РУССКИЙ МИР! "Крымский вопрос" и "Исихазм" Патриарха Кирилла ...
На модерацииОтложенный
В данном контексте поста, я буду под исихазмом подразумевать ... молчание.
"Мы молимся сегодня святителю Алексию сугубо в то время, когда происходят тяжелые и еще пока непонятные изменения и события в жизни украинского народа. Мы молимся, чтобы эти изменения были не во вред, а во благо, чтобы эти изменения не разрывали единое духовное тело и пространство Святой Руси ... Мы молимся, чтобы святители, угодники Божии, оберегавшие эту духовную общность севера, юга, востока и запада Руси, сегодня особенно предстояли перед лицом Божиим, прося Господа о сохранении веры православной, единства Церкви нашей и чтобы Господь преклонил милость к украинскому народу, даровал ему мир, спокойствие, тишину, благополучие, умирил человеческие страсти, наполнил сердца людей любовью ... в самое тяжелое время, когда начали разрываться связи между северной и южной частью Руси, когда многие внешние силы работали для того, чтобы никогда более не было единой и Святой Руси ... Единая и Святая Русь есть величайшее наследие князя Владимира. И святитель Алексий, последний из киевских митрополитов, который, являясь уже фактически митрополитом Московским, напрягал все силы для того, чтобы сохранить это духовное единство" (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Молчание патриарха по "украинским событиям", в отличие скажем от "сирийской темы", "значение Арктики для России", "призыв к женщинам - которые управляют бизнесом, разобраться с криминалом" и т.д. и т.п. у многих вызывает недоумения (это как минимум), а у некоторых разочарование. Стамбульский призыв Украины к миру был воспринят формально. По типу, а что им ещё говорить. Кто-то (как i_m_ho) ёрничает по поводу сложной ситуации в которой оказался Патриарх, мол "куда ни кинь - всюду клин", а кто-то уже пирует на тризне "Русского мира" и провальной внешнеполитической стратегии МП в Украине. Не услышим мы упоминаний об украинских событиях и на последней проповеди Патриарха в пятницу 4-й седмицы Великого поста на Литургии Преждеосвященных Даров в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы.
ВИДЕО Проповедь Патриарха Кирилла в пятницу 4-й седмицы Великого поста
http://youtu.be/24yBKetvRQk
Так в чем же дело?
"Кто бы мог подумать, - пишет Екатерина Щеткина, что образ лощеного патриарха, импозантного и самоуверенного в конце концов окажется драматичным? Что пауза станет его обычным амплуа на фоне кликушества записных околоцерковных крикунов? Что Патриарх Кирилл так откровенно сдаст позиции, уйдет в тень, забьется в угол, растеряет красноречие и спадет с лица? Что он будет присылать на кремлевские торжества вместо себя других владык? (прим. мое - речь идет об отсуствие Патриарха на выступлении Путина перед Федеральным собранием. Ранее глава РПЦ всегда посещал подобные мероприятия, а на последнем - в декабре 2013 года, даже сидел в почетном первом ряду отдельно от глав других религиозных конфессий, которых впервые отсадили подальше. Так что не удивительно, что пресса попыталась получить официальный ответ о причинах отсутствия Кирилла в Кремле. Однако никаких объяснений не последовало.Это, разумеется, немедленно спровоцировало слухи о размолвке между патриархом и президентом. Некоторые российские и украинские издания даже написали о прямом споре. Понятно, что "информационная война" сейчас в разгаре, но такого развития событий действительно нельзя исключать. Хотя, помимо того, что РПЦ могла заявить свою "особую позицию", не совпадающую с мнением российской власти, есть и другое объяснение. Патриарх Кирилл, с учетом того, что послание транслировалось на Украине, решил не раздражать украинских прихожан УПЦ МП, и не "мелькать" на телеэкране. И в Кремле вполне могли согласиться с такой осторожной позицией патриарха и его окружения - rosbalt.ru ) Что он будет вызывать сочувствие. Ведь это, наверное, нелегко – увидеть, как у тебя на глазах разрушается то, на что ты положил огромный кусок собственной жизни.
