Перестройки у нас уже не будет?
Без проведения реформ «десятилетия спокойного, ритмичного развития» могут превратиться в застой брежневского образца. Активное разложение номенклатуры происходит и сегодня. Все это может закончиться распадом России
«Листая» страницы электронных СМИ и наблюдая за очень многими представителями современного российского общества, я часто ловлю себя на мысли, что современное общество в плане его общественных настроений, миросозерцания, структуры общественных слоев очень напоминает мне так до боли знакомое по отрочеству и юности советское общество.
Мой прожитый жизненный отрезок, превращение «не в мальчика, но в мужа» с процессом внутреннего взросления, причудливо совпал с соответствующими общественными процессами. В моей памяти очень ярко отпечатались годы отрочества и юности. Это были годы затхлого застоя (от Брежнева до Андропова) и робких надежд на улучшение жизни с приходом Горбачева. Затем — ощущение страха за завтрашний день в годы агонии СССР (я тогда заканчивал школу). Далее (в годы моего студенчества) — вновь, но уже ярко выраженные надежды на успех реформ, проводимых Ельциным, несмотря на всю их тяжесть, ибо обратно в коммунизм уже отчаянно не хотелось. В последующем (годы окончания института) — сильное разочарование в «реформах», так как пришло осознание того, что никаких реформ, по сути, и не произошло, а главным событием этого периода стала легализация в руках ловких представителей советской номенклатуры государственной собственности. Легализация собственности, в свою очередь, дала жизнь новой властной и финансовой олигархии, имеющие общие интересы.
Безотрадное состояние дополнило рождение и быстрый уход в небытие нескольких «партий власти» — прообразов КПСС (от «Демократического выбора России» до нынешней «Единой России»), сменявших друга друга при смене очередного верхнего слоя номенклатуры, но, по сути, имевших целью только одно — обеспечение политического самосохранения очередного номенклатурного формирования.
Мой выезд в цивилизованную Европу дал мне возможность ознакомиться со структурой европейского гражданского общества, да и просто ощутить европейский менталитет (например, приветливость и терпимость). Соприкосновение с Европой очень быстро обозначило дистанцию огромного размера между современным постсоветским состоянием современного российского общества и европейским гражданским обществом.
Я сознательно употребил выше термин «цивилизованная Европа», отнюдь не желая указать, по словам либералов XVIII–XIX веков, «на вечную российскую отсталость», а в противовес многим современным псевдопатриотическим кругам: «православным сталинистам», мечтающим о сильной руке сталинского образца, части «монархистов», понимающих монархию как косметически перекрашенную власть генерального секретаря, и призывающих к реставрации монархии как способа быстро решить все проблемы страны, разного рода «советским патриотам», желающим слышать только о «величии России», при этом часто отождествляющих дореволюционную Россию и Советский Союз в своих геополитических фантазиях, а также конспирологам, везде и всюду видящих масонский заговор.
Отдельное явление — современный «чиновничий патриотизм», изливающий на головы сограждан словесный «патриотический елей», особенно во время государственных праздников, При этом, часто эти же самые чиновники обнаруживаются замешанными в коррупционных скандалах, т.е. в действах направленных на прямо противоположные по отношению к ими же декламируемым ценностям. Критически мыслящая современная российская интеллигенция уже давно открыто высказывается о тревожности процессов, происходящих в современной властной элите.
Вот несколько примеров.
Кирилл Александров, историк: «Вместо элиты (имеется в виду дореволюционной элиты. — Прим. О. И.) сложился совершенно другой социальный слой, совершенно другая социальная группа — реальная власть в России оказалась в руках у группы людей номенклатуры, которая соответствующим образом формировалась, пополнялась, были каналы ее пополнения. И после смерти Сталина ничего существенно не поменялось. По большому счету элита современной России остается в очень значительной степени номенклатурной, со связанными с этим социальным слоем, с этой социальной группой представлениями, иллюзиями, мифами, происхождением, экономическими и другими связями и все прочее. И поэтому она не может быть инициатором вот таких общественных процессов, о которых мы говорим (речь шла о преодолении ментального наследия большевизма. — Прим. О. И.). Она в них не заинтересована, потому что это противоречило бы ее интересам (программа «Без подлинного покаяния у России нет будущего» на радио «Град Петров»).
По мнению философа Игоря Чубайса, современная власть выстроила новую экономико-политическую номенклатуру (интервью Игоря Чубайса «Риски и вызовы XXI века» // Посев. 2011. № 10).
Яков Гордин, историк, писатель: «Исторический процесс вообще в принципе целен . Не понимая, откуда мы пришли и почему мы пришли именно туда, куда мы пришли, мы не сможем сколько-нибудь благополучно идти в завтра . Ведь это все-таки очень болезненный процесс — осознание ложности пути . Мы бы хотели, чтобы понимание катастрофичности прошлого перекрыло дорогу к возможным будущим катастрофам (курсив автора) . Власть, какая бы она ни была, она чувствует эту, так сказать, эманацию общества (имеется в виду симпатия к так называемому «советскому патриотизму» и отдельным политическим деятелям советского периода — прим. автора) Чтобы у власти не было, так сказать, «искушения» идти навстречу этим настроениям, повторять страшные, катастрофические ошибки прошлых властей, нужно, чтобы общество протрезвело» (программа «Без подлинного покаяния у России нет будущего» на радио «Град Петров»).
