Моряк на гранитной скале. (Один против ста).

На модерации Отложенный

Статья Алексея Крысова "Моряк на гранитной скале" перепечатана в сокращении из книги  "Боевая эстафета поколений", 1963 год.

 

В 1941-м году старший сержант Кисляков должен был расстаться с Северным флотом,уйти в запас.Но его задержали на некоторое время,потому что замещал он отсутствующего командира взвода в отдельной роте Мурманского укреплённого района.

А числа 17-го или 18-го июня,выйдя из помещения роты,он увидел над Кольским заливом самолёты,по которым били зенитки.

И он понял,что теперь уже неизвестно когда вернётся на свою Печору.

Гитлеровский горно-егерский корпус рвался к Полярному и Мурманску.Его натиск с трудом сдерживали пограничники и бойцы единственной стрелковой дивизии.Флот помогал им огнём кораблей.Но этого было мало.

И тогда началось формирование добровольческого отряда морской пехоты.Комсомолец Кисляков сразу же записался в него.

После подготовки отряд без потерь высадился в тылу врага на левом берегу Западной Лицы и с боем захватил важную высоту.

Едва Василий со своим отделением подготовили оборону,как его вызвал командир отряда старший лейтенант Симоненко.

- Есть очень важное и трудное дело,Кисляков.Километрах в десяти отсюда проходит линия связи.Надо перерезать.И ещё там дорога,просёлок.Её тоже надо перерезать;увидите солдат или обоз - уничтожайте.В группу выделено 15 человек.

Сдав комсомольский билет командиру взвода лейтенанту Колодницкому,Василий незаметно для немцев пробрался со своей  группой в намеченную точку.Оборвали провода на столбах линии связи и сделали засаду на дороге.Им повезло - показался обоз из двадцати повозок.Гитлеровцы,не ожидавшие нападения,растерялись,когда в них полетели гранаты.Не ушёл никто.При одном фашисте оказался пакет с какими-то бумагам.Взяв его,поспешили обратно.

Старший лейтенант Симоненко больше всего обрадовался пакету.

- Молодец,Кисляков!Ценные документики.Дал бы вам отдохнуть,да у нас тут жарко.Бегите к Колодницкому: наседают егеря.

К своему отделению старший сержант пробирался под огнём.Немцы были очень близко - они уже много часов лезли сюда как ошалелые,но моряки крепко держались за свою позицию.

Старшина Васин,увидев командира,крикнул:

- Пулемёт заело!

Василий полусогнувшись,побежал на фланг,к пулемёту.Здесь на него глянули растерянные глаза матроса - второго номера пулемётного расчёта.Его товарищ,опытный пулемётчик,лежал тут же с простреленной головой.В одно мгновение всё поняв,старший сержант дёрнул затвор,устранил задержку,вставил диск.Длинной очередью подкосил бежавших фашистов и крикнул матросу:

- Держись,не дрейфь!

И перебежками вернулся туда,где Васин руководил отделением.

Очередную атаку фашистов отбили быстро - помог оживший пулемёт.Но враги не унимались,полезли снова.Кисляков переползал от матроса к матросу,кричал что-то ободряющее,сам непрерывно стрелял из винтовки,бросал вниз,под гору,гранаты.Он уже чувствовал себя бывалым воякой,ходившим по тылам противника.

Наступила передышка.Василий получше осмотрелся вокруг,подсчитал боеприпасы.Их осталось немного,есть убитые,раненые.Скоро,пожалуй,будет нечем отбиваться.Решил послать связного к лейтенанту Колодницкому с просьбой прислать подкрепление и патроны.

Тем временем на скатах высоты снова начали перебегать серо-зелёные фигурки.И опять пришлось стрелять,бить гранатами,рзрывать тельняшки,чтобы перевязывать раны.

Срок прошёл,а связной не вернулся.Почему-то даже выстрелы не доносились с той стороны,где находились остальные силы взвода.

Ещё двоих связных не дождался Кисляков.А отделению стало совсем уже туго.Жестом подозвал к себе Васина:

- На тебя,дорогой,вся надежда.Проберись к лейтенанту!Иначе погибнем.

Старшина приполз обратно через полчаса.И доложил: попятился взвод,бьётся на другой позиции.Надо и нам отходить.

Раздумывать было некогда.Кисляков приказал старшине выводить матросов тем же путём,какой только что проделал,а сам остался прикрывать отход.Он лёг за пулемёт,справа и слева положил винтовки убитых товарищей,диски и обоймы.

Отбиваясь от врагов,он всё время перебегал с места на место.От этого у гитлеровцев создавалось впечатление,будто здесь по-прежнему держится большая группа бойцов.Наконец улучив момент,он тоже бросился туда,где скрылся Васин с матросами.Прихватил с собой пулемёт,винтовку,оставшиеся патроны и гранаты.И тут же наткнулся на егерей.

Пробежал сотню метров правее,а там обрыв.Прыгнешь - не собрать костей.

Мысль работала лихорадочно."Живым не дамся... Но пока есть патроны... последнюю гранату себе на грудь..."

