Юго-Восток восстал против «Майдана» и ждет помощи Москвы

На модерации Отложенный

В минувшие выходные протестная волна рекордных размеров «накрыла» русский Юго-Восток Украины. Жители регионов, которые совсем недавно не без зависти наблюдали за триумфальным воссоединением Крыма с Россией, вчера наглядно продемонстрировали, что слухи о «смерти» русского движения в юго-восточных областях Украины оказались «сильно преувеличены».

В отличие от прежних разрозненных акций, сторонники самоопределения Юго-Восточной Руси на этот раз действовали широким фронтом. В Харькове собравшиеся на антимайдановский митинг сторонники федерализации взяли под контроль здание городской администрации. «Митингующие зашли в здание Харьковской обладминистрации за десять минут. Они на окне второго этажа закрепили георгиевскую ленту и российский флаг», сообщает агентство УНН. Пророссийские силы скандировали лозунги «Беркут» защитил Украину от фашизма», «Очнись, народ Украины в оккупации», «Нет мобилизации и войне», «Никаких выборов без референдума», «Союзу братских народов быть». Украинские СМИ подчеркивают, что милиция практически не оказывала сопротивление пророссийским силам. Как заявили организаторы акции, девизом штурма Областной государственной администрации стали знаменитые строчки «Вставай, страна огромная».

Позже возле театра им. Шевченко возникла потасовка между пророссийскими митингующими и активистами «Правого сектора». Милиционеры помогли вывести евромайдановцев от театра по переулку Классическому к улице Клочковской. При этом сторонникам нынешнего киевского режима буквально на коленях пришлось ползти по импровизированному «коридору позора».

Судя по косвенным признакам, активисты подготовились к длительной обороне здания. В соцсетях появились призывы приносить все необходимое для отрядов самообороны: «НУЖНЫ: люди на посты, средства защиты (каски, щиты), медикаменты (бинты, вата, антисептики, обезболивающие), материалы для баррикад (мешки с песком, доски, покрышки, остальное), еда, не требующая специальных условий хранения (консервы, ВОДА, остальное)».

Не менее драматично складывались события в соседней Донецкой области, где митингующие, прорвав кордон милиции, также захватили здание областной администрации. Этим событиям предшествовал митинг в поддержку бойцов спецподразделения «Беркут», которые подвергаются репрессиям со стороны украинских спецслужб по обвинению в кровопролитии во время киевского «Майдана». Участники митинга держали в руках флаги Российской Федерации, георгиевские ленты, скандируя лозунги в поддержку федерализации. Также участники пророссийского митинга символически сожгли «фашизм» в виде чучела Степана Бандеры.

Пророссийские активисты заявили о намерении сформировать «народный областной совет». Ныне действующие народные избранники получили ультиматум - если до полуночи не будет созвана внеочередная сессия с целью объявить о проведении референдума о вхождении области в состав России, то участники протестов оставляют за собой право объявить в понедельник в 12 часов «народный мандат». Это означает роспуск нынешнего состава областного совета. В качестве депутатов будут избраны представители от всех громад области. Как сообщают СМИ, активисты готовят здание ОГА к обороне – сюда в большом количестве завозятся продукты питания и питьевая вода.

Освободительный порыв поддержали и наши соотечественники в Луганске, штурмом взяв здание облуправления СБУ. Этому предшествовал митинг, на котором выступила активистка Ирина Готман. Она сообщила, что «на этой неделе в Луганске прошли две конференции, где было принято решение об объединении всего общественного протестного движения, общественных организаций и инициативных групп. Был создан координационный совет и штаб, через который теперь будут проходить все решения». Люди требуют прекращения политических репрессий и освобождения своего лидера - народного губернатора Александра Харитонова. В ходе столкновений есть пострадавшие. А утром в Луганске состоялся автопробег в поддержку референдума о федерализации Украины «Луганск-Донбасс-Юго-Восток». Позже в СМИ появилась информация о том, что пророссийские активисты захватили областной филиал Национального банка Украины.

О расширении географии протеста свидетельствуют события в Запорожье, которое прежде не было в числе политически активных регионов. В минувшее воскресенье здесь прошел марш «вежливых запорожцев». Свыше пяти тысяч жителей прошли от площади Ленина по проспекту. Главные требования митингующих: непризнание новой власти, проведение референдума о статусе Запорожской области, федерализация Украины, прямые выборы губернатора и принятие закона о русском языке в качестве второго государственного. Аналогичные шествия состоялись в Мариуполе, Мелитополе и Днепропетровске.

