Вторая «Красная угроза» (1947—1957)
На модерации
Отложенный
Вторая «Красная угроза» характеризовалась страхом перед шпионажем коммунистов и была вызвана советизацией Восточной Европы (начавшейся в 1946), блокадой Западного Берлина (1948—1949), гражданской войной в Китае (1949) и Корейской войной (1950—1953). Эти опасения вылились в занесения в чёрные списки, аресты и депортации лиц, подозреваемых в симпатиях к коммунизму.
В конце 1940х годов внимание американской общественности было приковано к делу супругов Розенберг, обвиняемых в шпионаже в пользу СССР. Появление атомной бомбы у Советского Союза породило страх перед возможной ядерной атакой на США и перед Коммунистической партией США. Бывшие члены Компартии СШАЭлизабет Бентли и Уэттэйкер Чамберс выступили с заявлениями об активном проникновении советских агентов и лиц, симпатизирующих коммунизму, в различные правительственные учреждения США во время и по окончании Второй мировой войны. Эти заявления были восприняты как доказательство активной советской и коммунистической инфильтрации в американское правительство. Антикоммунизм поддерживался примерами из истории и повседневной жизни СССР и Китая, в которых американцы видели свидетельство разрушительной роли коммунизма. Особое внимание сосредоточивалось на сталинских репрессиях и лагерях принудительного труда ГУЛАГа.
Сенатор Джозеф Маккарти
Благодаря Великой депрессии коммунизм стал привлекательной идеологией для многих американцев, особенно в интеллектуальной и в рабочей среде. На пике своей популярности в 1939 Компартия США насчитывала 50 тыс. членов. Со вступлением в войну в 1940 Конгресс принял «Акт Смита», сделавший незаконным членство в политических группах, выступавших за насильственное изменение существующего строя, и потребовавший от иностранцев регистрации в федеральном правительстве. Этот закон был направлен не только против Компартии, но также против «Германо-Американского Бунда» и против американцев японского происхождения в целом.
С началом германского вторжения в СССР Компартия сменила свою позицию с анти- на провоенную. Пока США и СССР были союзниками, Компартия США выступала против забастовок и поддерживала американские военные усилия. Председатель Компартии Эрл Браудер выдвинул лозунг «Коммунизм — это американизм двадцатого века». В то же время троцкистская Социалистическая Рабочая Партия выступала против войны и поддерживала забастовки, в том числе в оборонной промышленности. Ряд членов СРП были осуждены согласно «Акту Смита», в то время как Компартия таким санкциям не подвергалась.
В 1947 Гарри Трумэн подписал Указ № 9835, создавший «Программу проверки лояльности федеральных сотрудников». Эта программа учредила комитеты по расследованиям и увольнениям сотрудников в случае сомнений в их лояльности. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (англ. House Committee on Un-American Activities, (HUAC)) и сенатские комитеты под руководством сенатора Джозефа Маккарти начали расследования в отношении настоящих или подозреваемых американских коммунистов и их роли, настоящей или воображаемой, в шпионаже, пропаганде и подрывной деятельности.
Вторая «Красная угроза» протекала на фоне начавшейся гонки ядерных вооружений, что повлекло за собой заметные последствия для американского образа жизни: резко возросла популярность домашних убежищ на случай ядерной атаки, регулярно проводились учебные тревоги в школах. Начиная с 1950-х годов возросла популярность научной фантастики. Многие триллеры и фантастические фильмы этого периода эксплуатировали тему чудовищного, бесчеловечного врага, который планировал проникнуть в общество и уничтожить американский образ жизни. Антикоммунизм повлиял даже на спорт; команда «Красные Цинциннати» (англ. Cincinnati Reds) временно изменила своё название на «Красноногие Цинциннати» (англ. Cincinnati Redlegs), чтобы избежать ассоциаций с коммунизмом.
Комментарии