Готов ли Кремль воевать с Украиной и НАТО?

На этот вопрос отвечают российские и американские эксперты. 

 
  На фоне сообщений о сосредоточении Россией 30-тысячной армейской группировки на границе с Украиной любые военные новости из Москвы привлекают повышенное внимание, и таких новостей становится все больше.

 
Он тоже сообщил «Голосу Америки», что не видит угрозы прямого вторжения российской 30-тысячной группировки в Украину: «Крымская ситуация уже хорошо проанализирована, сделаны выводы о том, к чему готовы и к чему не готовы или не стремятся в Москве. Там не участвовали войска как таковые, они и на юго-востоке Украины не буду участвовать, а роль спецназа, вероятнее всего, спецназа ГРУ уже совершенно ясна». По словам эксперта, «спецназ в Крыму использовался и вел себя так, как вел, потому что была явно поставлена задача избежать какого бы то ни было кровопролития».
 
Использование же регулярных армейских частей в большом количестве, по мнению Александра Морозова, приведет к неминуемым и массовым человеческим жертвам, чего, как считает политолог, Кремль не хочет.
           
Однако Александр Морозов не исключает, что «у Москвы есть сценарий возвращения Виктора Януковича в Украину, и это могут попытаться сделать именно через юго-восток, через Донецк, усиливая дальше хаос и политический кризис в Украине».
 
«Если Виктора Януковича под предлогом необходимости возвращения к ситуации на 21 февраля – требование, от которого Москва не отказывается – высадят в Донецке, то, конечно, он будет чувствовать себя увереннее, если у него за спиной на расстоянии 30 километров будет стоять большая военная группировка, а самого его непосредственно будут защищать все те же немногочисленные “зеленые человечки” без опознавательных знаков», – предполагает эксперт.
 
Готова ли Россия к прямому конфликту с НАТО?
 
Александр Морозов уверен, что российская военная группировка на границе с Украиной является проверкой для Североатлантического союза: «Эта группировка вызывает раздражение и беспокойство и в Балтии, и в Польше, и даже в Брюсселе и Вашингтоне». Политолог уверен, что Россия, «несомненно, делает это сознательно, чтобы, подогревая ситуацию, посмотреть, какой будет реакция, как далеко готов пойти Запад в защите Украины, или даже граничащих с ней членов НАТО». «Пока мы имеем только заявления Запада и несколько истребителей, переданных на дежурство в Польшу и страны Балтии, и кроме этого, ничего не произошло», – говорит Александр Морозов.
 
Еще более пессимистичный взгляд на готовность Кремля пойти на вооруженное противостояние с Западом у Александра Гольца:
 
«Очень долгое время аналитики и в России, и на Западе, а самое главное – западные лидеры пропускали мимо ушей милитаристскую риторику господина Путина, полагая ее лишь риторикой, рассматривая ее как некий словесный прием, используемый для того, чтобы оповестить о своем недовольстве тем или иным шагом Запада. Они не верили, что Путин действительно готов полагаться на военную силу во внешней политике. Так вот, все они ошибались. Самое ужасное, по-моему, что в Кремле искренне верят в военное противостояние с Западом, и события в Крыму это наглядно показали».
 
Комментарий американского политолога
 
Стэнли Слоун, эксперт Колледжа Мидлбэри и автор книг о НАТО, так прокомментировал Русской службе Голоса Америки действия и тактику
Североатлантического союза перед лицом возможной военной угрозы со стороны России:
 
«НАТО формально не обязано защищать Украину, и военные возможности ограничены нежеланием углублять кризис и увеличивать шанс вооруженного конфликта. Но большинство стран НАТО понимают, что действия Путина в Крыму могут представлять собой второй шаг (после Грузии) большого плана по восстановлению контроля или, по крайней мере, подавляющего влияния на как можно большую часть бывшего СССР – в той мере, в какой это возможно. Из-за этой обеспокоенности Украине будет предоставлен широкий спектр поддержки со стороны Соединенных Штатов и их союзников по НАТО.
 
В случае, если Россия предпримет еще один военный шаг в Украине, союзники по НАТО должны будут решить, какая военная поддержка должна быть предоставлена правительству в Киеве, чтобы помочь блокировать российские попытки захватить территорию в Восточной Украине или даже такую глупость, как стремление получить полный контроль над Украиной.
 
В то время как военные варианты действий НАТО могут быть ограниченными, Соединенные Штаты должны восстановить свою ведущую роль в системе европейской безопасности, отбросив риторику о “повороте в сторону Азии”. Все государства-члены Трансатлантического сообщества – члены НАТО и Европейского Союза – должны сформировать новое чувство общих ценностей и интересов и противостоять России, которая допускает применение силы для подавления свободной воли своих соседей».