Кто стрелял на Майдане?

 

Владимир Кара-Мурза : ФСБ России сообщила, что задержала 25 граждан Украины по подозрению в подготовке терактов в российских регионах. Первый вице-премьер Украины Виталий Ярема назвал эту информацию фальшивкой и сообщил, что Киев не получал никаких подтверждений. В ответ руководители украинских силовых ведомств заявили, что команду задействовать снайперов на Майдане отдавал лично Янукович, а сами снайперы были из украинских спецподразделений. Силовую операцию для Януковича разрабатывала российская ФСБ. Россия во время обострения предоставила ему несколько тонн взрывчатки и боеприпасов.
 
Кто стрелял на Майдане? Так мы озаглавили сегодняшнюю нашу программу. Взаимные обвинения российских и украинских спецслужб обсуждаем с правозащитником Сергеем Григорьянцем.
 
Доверяете ли вы информации украинской стороны о причастности российских силовиков и спецслужбистов к событиям на Майдане?
 
Сергей Григорьянц: Да, в общем, вполне доверяю, поскольку есть два обстоятельства, которые заставляют верить, а может быть даже три. Во-первых, кому выгодны были эти выстрелы? Кому выгодны были беспорядки в Киеве? Кто этим воспользовался? Именно это и привело к захвату Крыма. Русская ФСБ, а до этого КГБ, всегда используют одни и те же методы. На самом деле, это очень напоминает выстрелы снайперов в 1993 году с крыш домов вокруг Белого дома. Никто не считал, сколько было убито людей, никто не провел никакого следствия. Тем не менее, множество мирных граждан и "альфовец" Геннадий Сергеев для того, чтобы заставить "Альфу", чтобы штурмовать Белый дом.
 
Вообще, когда сравниваешь то, что говорит представитель Российского государства и любого другого, скажем, Лавров и любой другой министр или общественный деятельно, всегда нужно помнить, что Россия единственная в мире страна, которая управляется спецслужбами, у руководства которой стоят террористы. Они строят свои политические ходы, расчеты. А во всех остальных странах хуже или лучше, правительства разные, но это правительства штатских людей.
 
Владимир Кара-Мурза: Мнение ветерана спецслужб Геннадия Гудкова, бывшего депутат Госдумы, которые не верит в объективность расследования.
 
Геннадий Гудков: Конечно, провокации возможны. То, что всегда в любых революционных событиях либо в переломных моментах образуется множество радикальных элементов это вне всякого сомнения. Говорить о том, что спецслужбы не имеют права, скажем, задерживать, арестовывать и подозревать в совершении преступлении, это было бы очень глупо с моей стороны. Вполне возможно, что есть часть радикальных элементов, которая действительно что-то хочет здесь в России совершить негативное и преступное.
 
Я не очень верю в объективность расследования по снайперам в Украине. Я думаю, что оно очень поверхностное. Больше там, похоже, пропагандистско-информационное. Но если мы берем российскую сторону, то у меня есть некоторые НО. Правда ли то, что задержано 25-26 человек, которые якобы хотели провести теракты. Первое. Никаких терактов на Украине не было. Сегодня задержаны группы людей в ряде городов России, которые якобы хотели совершить теракты, в т. ч. с использованием взрывчатых веществ. Этого не было ни в Донбассе, ни в Харькове, ни в других городах, которые традиционно близки к России. Если люди взрывают, они взрывают – это один и тот же почерк. Это мы видим по Северному Кавказу, что взрывают в Нальчике, что взрывают в Грозном, что взрывают в Волгограде, что взрывают, к сожалению, в Москве и Санкт-Петербурге. Почерк один и тот же.
 
Владимир Кара-МурзаАнатолий Ермолин, ветеран спецслужб и бывший депутат Госдумы.
 
Как, по-вашему, правдоподобно выглядит версия об аресте 25 диверсантов российскими спецслужбами?
 