О том, что аннексия Крыма Россией будет стоить Русской Православной Церкви Украины, говорилось еще до интервенции. Есть сведения о том, что Патриарх Кирилл, прекрасно это понимая, уговаривал Путина воздержаться от вторжения в Украину. Не уговаривал даже – «умолял».Но Путин в очередной раз показал Патриарху его место в кремлевском стойле – не «соработника», не «партнера» (какие партнеры и соработники у самодержца?), а идеологической обслуги ... После этого в сторону Патриарха можно было уже не смотреть. Хотя бы из деликатности – ведь понятно, что человек в дурацком положении, что он унижен. Но он остается Патриархом. На кого смотреть пастве, как не на него? В конце концов, даже униженный своим императором, патриарх остается духовным лидером и может высказать свое мнение, может дать ориентиры своему народу. Тем более, раз нечего уже терять.
На этой неделе состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором, как было известно, должен был стоять «украинский вопрос». Причем вопрос этот приобрел особую остроту оттого, что аннексия Крыма Россией должна иметь совершенно определенные церковные последствия – надо определиться с административным статусом Крымской митрополии. Принять ее в прямое подчинение РПЦ? Это скандал. Это окончательно взорвет УПЦ. Это не найдет понимания на согласованном, наконец, Всеправославном соборе, намеченном на 2016 г. Если Патриарх Кирилл это сделает – а он это сделает, потому что этого хочет Путин – на Всеправославном соборе он будет выглядеть примерно так же, как представитель РФ в Совбезе ООН. А он-то рассчитывал прибыть туда весь в белом! Он-то буквально на днях достиг компромисса с Вселенским Патриархом, «дожав» его, в частности, по «украинскому вопросу». И тут такой пассаж. До Всеправославного собора, вполне возможно, никакого «украинского вопроса» уже не будет. Вернее, он будет, конечно, но уже не в его кармане. И будущая УПЦ — если Бог даст, и она явится миру — вряд ли станет союзником РПЦ ближайшие лет сто. Крым будет не первой в истории территорией, рассорившей две Церкви на века и ставшей причиной церковного разделения.
Все это Патриарх Кирилл понимает прекрасно. И ему очень, очень не хочется иметь дело с Крымской митрополией. Но что делать, раз такова воля кесаря? ... Похоже, Патриарх Кирилл войдет в историю как церковный лидер, который ввел моду на молчание." (см. КРЫМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ? ОНА УТОНУЛА... )
Честно говоря, я не очень понимаю сетований журналистов и блоггеров по поводу "исихазма" Патриарха. За все нужно платить. И в частности, платить лояльностью светскому государству. Тем паче, что 200 храмов в Москве строятся, реституция церковного имущества в России идет полным ходом, иерархи жируют и живут как у "Христа за пазухой", РПЦ присутствует - в армии, школе, на зоне, в ВУЗах и т.д. и т.п. Так почему Патриарх Кирилл и "князья Церкви" не должны быть патриотами своего Отечества (говорят то они об этом оОчень много!!) и не поддерживать основную линию - персонифицированной власти ВВП. Или они ГосДепу продались? :)) Как говориться, что "посеешь, то и пожнёшь", "рука руку моет", ну и т.д.
Да и потом, это только Филарет (Денисенко) "Патриарх Киевский и всея Руси-Украины" может позволить себе высказывания типа: "В выступлении 18 марта в Кремле Президент России В. Путин использовал средство дьявола - смешал правду с ложью. Убежден, что полуправда, которую из уст главы российского государства слышал весь мир, хуже откровенной лжи - как скрытая в пищу яд более опасен, чем яд явный. (см. Звернення Патріарха Київського і всієї Руси-України Філарета з приводу російської анексії Криму на www.cerkva.info). А поскольку Филарет (Денисенко) был отлучён от Церкви и анафематствован Русской православной церковью в 1997 году, то следовательно, Патриарх Кирилл просто не может уподобиться в своих публичных суждениях этому человеку! Тем более, что Филарет не оценил "исихии" Патриарха, а обвинил его в соучастии: "Мы глубоко разочарованы позицией Русской Православной Церкви и лично ее главы Патриарха Кирилла, которые по существу ничего не делают, чтобы не допустить кровопролития. Более того — ряд представителей РПЦ, включая ближайшее окружение Патриарха Кирилла, публично оправдывают и одобряют агрессию против Украины, называют захватчиков "миротворцами". Поэтому ответственность перед Богом за последствия российской агрессии против Украины также ложится и на РПЦ".
