Операция «Беспросветность» (англ. Operation Overcast). Начальным намерением майора Стейвера был только допрос учёных, однако то, что он узнал, изменило цели операции. 22 мая 1945 года он отправил телеграмму в Пентагон полковнику Джоэлу Холмсу с настоянием эвакуировать германских учёных и их семьи, как крайне «важных для успеха в Тихоокеанской войне».Большинство инженеров из списка Озенберга работали на балтийском побережье в исследовательском центре германской армии Пенемюнде, разрабатывая ракеты Фау-2; после захвата союзники сначала поселили их вместе с семьями в Ландсхуте, в южной Баварии.
Начиная с 19 июля 1945 года, американский Объединённый комитет начальников штабов (JCS) управлял захваченными ракетчиками в рамках программы под названием операция «Оверкаст» (операция «Беспросветность»). Однако, когда название «лагерь Оверкаст» о квартирах учёных стало известно в округе, в марте 1946 года программа была переименована в операция «Скрепка» (англ. Operation Paperclip). Вопреки попыткам засекречивания, спустя год пресса взяла интервью у некоторых из учёных.
В ходе операции «Алсос» разведка союзников описывала физика-ядерщика Вернера Гейзенберга, главу немецкой ядерной программы накануне Второй мировой войны, как « … более ценного для нас, чем десять дивизий немцев». Вдобавок к ракетчикам и ядерщикам, союзники искали химиков, физиков и разработчиков морского вооружения.
Тем временем технический директор ракетного центра германской армии, Вернер фон Браун, содержался в секретной тюрьме P.O. Box 1142 в Форт-Ханте, Вирджиния в Соединённых Штатах. Так как о существовании тюрьмы не было известно Международному Красному Кресту, её функционирование было нарушением со стороны США Женевских Конвенций. Хотя допрашивающие фон Брауна давили на него, его не пытали.
Ранее в США был создан Соединённый подкомитет по целям разведки (англ. Combined Intelligence Objectives Subcommittee, CIOS). Эта организация обеспечивала информацией о целях T-Force, в число которых входили технологии научных, военных и промышленных объектов (в том числе их персонал). Приоритетными были передовые технологии, такие как инфракрасные, которые могли быть использованы в войне с Японией; нахождение технологий, годных в войне с Японией; и наконец остановка исследований. Проект по остановке исследований носил кодовое название «проект Тихая гавань» (англ. «Project Safehaven») и не был изначально направлен против Советского Союза; скорее считалось, что германские учёные могут эмигрировать и продолжить свои исследования в таких странах, как Испания, Аргентина и Египет, которые симпатизировали нацистской Германии.
Большая часть усилий американцев была сосредоточена на Саксонии и Тюрингии, которые должны были с 1 июля 1945 года войти в советскую зону оккупации. Многие из германских исследовательских центров вместе с персоналом были эвакуированы в эти земли, в частности из района Берлина. Опасаясь, что передача под советский контроль может ограничить для американцев возможность использования германского научного и технического опыта и не желая, чтобы Советский Союз получил выгоду от этого опыта, США предприняли «операцию по эвакуации» научного персонала из Саксонии и Тюрингии посредством таких приказов:
«По приказу военного правительства вы обязаны вместе с семьёй и багажом, настолько большим, сколько вы в состоянии нести, явиться завтра в 13:00 (пятница, 22 июня 1945) на городскую площадь в Биттерфельд. Вам не нужно нести зимнюю одежду. Нужно взять лёгкие вещи, такие как документы, драгоценности и тому подобное. Вас отвезут на автомобиле на ближайшую железнодорожную станцию. Оттуда вы отправитесь в путешествие на Запад. Пожалуйста, сообщите доставившему это письмо, насколько велика ваша семья.»
В 1947 году эта операция эвакуации охватила около 1800 техников и учёных, а также 3700 членов их семей. Эти люди, имеющие специальные знания или умения, были заключены в центры допросов, такие как носивший кодовое название «Мусорный ящик» (англ. DUSTBIN), где их держали в заключении и допрашивали, в некоторых случаях месяцами.
Некоторые учёные были набраны для операции «Оверкаст», а большинство были переправлены в деревни, где они не имели ни исследовательского оборудования ни работы; их снабдили стипендией и обязали дважды в неделю являться с докладом в полицейский участок, чтобы они не могли уехать. Директива Объединённого Командования об исследованиях и обучении устанавливала, что техники и учёные будут освобождены «только после того, как все заинтересованные службы удовлетворены полученной от них разведывательной информацией».
