ВОКРУГ И ОКОЛО

На модерации Отложенный

Геополитика Обамы 2.0. Курс на самоизоляцию США

 

Пока на Украине начался период внутренних разборок перед выборами, есть смысл немного отстраниться от непосредственных событий и посмотреть на происходящее с точки зрения геополитики. Но тоже не вообще, а во вполне конкретном аспекте. Поговорим о геополитике США периода Обамы 2.0.

Внимательный взгляд на то, в какую сторону менялась геополитика США в последние годы, особенно в последние два-три, показывает, что от наслаждения триумфом своего статуса «мирового жандарма» США медленно, но верно сворачивают в сторону новой доктрины Монро. То есть в сторону самоизоляции страны от любых, не касающихся ее впрямую событий.

 

Примеров тому множество, но самое главное это причина происходящих изменений. Главная причин одна. США за последние 20 лет настолько надорвались тянуть этот воз и постоянно силовыми, финансовыми и политическими маневрами сшивать расползающееся гнилое одеяло, что готовы бросить все в один момент ради собственного выживания.

Увы, но такие глобальные процессы в один день не остановить, они имеют очень большую и мощную инерцию. Попытка обрубить какие-либо связи быстро и кардинально может обернуться для самих США настолько серьезными потерями, что даже самоизоляция от мира не поможет, ибо будет неосуществимой без полного коллапса внутри страны.

То, что лежит на поверхности, это невозможность дальнейшего удержания доллара в статусе единственной мировой валюты. И дело здесь не только в том, что печатный денежный станок имеет определенную мощность. Дело в наличии объективных предельных объемов денежной массы без того, чтобы резко и полностью обрушить всю мировую систему.

Доллар не существует сам по себе или даже исключительно в финансовой сфере. Доллар это еще и необходимость постоянного поддержания «трех китов», на которых базируется его могущество.

  • «Первый кит» это военная мощь, способная подтвердить при необходимости мировой статус доллара в любой точке планеты вплоть до уничтожения кредитора США вместе с его правами на американские долги. Или в самом облегченном варианте способность «послать» кредитора с его требованиями в далекое эротическое путешествие, если не будет возможности или желания расплатиться по долгам. Как побочное производное из этого «кита», возможность безнаказанно отнимать деньги у «неблагонадежных» кредиторов в подконтрольных США банках по собственному желанию и решению.

Но данный «кит» это отнюдь не только право сильного. Это еще и огромная ответственность и финансовое бремя. Военную мощь надо финансировать. Военные корпорации, производящие вооружения, надо хорошо кормить. Армию надо тоже хорошо кормить и обеспечивать ей преимущественный по отношению к другим гражданам страны статус. А еще надо содержать огромное количество военных баз по всему миру и подкармливать в этих странах политическую элиту, которая обязана смотреть на эти базы благосклонно. То есть устойчивость этого «кита» впрямую зависит от того, сколько денег генерирует или собирает по миру американский бюджет.

  • «Второго кита» можно условно назвать «нефтедоллар». Это гарантия того, что основные биржевые ресурсные товары, в первую очередь нефть и газ, номинируются именно в долларах и даже в расчетах между любыми третьими странами за эти товары используется только американская валюта.

Но, как и «первый кит», нефтедоллар не только благо, но и бремя. Основные подконтрольные США нефтяные запасы сосредоточены в странах Ближнего Востока. Именно с ними в свое время США заключили соглашение, позволившее устанавливать цены на «черное золото» только в долларах. И ладе сегодня, когда американский станок работает в поте лица невозможно говорить о полной виртуальности и необеспеченности доллара. Просто чуть более сорока лет назад его золотое обеспечение было заменено ресурсным, основу которого составила ближневосточная нефть.

Долгое время это давало США чистые дивиденды. За исключение трат на собственные дворцы и обслугу арабские шейхи всю свою валютную выручку хранили в банках США или закупали в тех же США необходимые им товары. В первую очередь вооружение. Но чем дальше, тем больше средств стало уходить на постепенное развитие самих арабских государств, а недавняя волна протестов и революций еще больше подстегнула этот процесс. В результате все меньшая часть реальных арабских нефтедолларов удается замораживать на банковских счетах и использовать как обеспечение для стремительно растущего американского долга. Благо начинает оборачиваться серьезнейшей проблемой.

  • «Третий кит» это политическое могущество, которое базируется на повсеместном внедрении американских стандартов и идеологии. То есть до тех пор, пока США являлись всеобщим «законодателем мод» в идеологии, доллару ничего не угрожало. В поддержании его стабильности были заинтересованы практически все страны планеты. Но идеология не есть что-то застывшее. Статус «законодателя мод» и «творца стандартов» требует постоянного обновления концепции. В результате все большее смещение этих стандартов (абсолютная либерастия, содомия и тому подобные тренды) в сторону от многовековых традиционных ценностей стали вызывать все большее сопротивление в мире, что послужило началом создания альтернативных идеологических центров. Причем, для этого не понадобилось даже какой-то особенной новой идеи. Лозунг защиты традиционных ценностей, культурных, семейных, религиозных и всех прочих автоматически становится той Идеей, которая на данном этапе способна молниеносно объединить миллиарды людей во всех странах, включая сами США.

