Газета Печатная версия 24.03.2014 00:01:00
Бизнес в Крыму может отпугнуть даже российских инвесторов
Выход полуострова из состава Украины создает значительные экономические и юридические трудности для Киева и для Москвы
Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"
Туристический сезон в Крыму в советские времена всегда характеризовался массовостью заезда отдыхающих, но сегодня ситуация неопределенная. Фото Анжея Войтовича (НГ-фото)
Швейцарская газета Neue Zuericher Zeitung под заголовком «Желанный газовый бизнес» опубликовала статью относительно экономической ситуации в Крыму. Газета отмечает, что в кратко- и среднесрочном плане Россия экономически вряд ли что получит от Крыма. Для туризма, наиболее важной отрасли народного хозяйства Крыма, политическая нестабильность скорее всего не является хорошей рекламой. Правда, следует заметить, что российские профсоюзы заявили о намерении обеспечить приток россиян в Крым.
Важнейшими отраслями экономики Крыма являются сельское хозяйство и производство продовольствия. Однако они в инфраструктурном плане зависят от остальной Украины. Дело в том, что именно оттуда экономика Крыма получает электроэнергию и воду. В 2013 году Крым произвел 765 тыс. тонн зерна, что составляет почти 2% от общеукраинского производства. Газета ставит под сомнение урожай 2014 года ввиду возможных проблем с мелиорацией.
В связи с этим британское агентство Би-би-си отмечает, что Крым является только на 34% финансово самостоятельной территорией, а Севастополь – на 20%. Остальное добавляется из государственного бюджета Украины. Впрочем, как заявил неделю назад первый заместитель председателя Совета министров АРК Рустам Темиргалиев, Россия готова предоставить Крыму до 5 млрд долл. через инвестиционные проекты и 1 млрд долл. помощи.
Перед Крымом встают вопросы собственности, надежности и безопасности инвестиций, транспортной логистики и водоснабжения. Дело в том, что Крым, по размерам соответствующий Бельгии и с населением 2 млн человек, не имеет сухопутной связи с Россией. О строительстве моста через Керченский пролив, имеющий в самом узком месте ширину в 4 км, разговоры ведутся давно, но это проект, который может быть реализован в течение достаточно длительного времени.
Крупнейшей фирмой на полуострове является энергокомпания «Черноморнефтегаз», представляющая собой в юридическом плане дочернюю фирму украинской госкорпорации «Нафтогаз», которая занимается добычей газа на полуострове и в Черном море. Вице-премьер правительства Крыма Рустам Темиргалиев, подчеркивает газета, недавно объявил о том, что эта компания, как и ряд других более или менее крупных локальных фирм, которые принадлежат украинскому государству, будет взята под контроль крымского правительства. Для Киева это будет болезненная потеря, подчеркивает газета, не только потому, что газодобывающая крымская компания ежегодно добывает 1,6 млрд кубометров природного газа и обладает возможностями и потенциалом это количество удвоить. Дело в том, что под вопросом оказалась морское Скифское месторождение, находящееся в море юго-западнее полуострова. По предварительным оценкам украинской Госслужбы геологии и недр, запасы газа на площади, растянувшейся от восточного побережья Крыма до острова Змеиный, могут составить 35 млрд кубометров. Первое голубое топливо с этого месторождения планировалось получить уже в 2017 году.
После начала промышленной добычи здесь смогут качать до 10 млрд кубометров ежегодно. По словам экспертов, есть шансы, что запасы окажутся даже большими, чем предполагается. Ведь морское дно Черного моря практически не изучено. По сути, на данный момент исследовано лишь 4% шельфа. Конечно, что-то конкретно сказать можно будет после проведения геологической разведки. С румынской стороны разведанные запасы составляют около 80 млрд кубометров. Не исключено, что на украинской части шельфа они могут возрасти, как считают украинские эксперты, до нескольких сотен миллиардов кубометров. Возникшая проблема освоения этого месторождения сегодня связана с неопределенностью того, как поведут себя в новой ситуации компании Exxon Mobil, Shell und OMV Petrom, с которыми украинские власти вели на этот счет переговоры. Под вопросом, отмечает газета, оказалось и уже подписанное соглашение с нефтегазовыми корпорациями – итальянской Eni и французской EdF – о проведении совместного бурения в зоне Черного моря.
Правовой хаос, пишет газета, вообще представляет собой главную опасность для экономического развития полуострова. Швейцарские журналисты цитируют украинскую газету Kyiv Post. Ее эксперты пишут, что инвестиционный и деловой климат настолько разрушен, что вряд ли в Крым придут даже российские инвесторы. Кроме того, отмечает газета, ссылаясь на юристов украинской государственной инвестиционной корпорации «Инвест Украина», ни Украина, ни Россия не располагают правовым механизмом для передачи имущественных прав собственности от одной страны другой.
Кстати, актуальная ситуация позволяет России безболезненно решить проблему платы за судоходство через Керченский пролив, что связано с неурегулированностью в этом районе границы между Украиной и Россией. (Керченский пролив принадлежит акватории Азовского моря и соединяет его с Черным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным – Таманский полуостров. Ширина пролива – от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина – 18 метров. Железнодорожный мост через пролив существовал в период 1944–1945 годов. Как известно, Украина претендовала на весь Керченский пролив.)
Возможно, поэтому премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил Министерству иностранных дел подготовить правовую позицию по защите национальных интересов страны при разделе средств и имущества бывшего СССР, хотя данный вопрос, по мнению российских юристов, является давно разрешенным. Напомним, что при распаде СССР в соответствии с Венской конвенцией 1983 года о необходимости определения справедливой доли каждого из государств-преемников был осуществлен расчет доли каждого из участников с использованием факторного анализа. В его основу были положены четыре показателя: доли республик в экспорте, импорте, произведенном национальном доходе и численности населения СССР за 1986–1990 годы. В результате доля России составила 61,34%, Украины – 16,37%, Белоруссии – 4,13%, Узбекистана – 3,27%, Казахстана – 3,86%, Грузии – 1,62% и далее по убыванию до Эстонии с 0,62%. Впоследствии было предложено подписать соглашения о так называемом нулевом варианте: Россия принимала на себя все обязательства по уплате внешнего долга СССР в обмен на все его активы. Соглашение с Украиной до сих пор не вступило в силу, так как украинский парламент дважды – в 1997 и 2009 годах – отказался его ратифицировать. Поэтому Украина до настоящего времени рассматривает заключенные соглашения по вопросам деления заграничной собственности СССР действующими и подлежащими выполнению сторонами. Видимо, Арсений Яценюк в данном случае намерен усилить позиции Украины в связи с отторжением в результате объявления независимости полуострова и его возможного вхождения в состав РФ имущества ряда украинских госкомпаний.
Конечно, проблемы энергоснабжения Крыма и вызвали к жизни различного рода спекуляции об изменении маршрута «Южного потока». Я задал этот вопрос Марио Мерену, члену правления немецкого нефтегазового концерна Wintershall, являющемуся акционером «Южного потока». Марио Мерен руководит департаментом «Россия» и хорошо разбирается в особенностях ведения бизнеса в нашей стране. По его мнению, нынешний маршрут с экономической и технологической точки зрения является оптимальным. Не в последнюю очередь это связано с тектонической активностью акватории Черного моря около украинского (в том числе крымского) побережья.
Комментарии