Реакция украинских властей на усиление протестной активности не отличается особой оригинальностью и не выходит за рамки традиционного «закручивания гаек». МВД Украины напомнило, что за участие в событиях в Харькове, Луганске и Донецке их инициаторы и активисты могут отправиться за решетку на срок от пяти до восьми лет. В свою очередь, руководитель ведомства Арсен Аваков пригрозил, что милиция не будет стрелять в людей, но применит «жесткий подход». В связи с последним развитием событий на Юго-Востоке Украины и.о. президента Александр Турчинов был вынужден отменить свой рабочий визит в Литву. Он собирается провести срочное совещание с участием министров из силового блока, посвященное угрозе сепаратизма.

В протестных рода акциях главное - это организация, отмечает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени Ломоносова Богдан Безпалько.

- Еще несколько дней назад я встречал в Интернете объявления, что во всех городах Юго-Востока Украины состоятся антимайданные акции.

«СП»: - То есть, это проявление самоорганизации со стороны пророссийских сил посредством сетевых каналов коммуникации?

- Абсолютно верно. Даже если пресловутая «рука Москвы» и присутствует, то в минимальной степени. Россия ничего не может организовать без опоры на местных активистов. Последние это новая нарождающаяся «аристократия духа», пассионарии, которые реально хотят изменить ситуацию. Ради чего они готовы жертвовать своим временем, благосостоянием, а, подчас, даже свободой. Когда Дмитрия Кузьменко избрали «народным мэром» Мариуполя, было совершенно очевидно, что на него тут же обрушатся репрессии. Что, собственно говоря, и произошло. Несмотря ни на что, этот политик не отказался от своей миссии.

«СП»: - Получается, репрессивные действия киевских путчистов порождают ответную реакцию?

- Думаю, что все большее количество людей будет вовлекаться в протесты, приходя на место тех, кого забрали. Политика Киева в отношении Юго-Востока способна лишь провоцировать новые витки насилия, ведущие к размежеванию. Сохранить единство страны можно лишь на за счет ее федерализации и предоставления юго-восточным регионам большой самостоятельности. Как в политической, так в финансово-экономической и гуманитарной сферах. Если Павел Губарев стал бы губернатором Донецка, а Дмитрий Кузьменко главой Запорожской области при согласии избирателей, что эти регионы будут входить в состав Украины, это было бы единственным выходом. В Донецке в ходе акций протеста озвучивался призыв оформить вхождение области в состав России. Думаю, это самое неприятное для хунты, которая захватила власть в Киеве.

«СП»: - Почему идея федерализации Украины наталкивается на такое сопротивление как стороны киевских властей, так и со стороны Запада? Это ведь общемировая практика.

- Существование украинского государства оправдывается исключительно в рамках одной идеологии. Она называется украинский национализм. Если допустить, что вторым государственным языком для граждан «незалежной» может быть русский, что у нас общая история, общее экономическое и геополитическое пространство, то у большинства граждан Украины возникнет закономерный вопрос «почему мы тогда живем в отдельном государстве и почему живем так плохо»? В силу этой логики первый президент Украины, партийный деятель Леонид Кравчук в качестве государственной идеологии выбрал украинский национализм. В рамках этой идеологии Украина не может быть иной, кроме как унитарной и антироссийской державой. Нациократия предполагает, что есть украинцы и все остальные нетитульные меньшинства, которые поражены в правах.

«СП»: - К чему могут привести события на Юго-Востоке? К повторению цикла «всплеск протестной активности-репрессии» или к реализации «крымского сценария»?

- На самом деле сценариев не два, а гораздо больше. Приближается дата внеочередных президентских выборов на Украине. Если на этих «выборах» победит представитель радикального крыла (например, Тимошенко, которая обещала всех русских «расстреливать в лоб»), сегодняшние события на Юго-Востоке нам покажутся «цветочками».

«СП»: - Это предвыборная риторика с прицелом на перехват электората Дмитрия Яроша или реальная избирательная программа?

- Понятно, что Тимошенко пытается завоевать симпатии праворадикального электората. При этом большинство жителей на Юго-Востоке относятся к этому крайне отрицательно. Не вдаваясь в подробности, риторика это или нет.