Анатолий Ермолин: Откровенно говоря, в ситуации информационной войны, которую мы сейчас видим, которая ведется с обеих сторон, очень сложно кому-либо доверять.
Очень много событий, которые мы видим, действительно, похожи на специально разработанные сценарии. Лично меня эта информация насчет 25 задержанных диверсантов не настраивает на доверительный лад. Я с большим скепсисом отношусь к тому, что услышал по нашему российскому телевидению.
 
Скорее всего, снайпера, которые работали и по ту, и по другой стороне, вряд ли могут быть напрямую ассоциированы со спецслужбами. Давным-давно во всем мире это делают команды, которые невозможно ассоциировать со спецслужбами в случае их задержания. Да, там могут быть сотрудники разных специальных подразделений в прошлом, там могут быть криминальные специалисты, но у меня большие сомнения в том, что с одной или с другой стороны могли действовать профессионально подготовленные кадровые сотрудники. Я уверен, что это не кадровые сотрудники, а специально подготовленные команды.
 
Сергей Григорьянц: Существенно не то, кадровые они, с бумажками или не кадровые. Существенно – откуда это идет. Кстати говоря, само по себе странное появление 25 украинских террористов очень напоминает несимметричный ответ на обвинения русских спецслужб в принадлежности снайпера именно к российским спецслужбам. Сегодня Дмитрий Муратов говорил о том, что он собирается опубликовать фотографии этих 25 украинцев и собирать информацию о них. Мне это кажется очень опасным для самих украинцев поступком.
 
Владимир Кара-Мурза: Политик Геннадий Гудков находит противоречия в версии российских спецслужб.
 
Геннадий Гудков: Все мы прекрасно понимаем, что теракты, увы, к сожалению, это неизбежное зло крупных столичных мегаполисов либо зон приграничных боевым действиям. Два момента. Если мы посмотрим даже в России, где у нас происходят теракты? Северный Кавказ и прилегающие территории, Москва и частично Санкт-Петербург и то речь идет больше о подрыве "Невского экспресса". Почему? Потому что политических резонанс, политический эффект, потому что сразу ужас и прочее, сразу внимание всех СМИ.
 
Мы смотрим сейчас за арестами. А где они совершены? Белгородская область, какая-то еще область, Казань или под Казанью, где-то еще, я даже не помню названия этих городов. Подготовка преступлений обошла Москву? Такого быть просто не может. Я бы еще понимал, если бы это были приграничные районы. Можно было бы с этим согласиться. Тем не менее, понятно, что любой теракт, произведенный в столице, имеет резонанс в 100 раз сильнее, нежели на границе Брянской и Белгородской областей.
 
Владимир Кара-Мурза: У нас на прямой связи депутат Верховной Рады от партии "Удар" Ирина Геращенко.
 
Ирина Владимировна, доверяете ли вы версии о причастности российских спецслужб к преступлениям снайперов на Майдане?
 
Ирина Геращенко: Причастность российских спецслужб абсолютно очевидна. Не секрет, что последние два руководителя Службы безопасности Украины были гражданами РФ и, очевидно, носили погоны другой службы так же, как и два последних министра обороны были гражданами РФ и получили, видимо, команду от Януковича, который назывался к позору нашему президентом Украины, задание разваливать нашу армию.
 
Абсолютно очевидно – для того чтобы получить расследование, мы должны получить для всех следственных действий главных фигурантов этого списка – господина Януковича, господина Захарченко, который был министром внутренних дел, господина Якименко, который был последним руководителем украинской спецслжужбы, и его предшественника господина Калинина. Все они сейчас прячутся в Москве. Поэтому было бы правильно, чтобы у кого-то если есть сомнения относительно причастности, выдать их Украине, чтобы здесь с ними могли состояться соответствующие следственные действия, должны были состояться допросы. И суд должен установить меру их вины.
 
К сожалению, то, что происходит между двумя народами, будет иметь катастрофические последствия не для власти. Потому что и одна, и вторая власти уходят и приходят. Но если бы сейчас услышали, то как меняется отношение к России в Украине – вот это страшно!