Как Сталин Православную Церковь восстанавливал

Во время Второй Мировой войны в России произошло возрождение православной веры и оживление церковной жизни, казалось бы, совсем придавленной до этого. И это возрождение началось с оккупированной территории, а затем уже перебросилось на подсоветскую территорию как ответная реакция. Нет, не немцы возрождали Православие на занятых русских землях. Немцы просто не мешали. Как только уходила Советская власть, то сразу народ массово тянулся к вере отцов. Это было мощное движение снизу, которое было не остановить. Выходили из подполья священники катакомбной церкви, активизировали работу оставшиеся священники, недопосаженные сталинской властью, приезжали духовные лица из Русского Зарубежья. Повсюду – на Дону и Кубани, в Киеве и Чернигове, в Брянске и Смоленске, Белоруссии и Псковщине массово восстанавливались и открывались храмы. Некрещённых молодых людей, желающих креститься, и детей, приводимых родителями креститься же, было столько, что тогда же родился термин «Второе Крещение Руси». И это Вторе Крещение Руси происходило именно на оккупированных территориях, где исчезла власть большевиков. В частности, на северо-западе России Второе Крещение связано с деятельностью Псковской православной миссии.
В 1940 году к СССР были присоединены Прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония. За 1 год Советская власть не успела уничтожить церковную жизнь местной русской диаспоры и пересажать всё православное духовенство прибалтийских епархий. Именно это-то прибалтийское русское духовенство и занялось восстановлением Православия в древнерусских Псковской и Новгородской землях. По инициативе митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), ещё не канонизированного святого мученика, была создана Псковская православная миссия. Результаты её деятельности были огромны. На северо-западе России было возрождено более 300 приходов. Именно это-то Второе Крещение Руси на занятых немцами территориях и озадачило Сталина. Он всегда хорошо чувствовал все угрозы своей власти и всегда умел правильно реагировать на эти угрозы. Во всём том, что касается удержания власти над людьми, Сталин был отнюдь не дурак. Умел он при случае и резко притормозить с какими-то аспектами своей политики, и включить задний ход.
Например, в 1930 году по всей стране прокатилась волна антисоветских крестьянских восстаний против коллективизации. Сталин быстро смекнул, что дело пахнет жареным, и вот 2 марта 1930 года в газете «Правда» вышла статья вождя «Головокружение от успехов», где местные власти обвинялись в перегибах при организации колхозов и утверждалось, что насильственный загон крестьян в колхозы – это самодеятельность дураков на местах, а не генеральная линия партии. На время темпы коллективизации были ослаблены, правда, на короткое время.
Здесь ситуация была точно такая же. Шла война, продолжать гонения на православных христиан стало тактически вредно. Поэтому Сталин в ответ на возрождение православной церковной жизни на оккупированной территории резко включил задний ход в своей антирелигиозной политике, выпустил из лагерей часть священства, разрешил открыть некоторые храмы и прекратил глумление над христианской верой. Эта политика смягчения была начата в 1943 году, на 3-й год войны. В 1941-м и 1942-м годах гонения и преследования, аресты и расстрелы духовенства и мирян продолжались в прежнем довоенном объёме.
Абсолютной ложью является легенда о том, что в 1941 году был облёт Москвы на военном самолёте с иконой Казанской (в другом варианте мифа Тихвинской) Божьей Матери.
Эта басня была подробно разобрана по косточкам в статье дьякона Андрея Кураева «Сказка о мудром Сталине, покаявшемся по молитве одного араба». К написанному Кураевым следует добавить следующие соображения. С какого аэродрома осуществлялся вылет? Как фамилия лётчика? Где воспоминания лётчиков и аэродромно-технического персонала об этом событии? Где воспоминания музейных работников о том, как к ним пришли люди из «органов» и передали соответствующий приказ, как они выехали в сопровождении «компетентных товарищей» с иконой на такой-то аэродром, как кто-то из них сопровождал икону в полёте? Нет ничего.
Кроме этого полоумные «православные сталинисты» из прохановской секты распространяют второй миф «Сталин и святая Матрона Московская», тоже без малейших реальных исторических оснований, просто делая плагиат с Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Надо ли особо доказывать, что ни за каким благословением к святой
Матроне Московской Сталин никогда не ходил и вообще вряд ли знал о её существовании? Итак, в 1943 году Сталин предпринял такой тактический ход – ослабление религиозных гонений. В обмен от Церкви требовалась абсолютная и безусловная лояльность сталинскому режиму. При этом количество храмов, открытых на подсоветской территории, было в разы меньше, чем количество храмов, открытых на оккупированной территории. За 1944-45 года из 6670 прошений групп верующих об открытии церквей было удовлетворено только 529. То есть шло не поощрение, а сдерживание. На северо-западе России в районах, где действовала Псковская православная миссия, после перехода в 1944 году этих территорий обратно под советский контроль половина открытых в 1941-1944 годах церквей была закрыта снова.
Есть такое понятие в мире насекомых – мимикрия. Это когда одно существо для того, чтобы выжить, притворяется другим существом, которым на самом деле оно не является. Например, известны мухи, похожие на шмелей, бабочки, подражающие осам и т.д. Коммунисты во Второй Мировой войне тоже мимикрировали, не от хорошей жизни, а ради выживания. Когда в 1941 году целые армии и фронты разваливались, разбегались и сдавались, когда русское население первое время вполне лояльно отнеслось к немцам, и более того, когда появились РОНА и РННА, тогда Сталин и компания срочно убрали в архив «Интернационал» и начали усилено косить под русских патриотов, заменили лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь» лозунгом «Смерть немецким оккупантам», забыли про Розу Люксембург и Клару Цеткин и вспомнили про Суворова и Кутузова, отменили будёновку и ввели погоны, снова назвали бойцов и командиров солдатами и офицерами.