Если Тимошенко выиграет выборы, от нее не будут ждать ничего хорошего. Тем более, что эта «женщина с косой» уже обещала обнести Донбасс «колючей проволокой». Сейчас ситуация вышла из под контроля. В Киеве открыто убивают людей за их политические предпочтения. В таком контексте риторические высказывания уже не кажутся пустым звуком.

«СП»: - Вы считаете, что результат выборов может спровоцировать жесткую реакцию на Юго-Востоке?

- Если жителям пророссийски настроенных регионов удастся выстроить оргструктуры и добиться расширения своего влияния, то подобного рода структуры могут действовать очень эффективно. Им также может быть оказана помощь со стороны России. Если «народные органы власти» будут действовать эффективно, они могут сформировать де-факто не подчиняющиеся Киеву области. Эти регионы будут жить параллельной жизнью. Важно создавать не только органы власти, но и средства массовой информации, а также силовые структуры. Второй вариант, если на Юго-Востоке прольется большая кровь. Это может спровоцировать взрыв и ряд неконтролируемых действий как со стороны Киева, так со стороны самих жителей этих регионов.

В таком случае России придется вмешаться, чтобы не допустить массового кровопролития и падения всех приграничных регионов Украины в состояние анархии и гражданской войны. Третий вариант представляет собой сочетание двух предыдущих. Когда выстраивание параллельных структур сочетается с силовыми действиями. Как со стороны Киева, так и юго-восточных регионов. Пророссийски настроенные активисты уже вывешивали обращения с призывом мобилизовать 25 000 «штыков». Судя по тому, как ополченцы были экипированы, им тоже кое-что досталось с военных складов. А, значит, столкновения на Украине могут быть весьма ожесточенными.

«СП»: - Фактор Крыма и несостоявшиеся санкции со стороны Запада вдохновляют или расхолаживают? Как отреагирует Запад на продвижение РФ в Новороссию?

- Я бы сказал, что крымский прецедент в первую очередь вдохновляет юго-восточные области Украины. Еще совсем недавно включение Крыма в состав России представлялось утопией. Естественно, что люди теперь примеривают эту ситуацию на себя. Почему бы не попытаться «развить успех»? Что касается России, то воссоединение с Крымом играет консолидирующую роль в российском обществе. Приятно видеть, что практически все общественные силы объединились вокруг этой идеи. С позиции мировой политики крымская история говорит о наступлении новой эпохи. Когда на смену однополярному миру приходит более сложная картина.

«СП»: - Если Россия подтвердит свою геополитическую правосубъектность, это может привести к военному столкновению с Западом в лице НАТО?

- Маловероятно, что НАТО решит вмешаться, вступив в открытый военный конфликт с Россией. РФ слишком мощный противник. Ситуация в мире также складывается не в пользу США и их сателлитов. Многие мировые центры недовольны агрессивной политикой НАТО в целях защиты интересов западных элит. Начиная от разрушения Югославии, оккупацией Ирака, уничтожением Ливии и заканчивая включением в НАТО ряда стран Восточной Европы. Если бы военный конфликт с Россией был возможен, он бы уже имел место быть в качестве реакции на присоединение Крыма.

На самом деле Крым никогда не был курортной зоной. Пребывание здесь обеспечивает контроль над черноморским бассейном. Его главная функция лежит в военно-политической сфере. Это не просто база Черноморского флота, это «непотопляемый авианосец» в Черном море. Поэтому сейчас у России появился мощный козырь в регионе. Ни американцы, ни их союзники не горят желанием сражаться за украинские регионы. Им гораздо проще сосредоточиться на усилении того остатка украинского государства, которое сохранится в рамках Западной и Центральной Украины после потери Новороссии. Этот «ошметок» будет гораздо легче накачивать деньгами и ресурсами, чтобы использовать для провокаций на восточнославянском пространстве. Это напоминает Грузию, которая потеряла Абхазию и Южную Осетию, но, тем не менее, продолжает оставаться потенциальным источником неприятностей.

Хотя сами США, если и воюют за Грузию, то исключительно в виде советников или сотрудников частных военных компаний. То есть, если американцы и будут воевать, то чужими руками. И совершенно не в том ключе, в котором принято считать. Натовских бомбардировок и танковых атак не будет.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что последние события на Юго-Востоке Украины это логическое продолжение той протестной линии, которую мы наблюдали в марте.