Если объединить все основы, на которых базируется мощь доллара, то выяснится, что имеется порочный круг в объеме превращающийся в нисходящую и сужающуюся спираль.

Чтобы обеспечить главенство доллара требуется не вызывающая сомнений устойчивость всех трех «китов». Чем больше требуется защиты «китов» для поддержания их устойчивости, тем больше на это требуется денег. Чем больше требуется денег, тем быстрее рушатся основы, на которых базируется доллар.

В США это прекрасно понимают. И на мой взгляд Обама совершенно неоправданно представляется большинству как слабый лидер, не имеющий какой-либо четко сформулированной идеи и запутавшийся в противоречиях. На самом деле он все старается делать совершенно правильно, взяв курс на подготовку страны к самоизоляции и надеясь успеть по максимуму до того момента, когда все рухнет. Он делает то, что задолго до него должны были бы начать делать другие президенты США.

Он взял курс на репатриацию американской промышленности в страну из развивающихся стран и прежде всего из Китая.

Он начал сокращение вооруженных сил США до уровня, необходимого только для ведения оборонительных действий в самих Штатах или в близлежащих регионах.

Он начал восстанавливать и развивать собственную нефтяную и газовую промышленность, чтобы существенно снизить зависимость страны от импорта энергоносителей, который может прекратиться в один прекрасный момент.

Он взял курс сворачивание внешней военной активности, которой были слишком озабочены все предыдущие президенты.

Он начал тратить существенно меньше средств на поддержание своих традиционных союзников в разных регионах планеты. В первую очередь под удар попал Израиль, который существует до сих пор исключительно благодаря американским финансовым вливаниям.

Наконец, он попытался установить если не хорошие, то как минимум нормальные взаимоотношения с Китаем и Россией, без добровольной помощи которых он не сможет обеспечить США даже приемлемый уровень жизни в США с момента ухода страны с геополитической арены.

Но такое переориентирование внешней политики США пришлось очень многим не по нраву. Фактически вся созданная за последние два десятилетия геополитическая конструкция, в которой очень многие нашли свое «теплое» место, просто не предусматривает какого-либо самоустранения США от существующих внешних обязательств.

Израиль не выживет без поддержки США во вражеском окружении, потому всячески лоббирует нападение на Иран, хотя для этого вынужден портить отношения с практически единственным если не дружелюбным, то спокойным соседом – Сирией. А заодно пытается найти себе нового спонсора в лице России.

Саудовская Аравия, чей политический вес, как и финансовое благосостояние целиком и полностью зависят от активности внешней политики США и объемов закупаемой ими нефти, начинает судорожно метаться, провоцировать войну в той же Сирии и даже смотреть на сторону в поисках нового глобального партнера.

Япония, бывшая весь период со времен Второй Мировой «непотопляемым авианосцем» США в Азии рискует оказаться один на один с двумя серьезными геополитическими соперниками Китаем и Россией, с каждым из которых у нее есть куча нерешенных проблем.

Европа, которая в своем снобизме пыталась диктовать свои правила всем бывшим колониям, а также странам постсоветского пространства из-за усиливающейся финансовой немощности, наступлению которой помогают те же США, оттягивая конец доллара всеми силами, автоматически попадает в кабальную долговую зависимость перед теми же Китаем и Россией. А единственное, что может помочь отстоять их самостоятельность, хотя бы политическую (про экономическую даже говорить не приходится) перед кредиторами это военная мощь США.

Так что в мире сегодня существует огромное количество сил, которые пытаются связать Обаму по рукам и ногам, чтобы только не дать ему сменить активную геополитическую позицию на сосредоточение на внутренних проблемах.

И все, что сегодня происходит на Украине, это в первую очередь не американская, как думают многие, это европейская операция при полной поддержке Фининтерна. По своей сути это еще одна после провала в Сирии ловушка для Обамы. Попытка заставить его, используя демонический образ России, оттянуть неприятный для многих момент самоизоляции. Обама все это прекрасно понимает. А потому всячески пытается не вляпаться до конца в то, из чего потом не сможет выбраться без ужасающего амбрэ. Потому и санкции выглядят столь комично. Потому и денег США украинской хунте не дает и даже не обещает. Потому и заявления, что США никак не смогут помешать ни присоединению Крыма к России, ни ее возможной дальнейшей активности на Украине. Но кроме США помешать России просто некому.

Все это свидетельствует о том, что США скорее действительно совместно с Китаем и Россией попытаются максимально ускорить процесс геополитического схлопывания Америки, нежели попытаются оттянуть этот процесс с риском неуправляемого обвала чуть позже. О чем я писал не так давно в серии постов «Охота на живца. Как убить мирового Змия».

И на закуску. Конечно, участившееся упоминание Аляски в плане ее возвращение под российский флаг смотрится как шутка на фоне присоединения Крыма. Как прикол можно считать и начавшийся сбор подписей в пользу этой идеи на самой Аляске (собрано уже 30 тыс. при необходимых ста тысячах). Ведь почти мгновенный набор требуемых голосов в пользу отделения Техаса от США так ни к чему и не привел.

Но шутки шутками, а ведь чем-то заплатить России по своим долгам США все равно придется. Тем более, что без помощи и поддержки России (как и Китая) в первые одно-два десятилетия после ухода США в самоизоляцию все равно не обойтись. Так почему не Аляской?

 

____________________________
___________________________________________