Дугин - черносотенный рупор Кремля

Кто такой Дугин? Зигзаги жизненного пути

Александр Гельевич Дугин, 1962 года рождения, сын генерал-лейтенанта Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил СССР, известный российский общественный деятель, философ, политолог, социолог. Его политическая деятельность направлена на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз (ЕАС).

В 1979 году Дугин поступил в Московский авиационный институт, однако был отчислен со второго курса за неуспеваемость. Впоследствии, при защите диссертации, представил диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, хотя данных подтверждающих его учебу в этом заведении нет.

В 1980 году вместе с Гейдаром Джемалем вступил в полуфашистский и мистический кружок «Чёрный орден SS», который создал и возглавил (в качестве «рейхсфюрера») мистик, один из первых русских «новых правых» Евгений Головин. Дугин долгое время считал себя учеником Головина.

В 1988 году Дугин вместе с Гейдаром Джемалем вступил в ультраправый антисемитский Национально-Патриотический Фронт «Память» Дмитрия Васильева, но затем был изгнан из этой организации за приверженность к мистике и оккультистско-сатанинским взглядам.

В период с 1990 по 1992 годы Дугин, благодаря чьей-то протекции, получил доступ к архивам КГБ и работал с рассекреченными данными.

С 1993 по апрель 1998 года Дугин - идеолог и один из лидеров ультраправой Национал-Большевистской Партии Эдуарда Лимонова, из которой он также вскоре был выдворен.

С 1998 года Дугин выступал в роли советника и идеолога Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва. А с 1999 года — председатель секции Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы.

С 2001 года Дугин председатель и лидер Политического Совета Общероссийского Общественно-Политического движения «Евразия». С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политсовета партии «Евразия», с ноября 2003 года - лидер Международного евразийского движения.

С марта 2008 года является неофициальным идеологом правящей партии «Единая Россия. Параллельно этому он с марта 2012 года — член Экспертно-консультативного совета при председателе Госдумы России С. Е. Нарышкине. В последнее время вхож в близкое окружение Путина и негласно является идеологическим рупором Кремля.

Кто такой Дугин? Зигзаги идеологического пути

В 80-е годы прошлого века Александр Дугин придерживался радикально антисоветских и антикоммунистических взглядов. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чём впоследствии сожалел.

В этот период Дугин увлекался философией  Ницше, идеями европейских «новых правых», теорией «консервативной революции», трудами геополитиков, а также тяготел к мистике, оккультизму и к нацистской идеологии.

Перестройка и разрушение Советского Союза изменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактует поражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики — как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». После распада СССР Дугин обращается к марксизму, национал-большевизму, метафизике коммунизма, к новым левым, сохраняя при этом прежний интерес к ультра правой идеологии.

В октябре 1993 года Александр Дугин принял участие в обороне Верховного Совета России, против Ельцина, а поражение парламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Эдуардом Лимоновым Дугин создал ныне запрещенную Национал-Большевистскую партию, находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом. Эту линию он сохранил и впоследствии.

С приходом к власти Владимира Путина начался новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции крайне лояльного отношения к действующей власти, став апологетом Путина.

С начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве единственно приемлемой идеологической платформы российской власти. По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства. Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию, обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России.

В 2008 году Дугин активно поддержал и идеологически обосновывал агрессию России против Грузии. Более того, он открыто призвал занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. По мнению Дугина, отказ от такого решения стал ошибкой российской власти, следствием которой может стать повторение войны между Россией и Грузией, правительство которой является марионеткой США.

В течение 2000-х годов Дугин регулярно выступает в прессе и телеканалах, активно пропагандируя политику Путина и призывая Кремль к еще более жесткой позиции. Помимо пропаганды идей евразийства, консерватизма и геополитической миссии России, Дугин в своих выступлениях активно восхваляет Путина, ратует за более агрессивную внешнюю политику России в отстаивании национальных интересов страны.

Показательно, что в ноябре 2008 года Дугин возглавил российский рейтинг «самых выдающихся подхалимских изречений в адрес Владимира Путина», заявив:

«Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин — везде, Путин — всё, Путин абсолютен, Путин незаменим».

О Дугине и его идеологии

По словам известного американского историка Вальтера Лакера, «Дугин пытался на протяжении многих лет сформировать синтетически новую идеологию из смеси наиболее постыдных западных элементов (итальянский неофашизм, „Новые правые“ во Франции, и неонацистская геополитика). Позже он понял необходимость включения в эту идеологическую смесь некоторых конкретных русских элементов и принял обновленный вариант евразийства».

Американский политолог Стивен Шенфилд в своей работе «Русский фашизм» утверждал, что «ключевой для политических воззрений Дугина является классическая концепция „консервативной революции“, направленной на ниспровержение просвещенческого мироустройства и установление нового порядка, в котором должны быть возрождены героические ценности почти забытой „мессианской традиции“. Именно приверженность данной концепции позволяет четко идентифицировать Дугина как фашиста».

Политологи Антон Шеховцов и Андреас Умланд считают, что взгляды Дугина близки к фашизму, хотя он и пытается их маскировать неоевразийской риторикой. Так, по мнению Умланда формулировки ряда текстов Дугина, особенно ранних, близки к фашистским идеям, вплоть до прямого заимствования терминологии и стилистики нацистов. Так, в книге «Гиперборейская теория» Дугин пишет: «Этой книгой мы кладем начало ариософии в русскоязычном контексте». По словам Умланда Дугин также утверждал, что находит «интересным» ранний нацизм, и выставлял в качестве примера для подражания лидеров левого крыла нацистской партии Отто и Грегора Штрассеров.

