столетию победы над фашизмом?) будет сконструирован бессмертный человек. Так и хочется воскликнуть: да неужели всё же человек сам способен и задумывать и решать подобные проблемы? Вот гордыня-то его какова! А что за душа будет у этого вечного человека – это что же, не имеет никакого значения? Наделают кучу пластмассово-железных людей, причем, мне кажется, не самых лучших с точки зрения их душевного богатства. Снова, как это многократно было в истории, душевное богатство постараются заменить богатством материальным: ведь это предприятие по обновлению, совершенствованию и замене всех органов и систем жизни организма наверняка будет стоить очень дорого, а значит доступно только для богатых. А вряд ли наиболее материально богатые одновременно окажутся и наиболее духовно богатыми.

Боюсь, что это будет апофеозом  торжества сил Зла над силами Добра. Впрочем, как горестно замечал гётевский Мефистофель, зло ведь постоянно оказывается своеобразно причастным к творению Добра. Действительно, зло невольно помогает эволюционному процессу отсеивать, как отсеивают плевела от пшеничных зёрен: эгоизм - от соборности, разум - от безрассудности, слабость - от силы, подлинную свободу - от своеволия.

Пока вещь развивается, развертывая свою сущность, она пребывает во времени. Став идеальной, эта вещь попадает в вечность. Время «сдувается» с прошедших циклов существования и превращается в вечное «сейчас». В бешенно крутящемся колесе спиц как бы и нет. Но именно благодаря их существованию колесо (или шар, если согласиться с образом бытия у Парменида) остается тождественным самому себе.

Гармония космоса создается многочисленными восхождениями бесформенной материи ко все более оформленной – направленно оживающей и умнеющей. Предполагаю, что в разных точках космоса становление жизни и мысли происходит асинхронно. Циклы накладываются друг на друга и тем самым обеспечивают прочность конструкции бытия. Это что-то вроде гасителей разрушительных колебаний высотных сооружений и мостов. Но это всё как бы «механика» истины бытия. А вот подлинно глубинная ее сущность состоит в том, что Абсолют настраивает все сущее на подобие с собой. С собой в двояком смысле: и с самим собой, со своим для каждой вещи эйдосом и через преодоление Предела – с Собой, с Абсолютом. Каждый минимум оказывается чреват максимумом. Ибо в основе всего, существующего на разных уровнях, находится один и тот же созревающий и воплощающийся эйдос – содружество идеи и материи.

Употребляя слова «чреват», «обременен», я ими выражаю факт участия всего сущего в реализации Логоса как Плана Бытия, подчеркивая принципиальную схожесть развития природы (сущего в целом) с развитием зародыша в чреве будущей матери.

И в то же время, при таком, казалось бы, тотальном планировании, всему дана полнейшая свобода-соревновательность («воля к власти»), ибо именно это обеспечивает постоянный переход от низших форм отражения ко все более высоким и эффективным. Более высоким и эффективным - в смысле глубины отражения-освоения окружающей действительности и, следовательно, - способности к гармонизации доступной части космоса. Это – моя интерпретация смысла хайдеггеровской фразы «человек – пастух бытия», но распространяющая этот смысл на всё сущее. Dasein – Гегель, мне представляется, в этом прав - это всё сущее, это наличное бытие. Человек же – это Dasein особого рода, он есть способное к мышлению и эк-зистированию сущее, что означает (в случае реализации этой способности-возможности - в форму действительности, в должное как идеальное воплощение эйдоса человека) скачок из царства необходимости в царство свободы, переход из сущего в должное, то есть – в бытие. Вот это, как мне кажется, и есть та самая высшая мера возгорания «огня» о которой столь загадочно провозгласил в свое время Гераклит.