5 ноября 1947 года Управление военного правительства Соединённых Штатов (OMGUS), имевшее юрисдикцию над западной частью оккупированной Германии, провело конференцию о статусе эвакуированных, денежных требованиях, что эвакуированные зарегистрированы против законов США и о «возможных нарушениях США законов ведения войны или правил оккупации». Директор разведки OMGUS Р. Л. Уэлш инициировал программу по переселению эвакуированных в страны Третьего мира, названную немцами «программой джунглей» (нем. «Urwald-Programm») генерала Уэлша, однако эта программа никогда не принималась всерьёз. В 1948 году эвакуированные получили подъёмные для переселения на сумму 69.5 миллионов рейхсмарок из США, которые вскоре существенно подешевели вследствие валютной реформы, в ходе которой в обращение была введена немецкая марка как официальная валюта западной Германии.
Джон Гимбел заключает, что США заморозили лучшие умы Германии на три года, чем затруднили для Германии послевоенное восстановление.
Учёные
В мае 1945 года американский военный флот получил в своё распоряжение доктора Герберта Вагнера, изобретателя ракеты Henschel Hs 293; два года он сначала работал в Центре Специальных Устройств (англ. Special Devices Center), в замке Гаулд и в Хемпстед Хаус, Лонг Айленд, Нью-Йорк; в 1947 году его перевели на базу военно-морской авиации Пойнт Мугу.
В августе 1945 года полковник Холгер Тофтой, глава ракетного отделения отдела исследования и разработки Артиллерийского корпуса Армии США, предложил сначала одногодичные контракты ракетостроителям; 127 из них приняло предложение. В сентябре 1945 года первая группа из семи учёных ракетчиков прибыла в Форт Стронг (Бостонская бухта): Вернер фон Браун, Эрих В.Нойберт, Теодор А.Поппель, Аугуст Шульце, Эберхард Реес, Вильгельм Юнгерт и Вальтер Швидецки.
В конце 1945 года три группы ракетчиков прибыли в США для работы в Форт Блисс, Техас и в Уайт Сэндс Проувинг Граундз, Нью-Мексико, как «специальные сотрудники военного департамента».
В 1946 году Бюро шахт Соединённых Штатов трудоустроило семерых германских учёных в области разработки синтетического топлива на химическом заводе Fischer-Tropsch в городе Луизиана в штате Миссури.
В начале 1950 года право на легальное проживание в США для некоторых специалистов из проекта «Скрепка» было получено через американское консульство в Сьюдад-Хуарес, Чиуауа в Мексике; таким образом нацистские учёные законно въезжали в США из Латинской Америки.
86 авиаинженеров были переправлены в Райт Филд, где США держали самолёты и оборудование люфтваффе, захваченные в ходе операции «Lusty» (Luftwaffe Secret Technology — Секретная технология люфтваффе).
Корпус связи Армии США получил 24 специалиста — среди них физики Георг Гоубау, Гюнтер Гуттвейн, Георг Хасс, Хорст Кедесди и Курт Леговец; физические химики Рудольф Брилль, Эрнст Баарс и Эберхард Бот; геофизик доктор Хельмут Вейкманн; оптик Герхард Швезингер; инженеры Эдуард Гребер, Рихард Гюнтер и Ганс Циглер.
В 1959 году в США прибыли 94 человека из операции «Скрепка», среди них Фридвардт Винтерберг и Фридрих Виганд. Всего в ходе операции Скрепка до 1990 года в США было импортировано 1600 человек, как часть интеллектуальных репараций Германии США и Великобритании, около 10 миллиардов долларов США в патентах и промышленных технологиях.
В последнее десятилетие была исследована деятельность во время войны некоторых учёных, прошедших через операцию «Скрепка». Так, например, библиотека авиационной медицины на военно-воздушной базе Брукс в Сан-Антонио, Техас, была названа в 1977 году в честь Губертуса Штругхольда. Однако она была переименована, так как документы Нюрнбергского процесса связывают Штругхольда с медицинскими экспериментами, в ходе которых пытали и убивали заключённых из Дахау. Артур Рудольф был депортирован в 1984 году, хотя ему и не было выдвинуто обвинение, и Западная Германия предоставила ему своё гражданство.Схожим образом Георг Рикней, прибывший в Соединённые Штаты в ходе операции Скрепка в 1946 году, был возвращён в Германию в 1947 году, чтобы предстать перед трибуналом по военным преступлениям в Дора-Миттельбау, был оправдан и вернулся в США в 1948 году, впоследствии стал гражданином США.
Комментарии