Необходимой частью этой русской мимикрии советского режима было и благожелательное отношение к Православной Церкви. Вот вторая причина, почему сталинская власть вынуждена была нехотя сквозь зубы разрешить частичное возрождение «опиума для народа». То, что Сталин в силу жёсткой военно-политической необходимости вынужден был прекратить гонения на христиан, это очень хорошо, но ставить ему это в заслугу нелепо. С его стороны это было вынужденное послабление, некое «Головокружение от успехов-2,0», только теперь в религиозной сфере. И продолжалось это смягчение лишь 5 лет – до 1948 года. В 1948 году гонения были возобновлены Сталиным в прежнем объёме – аресты, «посадки» и расстрелы духовенства, закрытие ранее открытых церквей. С 1948 года не был больше открыт ни один храм – только закрывались и передавались снова под клубы и зернохранилища.
Д. Каменевич
Комментарии
“Здесь встает вопрос о том, насколько повинны в этом грехе те массы верующих и рядового духовенства (епископам оправдания никакого быть не может), кои не в состоянии разобраться в тонком лукавстве Сергиевского ”курса“, кои, подчиняясь авторитету большинства епископов, боятся ”раскола"…
Отщетились благодати митрополиты Сергий, X, Y, Z , но пока они не отсечены - не действует ли в Церкви то положение, исповедуемое Церковью, что "вместо недостойных служителей алтаря Господь Ангелов Своих невидимо для совершения блаженственно-го Таинства посылает. Если такое положение существует (я верую, что такое есть), то не благоразумнее ли потерпеть, не обвинять в беззакониях сознательного сергианства массы тех, кои страдают в душе от творимой беззаконниками неправды, кои не разделяют их мнений, но, не будучи в состоянии уяснить себе сущность наших расхождений, боятся ошибиться при самостоятельном выборе пути,
Такое состояние я полагаю терпимым в отношении тех слабых, непросвещенных, коим в силу их младенческого неведения и простоты не может быть вменен грех сергианства.
Погрешают те из них, кои понимают всю неправду и проистекающее из нее зло сергианства, но по инертности своей или по малодушию остаются в рядах тех.
Еще больше погрешают те пастыри, кои разбираются в положении, но благодаря трусости своей, или, того хуже, - по материальному расчету, остаются в рядах сергиан, увеличивая количество и значимость их. К несчастью, таковых немало.
Что же касается тех рабов Божийх, коим дано разобраться в положении, осознать неправду и зло сергианства, понять, что путь сергианства - есть путь апостасии, - те обязаны не только выступить с протестом против деяний митрополита Сергия и присных его, не только пройти указанным Писанием и Церковными правилами путь увещания и обличения соблазнителей, но и своим примером должны показать свое противление
Пастыри отъяты, “поражены”. Овцы рассеялись или уловлены хищниками-наемниками, которые загнали и сторожат овец, томят их в безводных дебрях. Мы же и не в силах противостоять наемникам, ибо находятся те под охраной надежной.
Теперь, очевидно, все призваны на суд, и сами овцы, ибо могли они в свое время и убежать от “чуждого гласа”. Теперь никто ни за кого не ответственен и ответит каждый за себя.Да не соблазнится брат мой чем-либо в словах моих, заподозрив меня в превозношении, прельщении. Спаси меня, Господи, от греха сего. Я всегда со страхом имею перед собою предупреждение Апостола: “Ты стоишь - берегись, чтобы не упасть”. Я самого себя прежде всего виню и бичую за грех церковной невоспитанности русского народа, за грех утверждающегося на сем богоборческого похода в России. Каково же мое собственное место при таком сознании моем? Неключимый и ленивый раб, повинный в столь страшном грехе перед Церковью, напоминающий все зло, содеянное при
все это происходит не по воле Божлей, а вопреки ей“. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе…(1 Кор.11:29). Да не обольщает себя народ мыслью, - говорит священномученик Киприан Карфагенский, - будто он может быть свободенот греховной заразы, имея общение с священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епи-скопству своего предстоятеля Угрозою, возвещенною чрез пророка Осию: “Требы их яко жалости им, ecu ядущии тыя оскверня-ются” (Ос. 9:4),
Тут стоит вспомнить и высказывание прот. Владислава (Шумо-ва), почившего в 1996 г.: “Как только узнаете, что такого-то батюшку погнали из храма, так и прилепляйтесь к нему на время гонений”.Поэтому, как сказали мы выше, если священник не еретик и не находится в общении с еретиками, то этого вполне достаточно для его принятия. И Таинства совершенные им будут законны. В заключении автор, повторяя слова священномученика епископа Дамаскина, призывает всех верных своим примером показать свое противление совершающейся неправде, порвать литургическое общение с любодейцей, в которую уже давно превратилась Московская Патриархия, и не посещать более ее храмов, делая все возможное для приближения момента соборного суда или Суда Божiя над беззаконниками.
Евангелия или в открытой брани на Евангелие? Наш ответ такой -последнее восстание будет состоять в соединении ложного христианства с антихристианством, ибо любодейца сидит на звере".
“И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнутьсяязвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее” (Ап. 18,4,5). v https://escalibro.com/ru/poetry/book/read/2591_vyijdi-ot-nee-narod-moj-anons-knigi/