ВРЯД ЛИ РОССИЯ УДОВЛЕТВОРИТ ОЖИДАНИЯ АРМЕНИИ, ТАК КАК КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ НУЖЕН МОСКВЕ
Аннексия Крыма может негативно отразиться на переговорном процессе по Карабаху
Сопредседатели МГ ОБСЕ не снижают активность для возобновления переговоров по карабахскому урегулированию на уровне президента Азербайджана и Армении. Американский сопредседатель Джеймс Уорлик в своем аккаунте в Twitter по итогам встреч посредников с президентами Азербайджана и Армении 23-24 марта в Гааге, уверяет, что достигнута устная договоренность о проведении очередной встречи президентов Алиева и Саркисяна. В настоящее время, отмечает американский посредник, определяется дата возможной встречи.
Напомним, что в ноябре 2013 года, после почти двухлетней паузы, сопредседатели смогли убедить президентов Азербайджана и Армении в необходимости возобновления переговоров по карабахскому конфликту. После этой встречи в Вене посредники в оптимистическом тоне сообщили о ближайшем интенсивном графике работ, предполагающем в итоге организацию очередной встречи президентов Алиева и Саркисяна, в конце января или в начале февраля 2014 года, для предметных обсуждений сложных вопросов карабахского урегулирования. Однако, провести встречу президентов в анонсированных временных рамках не удалось из-за резкого обострения в январе ситуации в зоне конфликта. Это, надо полагать, стало результатом попыток конфликтующих сторон навязать посредникам выгодную для себя повестку предстоящих переговоров. Ситуация в зоне конфликта стабилизировалось после визита сопредседателей МГ в регион 2-6 февраля, в ходе которого президенты Азербайджана и Армении дали обещание не нарушать режим прекращения огня в период Сочинской Олимпиады. В тоже время посредники заявили, что продолжат переговоры с Баку и Ереваном для организации встречи президентов.
Свои усилия по организации встречи президентов возобновили лишь в конце февраля, встретившись в Париже с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном. Там же, 10 марта, посредники провели переговоры с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, а через день, уже в Москве, повторно встретились с армянским министром. Такая интенсивность была связана со стремлением посредников организовать встречу президентов Азербайджана и Армении на полях саммита по ядерной безопасности в Гааге. Но после консультаций в Москве посредники ограничились заявлением о необходимости проведения переговоров на высшем уровне по продвижению мирного процесса карабахского конфликта. Попытки посредников в очередной раз согласовать с главами МИД Азербайджана и Армении 23 марта в Гааге повестку переговоров президентов, видимо, также не увенчалось успехом. В итоге посредники ограничились тем, что провели в Гааге переговоры с президентами Алиевым и Саркисяном по отдельности.
Правда, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик сообщил, что президенты Азербайджана и Армении встретились, но это была мимолетная встреча. Президенты Армении и Азербайджана беседовали друг с другом в рамках саммита по ядерной безопасности в Гааге.
Многие наблюдатели выражают сомнение относительно того, что сопредседателям МГ ОБСЕ удастся организовать встречу президентов Азербайджана и Армении в скором времени, как они этого желают. Часть из них вообще ожидают, что эскалация конфронтации между Западом и Россией после аннексии Крыма и грубого нарушения Москвой принципа территориальной целостности в отношении Украины негативно отразиться и на активности сопредседателей МГ. Хотя американский посредник Джеймс Уорлик уверяет, что, несмотря на разногласия по Украине, урегулирование карабахского конфликта является той сферой, в которой США и Россия "могут продолжить совместную работу". Эту запись в своем Twitter-е Уорлик сделал после встречи сопредседателей МГ в Москве с замглавы МИД России Григорием Карасиным и на фоне дискуссий в страницах СМИ по поводу последствий конфронтации между Западом и Россией. После этого некоторые наблюдатели стали утверждать, что новые геополитические реалии в связи с аннексией Крыма, как и агрессия России против Грузии в 2008, не отразятся на деятельности МГ ОБСЕ. Возможно, это так и будет. Однако конфронтация между Западом и Россией набирает обороты и поэтому, трудно представить какими могут быть ответные действия Москвы на возможное ужесточение экономических санкций против нее.