Михаил Горбачев, бывший президент СССР, считает, что России нужна «реальная демократия» и новая система управления страной. «Сейчас мы дошли до такого этапа, что оборвали перестройку», — сказал политик. По его словам, сегодня политика все больше превращается в имитацию «Второй президентский срок Владимира Путина открывал возможности для реализации новой стратегии, но власть пошла по другому пути», — заявил экс-президент, отметив, что после стабилизации нужно былопереходить к реформам, а не к застою (курсив О. И.). В Кремле с мнением М. Горбачева не согласились. «Я не слышал этого выступления, но хочется надеяться, что перестройки у нас уже не будет (курсив автора)», — заявил по поводу слов бывшего советского лидера пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Президент РФ В.В. Путин в одном из интервью об отношении к мнению интеллигенции высказался следующим образом: «Именно интеллигенция должна, предупреждать резкие движения и революции различного рода и толка. Нам хватит, мы уже столько пережили и революций, и войн, нам нужны десятилетия спокойного, ритмичного развития», — подчеркнул президент.
Безусловно, «десятилетия спокойного, ритмичного развития» действительно нужны. Но без активного проведения реформ, такие десятилетия могут превратиться в застой брежневского образца, о чем и предупреждает критически мыслящая интеллигенция.
В чем опасность номенклатурной модели власти, перманентно повторяющаяся?
Опять же, обратимся к мнению интеллигенции. По мнению историка Кирилла Александрова, эта опасность заключается в постоянной деградации номенклатуры (передача из цикла «Сословия России» на радио «Град Петров»). Разумеется, что деградации номенклатуры совершенно исключает модернизационное развитие страны в настоящем и, тем более, в будущем.
Советская элита разложилась в плане полного отторжения от себя «партийных норм жизни». Когда наступил момент понимания того, что более нет сдерживающих факторов (репрессивно-силового со стороны КГБ и мер внутрипартийного контроля), она (номенклатура) начала активно выходить из под контроля, что выразилась в огромной коррупции: достаточно вспомнить «хлопковые» дела» в среднеазиатских советских республиках.
Активное разложение номенклатуры происходит и сегодня.
Вот некоторые факты и оценки коррупции:
- Счетная палата России вскрыла финансовые нарушения в расходовании средств федерального бюджета на сумму более 117 млрд рублей по статье «национальная оборона» в 2012 году.
- Общая сумма ущерба хищений по делу «Оборонсервиса» составила около 11 млрд рублей — таковы данные счетной палаты России. Это только за период в 2009 по 2011 годы.
- Хищения бюджетных средств на Северном Кавказе составили около 6,5 млрд рублей в 2013 году, заявил президент РФ Владимир Путин. Всего в первом полугодии в округе выявлено более 1,6 тыс. преступлений коррупционной направленности — это почти десять преступлений в день. «При этом наиболее криминализованными остаются сферы, связанные с госзаказами, кредитами и субсидиями, строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и земельными отношениями», — сказал президент. По его словам, требования федерального законодательства региональными структурами зачастую игнорируются (курсив О. И.).Путин отметил, что проблема с высоким уровнем коррупции на Северном Кавказе выглядит особенно драматично (курсив О. И.)в сравнении с ситуацией по всей стране.
Председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» города Москвы Игорь Трунов считает, что «коррупция выступает в качестве системного стержня российской бюрократической системы Антикоррупционные расследования в основном проводятся против неугодных. Они служат в качестве репрессивной меры против инакомыслящих. И, напротив, принадлежность к правящим кланам или партиям означает индульгенцию и иммунитет от преследования» (публикация «Каста свидетелей сердюковых» на сайте «Свободная пресса»).
Чем же грозит подобное разложение номенклатуры для будущего России? По мнению автора — распадом России. И это мнение подтверждено историей.
Одной из причин распада СССР было именно разложение правящей партийной элиты. В один прекрасный момент региональная номенклатура осознала, что под фанфары демократических лозунгов о независимости можно более не подчиняться центральной власти. Вспомним, что практически во всех республиках бывшего СССР после распада СССР в их главе остались представители партийной и советской номенклатуры. Некоторые представители этой номенклатуры в бывших среднеазиатских республиках возглавляют эти ныне независимые государства до сих пор.
Приведенные выше оценки чудовищной коррупции на Северном Кавказе, а также констатация факта, что требования федерального законодательства региональными структурами зачастую игнорируются, как раз и являются очень тревожным сигналом в плане возможного будущего распада России на удельные княжества.
Россия в XX веке уже два раза пережила распад с катастрофическими последствиями… Но «перестройки у нас уже не будет»? Не пора ли повернуться лицом к развитию гражданского общества и к честным выборам как способу формирования власти, адекватно выражающей интересы всего населения России.
Комментарии
ПартГос номенклатура уже к периоду Горбачёва захотела не только отдавать распоряжения, но и иметь капитал для себя и потомков. Поверьте, я побывал в 1994 именно в бывшем ЦК, ставшим администрацией Президента РФ. Ушёл оттуда в полном .... Ну, а когда БНЕ путина посунул 31 декабря 1999 - я сказал жене "П...ц России"
Только конец будет мучительным и долгим, я почему-то так думаю.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
властьпридержащих? Как убедить (упросить, заставить, умолить или принудить) современную преступно-олигархическую "номенклатуру" "повернуться лицом" к народу? Да и нужны ли народу эти самые "повороты лицом" власти.
Последние события весьма предсказуемо показали, что ощутимое большинство населения, т.н. "путинский электорат" с завидной убеждённостью демонстрирует, что нынешняя клика и является для него той самой властью, "адекватно выражающей интересы всего населения России". В таких условиях трудно ожидать от власти "поворота лицом" ко всем великим истинам, о которых пишет автор. Она к ним повёрнута, в соответствии с пожеланиями большинства населения, частью тела лицу противоположной.