Александр Дугин: Четвертая Политическая Теория и Россия
На модерации
Отложенный
Мы продолжаем погружение в мир пока еще неведомой 4ПТ. Очередное "приглашение" от главного идеолога 4ПТ А.Г.Дугина удивительным образом перекликается с предыдущей публикацией (Вл.Соловьев "Три силы"). А может, и не удивительным, а вполне естественным образом - по праву наследования евразийцами от славянофилов и почвенников.
Сегодня многие интуитивно догадываются, что в «дивном новом мире» мирового глобализма, Постмодерна и Постлиберализма России нет места. Мало того, что мировое государство и мировое правительство постепенно отменят все национальные государства вообще. Дело еще и в том, что вся русская история есть диалектический спор с Западом и западной культурой, борьба за отстаивание своей (подчас схватываемой лишь интуитивно) русской истины, своей мессианской идеи, своей версии «конца истории», как бы это ни выражалось — через московское православие, светскую империю Петра или мировую коммунистическую революцию. Лучшие русские умы ясно видели, что Запад движется к бездне, и сегодня, глядя на то, куда привела мир неолиберальная экономика и культура Постмодерна, мы вполне можем убедиться, что эта интуиция, толкавшая поколения русских людей на поиск альтернативы, была совершенно обоснованной.
Сегодняшний мировой экономический кризис — это только начало. Самое страшное впереди. Инерция постлиберальных процессов такова, что изменение курса невозможно — «раскрепощенная техника» (О. Шпенглер) будет искать для спасения Запада все более эффективных, но чисто технических, технологических средств. Это – новый этап наступления Gestell, распространение на все пространство планеты нигилистического пятна мирового рынка. Двигаясь от кризиса к кризису, от пузыря к пузырю (тысячи американцев выходят в дни кризиса на демонстрации с лозунгом «Дайте нам новый пузырь!» — куда уж откровеннее), глобалистская экономика и структуры постиндустриального общества делают ночь человечества все более и более черной, такой черной, что мы постепенно забываем, что это ночь. «Что такое свет?» — спрашивают себя люди, никогда его не видевшие.
Ясно, что России надо идти иным путем.
Своим. Но тут-то и вопрос. Уклониться от логики Постмодерна в одной «отдельно взятой стране» так просто не удастся. Советская модель рухнула. После этого идеологическая ситуация изменилась необратимо, как и стратегический баланс сил. Чтобы Россия смогла спастись сама и спасти других, недостаточно придумать какое-то техническое средство или обманный ход. Мировая история имеет свою логику. И «конец идеологий» — не случайный сбой, а начало нового этапа. По всей видимости, последнего.
В такой ситуации будущее России напрямую зависит от наших усилий по выработке Четвертой Политической Теории. Локально перебирая варианты, которые предоставляет нам глобализация в режиме лишь поверхностной коррекции статус-кво, мы далеко не уйдем, только протянем время. Вызов Постмодерна чрезвычайно серьезен: он коренится в логике забвения бытия, в отступлении человечества от своих бытийных (онтологических) и духовных (теологических) истоков. Ответить на него «шапкозакидательскими» инновациями или пиаровскими суррогатами невозможно. Следовательно, чтобы решить насущные проблемы — глобального экономического кризиса, противодействия однополярному миру, сохранения и укрепления суверенитета и т. д., необходимо обратиться к философским основаниям истории, сделать метафизическое усилие.
Трудно сказать, как будет развертываться процесс выработки этой теории. Ясно лишь одно: это не может быть индивидуальным делом или занятием ограниченного круга лиц. Усилие должно быть соборным, коллективным. И в этом вопросе нам очень могут помочь представители других культур и народов (как Европы, так и Азии), которые столь же остро осознают эсхатологическое напряжение нынешнего момента и так же отчаянно ищут выход из мирового тупика.
Но заранее можно утверждать, что Четвертая Политическая Теория, основанная на отвержении нынешнего статус-кво в его практическом и теоретическом измерении, в русском издании будет ориентирована на «русский Ereignis». На то «событие», единственное и неповторимое, которым жили и которого ждали многие поколения русских людей, от истоков нашего народа до нынешнего наступления последних времен.
Комментарии
http://books.4pt.su/issues/4pt
Сейчас очень сожалею, что не сохранила себе небольшую статью, где подводились итоги опроса в странах бывшего СССР и бывшего Восточно-Европейского сообщества об отношении к своему социалистическому прошлому. Процент сожалеющих о его утрате очень велик, даже в странах Балтии, даже, что самое удивительное, в восточной Германии. Но такие факты для СМИ остаются тайной, покрытой мраком, или не заслуживающей их внимания. Не заинтересовало это никакого видного политолога, эксперта, социолога, все пропустили мимо ушей. Скорее всего, очень-очень зря.
Гедиминас Ланкаускас
"Выжить в Бункере: неностальгическая память о социализме в Литве"
http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyy-zapas-80-2011/12780-vyzhit-v-bunkere-nenostalgicheskaya-pamyat-o-socializme-v-litve.html
или эта:
"Румыны с ностальгией вспоминают о Чаушеску"
http://newsland.com/news/detail/id/619999/
Получается, нужны новые апостолы, служители Четвёртой Политической Теории?
Нужны миссионеры, грамотные, вызывающие доверие, ведь соблазнить бусами легко, призывы отказаться от бус могут закончиться печально.
====
Наверное, правильнее будет задать вопрос не кто, а что "может поднять веки". И на этот вопрос Александр Гельевич как раз отвечает - "ощущение бездны", к которой движется Запад.. открывает неведомые двери интуиции, "толкавшей поколения русских людей на поиск альтернативы".
С этого "западного пути" мы пока тоже еще не свернули, но начинаем тормозить, так как неосознанное ощущение гибельности "западного пути" становится все более осознанным, а это внушает надежду, что альтернатива будет! ))
Что можно этому противопоставить? Коммунистическая идея не прижилась. Сентенцию о верблюде и игольном ушке? - слабО...
Или православного эксплуататора...
Хотя.. совсем безвольной Россию уже назвать нельзя.