Куда делось родное «лишь бы не было войны»?

На модерации Отложенный

Этот вопрос слышал, наверняка, каждый взрослый белорус.


В документальном ли фильме, в телевизионной ли передаче после рассказа о миллионах убитых во время Второй мировой войны, миллионах сожженных в концлагерях, зачастую следует дежурный риторический вопрос вроде: «Как такое могла совершить такая культурная нация, как немцы? Нация Бетховена, Канта, Гёте, Баха?».

Сегодня мы очень близки к разгадке этой тайны. Для этого достаточно оглянуться вокруг. Украинцы не сделали другим, в том числе белорусам, ничего плохого. Однако многие из наших добрых родственников и веселых приятелей, готовые в повседневной жизни приходить на выручку и не желающие с кем-либо конфликтовать, превратились в агрессивных особей, брызгающих слюной и горячо поддерживающих военные действия против соседней страны.

Впечатляет, как в кратчайшие сроки белорусы забыли лозунги о дружбе братских народов, о том, что они «мирные люди». Куда вдруг испарилось родное «лишь бы не было войны»?!

Для изменения сознания народа и перехода к милитаристскому настроению потребовалось лишь несколько недель. Я говорю о народе, а не, к примеру, части белорусов, потому что, к сожалению, вижу вокруг агрессивное большинство, уверенное в своей правоте. Наверняка, мы скоро получим результаты соцопросов НИСЭПИ на эту тему, но пока субъективные ощущения именно таковы.

Наверное, это объяснимо – большинство смотрит телевизор. Сегодня обсуждать тему Украины и Крыма можно только с человеком, читающим новости в интернете. С людьми, следящими за событиями через «ящик», никакого разговора просто не получится.



Страшно подумать, что стали бы говорить люди, если бы российские телеканалы пошли еще дальше и объявили бандеровцами всех украинцев. Потребовали бы расправы над соседним народом?

Не испытываю чувство разочарования или неловкости за это общество – в дни оккупации Крыма и разговорах о вводе войск в Восточную Украину оно меня впервые реально испугало.

Всплыла в памяти сцена со дня теракта в минском метро. Я оказался у выхода со станции Купаловская, которую прохожие окружили плотной стеной. Молча смотрели на то, как изредка из перехода выходят спасатели. В какой-то момент к толпе приблизился поддатый мужчина. Он громко объявил, что «сорвался» сюда на такси то ли из Шабанов, то ли из Сухарево и с матерными выражениями заявил: «Пусть только это сделала оппозиция...».

В свете того, как белорусы, не тревожась сомнениями, впитывают лозунги российского ТВ насчет Украины, можно спрогнозировать, что этот гражданин мог натворить, если бы пропаганда в другом подобном случае не намеком, а пальцем указала на виновных по ее мнению и дала команду «фас!».

В XXI веке люди в нашей стране также восприимчивы к пропаганде, как общества первой половины прошлого века. И готовы воспринимать потакание их животным желаниям, в том числе дать в морду тому, кто от тебя отличается. Неважно чем: носит необычную прическу или не хочет жить как ты.

А потом вокруг будут удивляться: «Как такая культурная и миролюбивая нация, как белорусы, нация Быкова, Купалы и Коласа, могла...».