Парадорн Рангсимапорн характеризует Дугина как «политического хамелеона, представления которого приспосабливаются к окружающей среде». Одновременно Александр Дугин подвергается резкой критике со стороны радикальных националистов, которые обвиняют его в интернационализме, видя в его построениях продолжение советской имперской идеологии, только лишённой марксизма.

А по мнению руководителя Клуба Евразийской интеграции МГИМО Юрия Кофнера, «так называемое «дугинское евразийство» никакое отношение к настоящему евразийству не имеетВзгляды Дугина можно называть чем угодно – застой-консерватизмом или около-фашизмомно только не евразийством». 

Вместе с тем, неофашистская идеология Дугина находит в последние годы активных сторонников в Кремле и Государственной Думе России. К его идеям восторженно относятся такие шовинистически настроенные общественные и политические деятели, как журналист Первого канала Михаил Леонтьев, высокопоставленный сотрудник Администрации Президента РФ Иван Демидов, профессор философского факультета СПбГУ Юрий Солонин, ведущий программы «Судите сами» Первого канала Максим Шевченко, писатель и публицист, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, режиссер Михалков, журналист Киселев, лидер ЛДПР Жириновский и т.д. Иными словами, он стал рупором тоталитарно-имперских сил России.

Что таится под дугинской идеологией Евразийства?

Для того, чтобы понять, что евразийская идеология Дугина, которой он уже успел вооружить Путина и заразить весь Кремль, явно пропитана духом фашизма и экспансионистской империи, достаточно привести ряд цитат из его выступлений:

«Мы пришли, чтобы провозгласить эпоху Великой Чистки. Наша цель создать новую армию – армию Евразии».

«В крови нашей растворенные наши мертвые, созидавшие великие империи Евразии, крушившие врагов миллионами, не щадившие ни себя, ни других во имя великой цели». 

«Наша цель – Евразийская Империя. … Но править в ней будут мудрейшие и сильнейшие, и отбор будет безжалостным… По логике исторического процесса новое объединение должно превышать по территории Советский Союз».

«Наша этика – смерть лучше позора. Не можешь быть сильным, лучше не будь вообще».

«Стране нужны новые люди.  Веселые и беспощадные».

«Совершенно неправомочно называть фашизм “крайне правой” идеологией. Это явление гораздо точнее характеризуется парадоксальной формулой “Консервативная Революция“».

«Очень много минусов у России, очень много проблем, очень сильна коррупция, моральный упадок, но по сравнению с Европой мы в золотом веке».

«Если мы сейчас поставим национальной идеей аннексию Евросоюза в Евразийский союз, экспансию в Европу, мы можем на самом деле по большому счету собраться вокруг великой цели. Представляете - присоединить Европу, вот это по-русски!»

«Нет, давайте все вместе все европейски технологии высокие возьмём разом. Мы захватываем Европу - и все высокие технологии у нас. Вот оно развитие, вот она модернизация, если вы хотели, вот она европеизация нашего общества». 

«Важный аспект евразийского мировоззрения — абсолютное отрицание западной цивилизации. По мнению евразийцев, Запад с его идеологией либерализма — абсолютное зло, источник вселенской заразы».

«Если с коррупцией нельзя бороться фронтально, а некоррумпированного сегмента в обществе просто нет, то надо разделить коррупционное пространство на две части и противопоставить их друг другу – поддержав на первых порах одну из форм против другой».

«Все виды коррупции можно разделить на две части – коррупция патриотическая и коррупция компрадорская. Или иначе «коррупция евразийская» и «коррупция атлантистская».

«Русский Иван, как человек – ничто, а самое русское в нем – все. Идея все, государство все, а человек – ничто».

«А там (то есть, в Евразийской империи – З.Г.), возможно, придёт время уже на полном серьёзе и со всей ответственностью заявить, что красть, лгать и убивать – это великий грех. Но это будет потом». 

«В обществе, которое нужно России, не должно быть представительской демократии, не должно быть рыночного общества, основанного на денежном эквиваленте всех ценностей, и не должно быть идиотской, противоестественной, извращенческой идеологии прав человека. Рынок, демократия и права человека – пошли вон!».

Как мы видим, дугинские взгляды пропитаны тоталитаризмом фашистского толка. В них нет опоры на право и мораль, нет гуманизма, нет духовности, нет демократии, нет места для личности – его прав и свобод. Евразийство в его понимании – это мощная, милитаристская, этатистская и перманентно расширяющаяся Российская империя с фашистскими порядками и раболепными гражданами – впрочем, «граждан» уже не будет.

Конечно, неофашистские взгляды Дугина пока преждевременно считать официальной идеологией Кремля. Евразийские подходы Путина могут в чем-то расходиться с дугинскими. Но то, что по тенденции Путин всё чаще обращается к идеологии Дугина и позволяет ему выступать в роли негласного рупора Кремля, внушает серьезную тревогу.

Так, на днях, Дугин, войдя чуть ли не в роль самого Путина, инструктировал по Skype сепаратистов в Донецке и открыто заявил: "Кремль настроен решительно бороться за независимость Юго-Востока Украины". Комментарии, как говорится, излишни.

Параноические неофашистские планы Дугина уже находят реальный отклик в Кремле, в самой России и даже у некоторых за ее пределами. Кому-то эти планы могут показаться совершенно абсурдными, но разве не из-за подобных абсурдных идеологем возникали мировые войны? Беспечность в отношении этих угроз непростительна. Вспомним, фашизм в 30-е годы многие вначале также не воспринимали всерьез. А что стало потом?..