Вообще, мне по-человечески очень жаль Патриарха Кирилла. С одной стороны, его прессует Украинское православие а с другой, уже раздались голоса и намеки на отсутствие у Патриарха Кирилла патриотизма к Отечеству. Святейший Патриарх Кирилл, - пишет Мелетий Есенчук - " ... продемонстрировал позицию Русской Церкви, как стоящую над политикой двух стран, так по разному воспринимающих сей исторический шаг. С позиции УПЦ МП данный демарш предстоятеля РПЦ мог выглядеть как соглашательство с украинскими интересами, где многие клирики УПЦ МП считают присоединение Крыма аннексией части территории Украины. Но с позиции русского патриота, поведение патриарха носило ярко выраженный антирусский характер, ведь в истории России очень много свидетельств того, как предстояли Церкви занимали патриотическую позицию, стоившую жизни тем, кто не менял свою политическую линию, четко осознавая себя частью великой Державы. Понятно желание Святейшего Патриарха Кирилла сохранить подобным невмешательством единство УПЦ и РПЦ под московским омофором, но правильно ли это? Не пытается ли он сохранить то, что уже разъединено двадцатилетием взаимных подозрений и обид?" (см. sozidatel.org)
Сегодня "многие горячие головы в Киеве навешивают на Московский патриархат ярлыки: «идеологический пособник агрессора», «пятая колонна»... Однако нельзя не признать, что своим нынешним неучастием в противостоянии патриарх Кирилл сделал все что мог, чтобы не раздувать страсти... Разумеется, можно сказать, что его молчание вынужденное. Выскажи патриарх сегодня публично свое осуждение путинизма, неизвестно, в каком положении завтра оказалась бы церковь. Одобри действия российских властей — и путь на Украину заказан. Но в наших условиях и такое молчание чего-то стоит. Шаг влево, шаг вправо — и начнется жесткое сползание в политику. Среди православных в двух странах есть разные группы: «патриоты» Украины и России, сторонники украинской автокефалии, «либералы» и «фундаменталисты» ...
Сегодня часто приходится напоминать и другим, и самому себе, что церковь основал не Кирилл, не Варсонофий, не Даниил. Это Церковь Христа. И нужно искать Его в новых стесненных обстоятельствах жизни. Русская церковь несет на себе груз вселенского православия. Конечно, она во многом зависима от государства и часто обслуживает его интересы. Но есть в ней и метафизическая вертикаль, не позволяющая все сводить к политике и дающая возможность находить особые ответы на вызов времени", - пишет Борис Колымагин (см. ВЫЗОВ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ )
P/S
"Иногда нам говорят, что религия - дело слабых людей. Когда читаешь творения святых отцов, то поражаешься их силе, мудрости, сосредоточению. Слабый - это тот, кто движется в общем потоке, который ни о чем не размышляет, готов подписаться под любым решением, у кого нет своей точки зрения ... Религия - это дело сильных потому, что она требует самоконтроля, самоанализа, подлинного раскаяния. Попробуйте предложить на улице человеку неверующему, нецерковному раскаяться в своих поступках. Он не поймет, о чем идет речь, потому что глубоко убежден в том, что то, что он делает, и есть правильно, а все остальное, что не соответствует его мыслям и делам, ложно и плохо ... Быть верующим человеком - это значит быть сильным человеком. Но это сила не от наших мышц и не от нашего ума. Это сила от нашего духовного сосредоточения" (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
"Исихия" Патриарха Кирилла в ... действии!
Сколько бы ни говорили политические лидеры на конференциях и церковных приёмах о воспитательной роли Православной Церкви — сейчас Православие для них только красивая картина и золотые ордена на груди. Но дальше, когда кризисные явления будут проявляться все сильнее, масштабнее и трагичнее, когда будут определены границы и сроки привычной спекулятивной политики, возникнет острая необходимость подлинного духовного, глобального прогнозирования процессов современности. Разброд и шатание, перед историческим Вызовом - может привести к Краху.
Комментарии