- Не думаю, что это приведет к форсированному сценарию в плане изменения политической ситуации в этих регионах. Я бы сказал, что сегодняшние акции важны скорее как «закладка на будущее». Мобилизация общественных сил на Юго-Востоке в полной мере еще не произошла. Это может стать фактом по мере нарастания социально-экономического кризиса на Украине. Или в случае грубого давления со стороны Киева и украинских националистов. Украинизаторы и экономический кризис сделают Юго-Восток более мобилизованным субъектом.

Но для того, чтобы это стало возможным, нужны «точки кристаллизации». Сегодня они активно разрушаются. СБУ оказывает давление на пророссийски настроенных активистов, периодически «пропалывая» репрессиями их ряды. Многих при этом удается запугать.

«СП»: - Как известно, «сила действия равна силе противодействия»…

- Верное замечание. Но в то же время киевские власти постепенно берут ситуацию под свой контроль. И пока я не вижу перелома в этом тренде. Подъем Юго-Востока это дело не ближайшего времени, а отдаленная перспектива.

«СП»: - Трудно уйти от вопроса о российском вмешательстве. Это возможно?

- По моему мнению, повторение крымского сценария на всем Юго-Востоке маловероятно. Пока не просматривается аналога Верховного Совета Крыма. Также отсутствует эффект внезапности, который был в случае с Крымом. Сегодня и Киев, и Запад в гораздо большей степени готовы к такому сценарию. Наконец, нет такой мобилизованной и организованной поддержки со стороны населения. Судя по соцопросам пророссийские настроения в первую очередь зондируются в Донецкой области. Однако, в свете проблем с Приднестровьем, ключевой регион для России - это Одесская область. Здесь будет сложно изменить статус-кво. При наличии мобилизованных пророссийских настроений, мы наблюдаем сопоставимую по численности антироссийскую группу и колеблющееся большинство.

Декан кафедры социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов высказал мнение, что на социокультурный протест жителей юго-восточной Украины в последнее время накладывается общее социально-экономическое неблагополучие.

- Самопровозглашенное руководство вынуждено затягивать пояса своих сограждан. Сотрудничество с международными финансовыми институтам оборачивается непопулярными мерами. Со временем социально-экономическая составляющая в украинском протесте будет только нарастать. Причем не только на Юге и Востоке, но также в Центре и, не исключено, на Западе. Жители Украины начинают ощущать все прелести капитализма в его первоначальной стадии.

Второй момент связан с тем, что Запад готовит свой ответ на крымский демарш со стороны России. Вполне возможно, что это приведет к вовлечению Украины в натовские структуры, к размещению на территории страны западных военных баз. И Москва вынуждена реагировать на такие вещи. Третий момент связан с Приднестровьем, которое остается блокированным и отрезанным от России. Это для России также неприемлемо. Думаю, что российское руководство допускает возможность выхода к ПМР через украинскую территорию. В определенной ситуации это означает силовой вариант.

«СП»: - Каковы основные сдерживающие факторы для Москвы?

- Главным образом, это недостаточная активность жителей юго-восточных областей.

«СП»: - Разве очередная пророссийская волна, пробежавшая по всему Юго-Востоку, не опровергает этот тезис?

- Большинство действительно симпатизируют России, но им не хватает пассионарности. Люди занимают политически пассивную позицию. Москва может вмешаться в ситуацию, только если граждане продемонстрируют свое желание жить в России. Тогда будет возможно повторение крымского сценария в различных модификациях. Хотя, следует признать, что протестное ядро на Юго-Востоке существует. Чем Кремль при определенных условиях может воспользоваться. На Украине зреет революционная ситуация сродни той, которая сложилась в России в 1992-1993 годах. Денег в украинской казне нет и не предвидится, Запад кормит страну пустыми обещаниями. А элиты по указке МВФ собираются проводить реформы в духе «шоковой терапии». В такой ситуации отрезвление обещает быть скорым.

«СП»: - Запад как будто специально провоцирует раскол Украины.

- Я не большой любитель конспирологических теорий, но напрашиваются определенные соображения такого рода. США лоббируют проект трансатлантического экономического партнерства. С целью окончательно привязать к себе европейскую экономику. Это снимет вопрос о Европе как самостоятельной политической силе. В такой ситуации имеет смысл припугнуть Брюссель Россией, чтобы он согласился на более тесное военно-политическое сближение с США. Помимо прочего, Западу не слишком хочется кормить 40 миллионное население Украины. В этом смысле напрашивается ход переложить ответственность за Юго-Восток Украины на Россию. Для этого достаточно спровоцировать российское вторжение.