Последние шаги России в отношении Украины и в вопросе Крыма, еще больше убеждают, что существующие конфликты и спорные вопросы на пространстве СНГ используется Москвой для сохранения российского влияния на постсоветском пространстве, а при возможности восстановления доминирующих позиций России, хотя бы в приближенных к границам бывшего СССР масштабах. И наконец-то Запад, хотя и в итоге серьезных имиджевых и позиционных потерь, начал открыто говорить об этой сути современной политики Москвы. Так, по заявлению генсека НАТО Расмуссена, Крым является частью долгосрочной стратегии России или, по меньшей мере, президента Путина. "Москва стремится поддерживать нестабильную обстановку в мятежных регионах Грузии, Молдавии, Азербайджана, а теперь и Украины, чтобы предотвратить евроатлантическую интеграцию этих стран", уточнил далее он.
Намерения Запада еще более ужесточить экономические санкции против России, введенных в ответ на аннексию Крыма, указывает на то, что США, Евросоюз и НАТО не намерены принимать условия Москвы по урегулированию ситуации вокруг Украины, согласие с которыми, по сути, означало бы признание постсоветского пространства сферой исключительного влияния России. На эти условия Запад не согласился в период после 2008 года и вряд ли согласится сейчас. Постсоветское пространство имеет стратегическое значения и для евроатлантической безопасности и более того, на повестке дня стоит утверждения Евросоюзом ассоциативных отношений с Грузией и Молдовой, а также вовлечение в этот процесс Азербайджана. А в условиях эскалации конфронтации и невозможности согласования с Западом интересов на постсоветском пространстве Россия, по крайней мере, не захочет изменения статус-кво в карабахском конфликте.
Неоимперская политика России, которая не гнушается военной интервенцией и открытой аннексией части территории соседей, ранее Грузии, а теперь Украины, создает серьезную угрозу для Азербайджана в контексте карабахского урегулирования. Поэтому, Баку на действия Москвы среагировал заявлением в поддержку территориальной целостности Украины и в этом контексте солидарностью с Западом. Апелляция Путиным к принципу самоопределения народа для обоснования отторжение Крыма от Украины не может не насторожить Баку, поскольку такая позиция России полностью соответствует интересам Армении в его конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
Армения стала первой среди стран, которые фактически оправдали действия России. Этот шаг согласуется с ранним решением Еревана о вступлении Армении в Таможенный союз и указывает на стремление армянского руководства воспользоваться очередным прецедентом нарушения принципа территориальной целостности государства для удовлетворения претензий на Нагорный Карабах. Подобные шаги Армении связаны с тем, что мадридские принципы, хотя и предлагают "определение будущего окончательного статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления", но, все же, четко не увязывают этот плебисцит именно с правом на самоопределения проживающих там армян. И на фоне крымского прецедента Армения, судя по всему, надеется с помощью России наконец-то навязать Азербайджану свою трактовку мадридских принципов.
Однако, вряд ли Россия удовлетворит ожидания Армении, поскольку карабахский конфликт нужен Москве в качестве рычага давления и на Баку как в вопросе участия Азербайджана евразийском интеграционном проекте Путина, так и вопросе навязывания своих правила поведения в каспийском регионе. Резкие шаги со стороны Москвы в карабахском конфликте возможны в случае полного игнорирования Азербайджаном интересов России в кавказско-каспийском регионе, чего Баку вряд ли может себе позволить. Поэтому, предстоящая встреча президентов Азербайджана и Армении, чего добиваются сопредседатели МГ ОБСЕ, если и состоится, вряд ли может обещать какие-либо продвижения в карабахском урегулировании. Проблема упирается не только в вероятное ужесточение переговорных позиций Армении, но и в то, что Россию, в условиях конфронтации с Западом, больше всего устраивает сохранение статус-кво в карабахском конфликте.
Комментарии