Видимо,у каждого человека в жизни бывает какой-то час,который требует самых трудных решений,быть может и самых последних.И проявляется тут человек целиком,без остатка,со всеми глубинами своей души,со всеми идеалами,со всеми прожитыми годами.Такой вот час пришёл к Василию Кислякову,комсомольцу,моряку Северного флота.И то,что впитал он со школьной скамьи на своей советской земле,к чему всегда его побуждал комсомол,чему научила флотская служба,вспыхнуло ярким-ярким пламенем.

Врагов перед ним было много.Вот они совсем близко,рослые,в пятнистых плащ-палатках под цвет валунов.Торжествующе орут:"Рус,сдавайся!"

Короткая очередь,ещё,ещё... Из камней пули высекают искры.Гранату вон туда,где трое с автоматами.Ага,попал!Теперь надо сменить позицию.Переполз,стал бить из-под другого валуна.

Он не помнит,сколько вот так переползал и садил очередями по серым фигурам.Видел - падают они и больше не поднимаются.Что ж,недёшево продаёт свою жизнь моряк.

И вдруг пулемёт замолчал: кончились патроны.Хотел отбросить его,но спохватился - может ведь пулемёт оказаться в руках фашистов.Один миг,и оружие разобрано,детали разбросаны.Василий рассуждал почти что спокойно,ни на секунду не теряя присутствие духа.

Осталась одна винтовка да несколько гранат.Одну сунул под тельняшку: а то ещё забудешь,останешься без последней.И стал расчётливо ловить на мушку серо-зелёных,перебегающих между валунами.

А те осмелели,когда смолк пулемёт.Подбираются спереди,справа,слева.Что же - конец?

И тут Кислякова осенило.Он вскочил во весь рост,бросил гранату и что было мочи заорал:

- Взвод,за мной!В атаку - вперёд!

И,горланя,пробежал несколько шагов.Егеря опешили,скатились под уклон.Пока они опомнились,Василий схватил автомат убитого фашиста,несколько обойм и снова занял удобную позицию.Следующую атаку врагов он встретил автоматными очередями и опять как можно громче выкрикивал команды,словно и на самом деле был тут целый взвод.

А в родном взводе Кислякова,отошедшем на другой отрог высоты,слышали пальбу,взрывы гранат и крики,раздававшиеся со стороны старой позиции.

- Да кто же там? - удивлялся лейтенант Колодницкий.

- Наш командир там остался, - доложил старшина Васин. - Это он.Разрешите пойти на выручку.

Лейтенант послушал ещё: не похоже,чтобы один человек такой шум создал.Но Кислякова-то всё не было,и комвзвода разрешил Васину с группой матросов,с пулемётом пойти туда.

Кисляков этого не знал.Он ждал друзей,но считал,что им не успеть.Сколько ни ори,а видно,что кроме тебя никого тут нет.Егеря,конечно,это поняли.Ползут,выкрикивая своё: "Сдавайся!"

И Василий стал медленно вытаскивать из-за пазухи последнюю гранату.Подойдут фашисты поближе - рванёт.

И неожиданно услышал слева гулкий,знакомый стук пулемёта.И увидел,как покатились егеря назад.Ещё минута,и головы матросов показались над валунами.

Тогда он снова охрипшим голосом,но с безмерной радостью крикнул: "За мной!" - и,бросив последнюю свою гранату по врагам,побежал на них со штыком наперевес...

А потом смолкли выстрелы и крики,наступила непривычная тишина.Моряки подходили к старшему сержанту,тискали его в объятиях.

Сам Кисляков ещё и не сознавал,что же такое он совершил.Очень уставший,он как-то безучастно отнёсся даже и к тому,что сюда,на рубеж его отделения прибыли командир отряда Симоненко и командир взвода Колодницкий.Они ходили между валунами,удивляясь,как много вражьей крови здесь пролито.По следам боя,по разбросанному вокруг оружию,по разным другим признакам получалось,что на старшего сержанта наседало не меньше сотни гитлеровцев.Один против ста!

- Спасибо тебе,Кисляков, - сказал Симоненко, - По праву командира от имени родины говорю тебе: спасибо!

Десантники снова заняли тот рубеж,который отстоял комсомолец.И ещё немало дней с изумительной стойкостью держали его.Они оставили этот рубеж по приказу,когда задача,поставленная десанту,была полностью решена.

А скоро стало известно,что старшему сержанту Василию Павловичу Кислякову присвоено звание Героя Советского Союза.Указ Президиума Верховного Совета был подписан 13 августа 1941 года.

До конца войны Кисляков воевал не зная передышки.

Ему пришлось взять на себя командование взводом,заменить погибшего лейтенанта Колодницкого.Потом его назначили помощником командира роты,присвоили офицерское звание.Там же,среди скал,в блиндаже был он принят в партию по боевой характеристике.

Получил ранение.После госпиталя снова ходил в десанты,держал оборону на знаменитом хребте Муста-Тунтури и отсюда пошёл в насступление,окончившееся полным разгромом гитлеровцев в Заполярье.

С Дунайской флотилией дошёл до самого Берлина,мстя за брата,погибшего в последний год войны.До самого Берлина!