БЕЗСИЛИЕ

На модерации Отложенный


Адвайта и Двенадцать Шагов Восстановления

ШАГ ПЕРВЫЙ

«Мы признали свое бессилие перед алкоголем,  признали, что наша жизнь стала неуправляемой».

Суть Первого Шага – бессилие. Мы бессильны перед ___ (вставьте любое подходящее слово), и наша жизнь неуправляема – очевидно, нами. То, что мы, вероятно, бессильны перед чем-либо – это трещина в стене, сквозь которую проникает немного света. Поначалу всего один луч, но он дает нам проблеск Истины, которая прямо здесь и сейчас.
Шаги вводят в идею бессилия постепенно. Начальным пунктом является наш собственный опыт бессилия перед тем, что привело нас к Шагам, чем бы оно ни было.
Первый Шаг не пытается нас ни в чем убедить. Наоборот, он просто призывает нас взглянуть на собственный опыт. В конце концов, если бы мы были властны над ___, нас бы вообще тут не было. Верно? Большая Книга доводит свою категоричность насчет признания бессилия до призыва: если ты не до конца убежден в том, что ты бессилен (перед чем бы то ни было), то попробуй это контролировать! Испробуй теорию личного могущества на себе. Бессилие – это не теория и не философский принцип. Это живая Истина, которую надо увидеть, чтобы поверить, а лучший способ ее увидеть – это взглянуть на собственный опыт.
У всех есть проблемы. Финансовые, во взаимоотношениях на работе или дома, или же физический недуг. Даже когда дела идут неплохо и нечего желать, проблемы все равно возникают. Ежедневные проблемы приходят и уходят, это просто часть жизни любого человека. Те из нас, кто участвует в программе Двенадцати Шагов, озабочены проблемой иного плана. Алкоголь, наркотики, еда, азартные игры, маниакальный духовный поиск, секс, или же феномен, небрежно обозначаемый термином «созависимость» – это пристрастия, которые так просто не уходят. В отличие от преходящих проблем, пристрастия пускают корни, а затем неуклонно растут, захватывая и отравляя все сферы жизни. В конце концов, они становятся неотличимыми от самой жизни. У нас больше нет проблемы, мы САМИ становимся проблемой! Кажется, что уничтожив проблему, мы уничтожим сами себя.
Большинство приходит к Двенадцати Шагам по причине наличия у них зависимости от чего-либо. В момент прозрения такой человек может уловить проблеск собственного бессилия перед определенным веществом или моделью поведения. Обычно, вначале это всего лишь проблеск. Просто сказать «у меня проблема с тем-то» – хорошее начало. Начало признания собственного бессилия.
Прежде, чем я познакомился с Шагами, моя жизнь вращалась вокруг попыток завоевать БОЛЬШЕ власти. Мне казалось, что все мои проблемы оттого, что у меня недостаточно власти. Я не понимал, каким образом мне может помочь признание бессилия. Когда я впервые открыл Большую Книгу АА, я не подозревал, что она станет дверью в невообразимую жизнь. Все что я знал в тот момент – это то, что предыдущей ночью со мной случилось нечто важное и, возможно, трагичное. Я был непривычно трезв и чувствовал себя чрезвычайно одиноким в этой ситуации, которую считал уникальной. И хотя мои виды на будущее были унылыми и безрадостными, Большая Книга стала моментальным откровением. Меня отталкивали постоянные упоминания о Боге, но я мгновенно узнавал себя в описанных поступках и чувствах. Что-то меня захватывало, но я не мог понять, что это было. Оглядываясь назад, я вижу, что был подобен ребенку, играющему с бриллиантами. Меня привлекал яркий блеск, но я и понятия не имел об огромной ценности находящегося у меня в руках.
Люди на первой утренней встрече совсем не были похожи на меня. В конце концов, я не спал четыре дня, бухло сочилось у меня из пор, а мое отношение к жизни уж точно нельзя было назвать позитивным. Остальные люди на собрании были совсем не такими. Казалось маловероятным, что я что-то получу от общения с ними. Если бы это было в моей власти, я бы с радостью вернулся к жизни, которую вел многие годы и, без сомнения, был бы уже давно мертв. Но это не было в моей власти, и только через какое-то время я осознал, что ничто никогда не было в моей власти.
С теперешней точки зрения учителя Живого Учения Адвайты я вижу, что если полностью и безоговорочно принять послание Первого Шага о бессилии, то нет необходимости в последующих одиннадцати Шагах. Но это слишком большое «если». За годы моего знакомства с Шагами я не встретил никого, кто бы понял все сразу. Для большинства из нас это постепенный процесс.

ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО АВТОРСТВА
И в Первом Шаге, и в Живом Учении, вопрос личного могущества является центральным. Для ближайшего исследования этого вопроса я использую термин «Ложное Чувство Авторства», или сокращенно ЛЧА. Поскольку оно весьма важно и часто его трудно распознать, мы рассмотрим его подробнее далее в этой книге.
Первые годы нашей жизни мы, человеческие существа, проводим в состоянии изумления и непосредственного Присутствия, испытывая попеременно удовлетворение и дискомфорт, радость и грусть, удовольствие и боль. Потом, в возрасте около двух лет, нечто в нас меняется. Это происходит с каждым человеком. Мы начинаем воспринимать мир иначе. Нас начинает вести по ложному пути чувство того, что мы отдельны, независимы и могущественны. Это одно из стандартных человеческих убеждений. В качестве символического подтверждения, мы прекращаем ссылаться на себя в третьем лице и начинаем называть себя «я».
С этого момента мы начинаем собирать каталог всего, что «я» могу. Мы заучиваем названия предметов и развиваем способность выполнять действия без помощи родителей. Почти каждое действие сопровождается чувством того, что мы не только выполняем его, но еще и являемся его автором. «Быть автором» чего-либо означает чувствовать, что «я» – независимый и единственный источник его возникновения. Когда мы притязаем на авторство, мы говорим: «„Я“ вырабатываю энергию для претворения действий в жизнь и их контроля». Но есть одна проблема. Это чувство, несмотря на общепризнанную веру в его правдивость, при ближайшем исследовании оказывается ложным. Исследование чрезвычайно важно. Признание того, что в нас есть это Ложное Чувство Авторства (ЛЧА) и последующее признание его действительно ложным – ключ к осознанию неожиданного и удивительного. Но чтобы увидеть, надо сначала посмотреть.
Для тех из вас, кто знаком с Большой Книгой, возможно, будет полезно провести аналогию между ЛЧА и тем, что Большая Книга называет «самостью» или «эго». Пока что не стоит слишком погружаться в чувство могущества, которое мы называем ЛЧА, но полезно проверить, сможете ли вы его распознать в себе. Сделайте здесь минутную паузу и просто загляните внутрь себя. Посмотрите, есть ли в вас чувство, что вы претворяете что-либо в жизнь, что вы являетесь автором происходящего. Можете ли вы распознать в себе чувство причастности к благоприятному исходу события? Чувствуете ли вы вину, если дела идут плохо? Если да, то это связано с чувством того, что у вас есть власть над совершением действий.
Я настаиваю, чтобы вы не пропускали этот момент. Пожалуйста, отложите книгу и немного поразмышляйте…
~~~


Если вы перескочили прямо сюда без паузы, я могу вас понять. Возможно, я сделал бы то же самое. Но еще не все потеряно, мы продолжим наблюдать за этим чувством по мере продвижения, и, возможно, позже вы его увидите. Поскольку эта часть книги критически важна и является ключом к пониманию, которое надеется взрастить эта книга, нет нужды понимать все прямо сейчас. Пока достаточно беглого взгляда внутрь в надежде уловить проблеск находящегося там чувства могущества и контроля.

МЫ БЕССИЛЬНЫ?
Шаги и Живое учение, для того, чтобы возыметь эффект, нуждаются в отправной точке. Когда туман наркотиков и алкоголя рассеялся, я ясно увидел, что эти вещества управляли мной на протяжении девятнадцати лет. Никак не я – ими. Или, говоря словами Шагов, я был бессилен перед алкоголем. У каждого бывает момент прозрения, когда видна Истина того, КАК обстоят дела. И невозможно предсказать, как и когда он наступит.
Когда наступает момент прозрения, мы предстаем перед лицом голой правды того, что если бы у нас была власть над веществом или моделью поведения, которая привела нас к Шагам, то мы бы остановились, как только заметили, что у нас из-за этого проблемы. Мы вынуждены сделать вывод, что не в нашей власти было либо увидеть, либо остановить это. Это отправная точка в процессе признания личного бессилия.
К сожалению, вопрос бессилия редко бывает простым. Он осложняется фактом того, что время от времени присутствует видимость контроля. Возникает мысль: «Сегодня я не отдамся своей зависимости», и мы ей не отдаемся. Взаимосвязь между нашим намерением и успешным результатом укрепляет Ложное Чувство Авторства (ЛЧА) и его претензии на способность управлять происходящим. А тот факт, что в сотне других случаев у нас было то же намерение, но мы повели себя вопреки ему, ЛЧА просто игнорирует. Большая Книга говорит, что великая одержимость алкоголика – это «держать под контролем и наслаждаться выпивкой». Другими словами, алкоголик желает иметь власть над алкоголем.
При размышлении над собственной властью или бессилием попробуйте ответить на следующие вопросы: Если вы можете контролировать что-либо один раз из десяти, значит ли это, что оно находится в вашей власти? А если вы способны контролировать его в половине случаев? Тогда оно в вашей власти? А если вы успешно контролируете его большую часть времени? Или же власть – это вопрос «всего или ничего»? Есть у вас власть хоть над чем-нибудь, или же нет?
Первый Шаг ставит эти вопросы. Никто не может ответить на них за вас. До тех пор, пока вы верите, что обладаете хоть какой-то властью (даже частичной или только в редкие моменты) над вашим проблематичным веществом или моделью поведения, нет смысла предпринимать дальнейшие Шаги. Надеюсь, что со временем вы увидите, что вопрос власти – это действительно «либо все, либо ничего». Говорить, что иногда у вас есть власть над чем-либо, а иногда нет, это то же, что сказать, что у вас ее нет. Вам известно, когда эта кажущаяся власть сработает, а когда нет?

Если бы она у вас была, неужели она не срабатывала бы каждый раз? Видите ли вы, что, несмотря на то, что у вас есть видимость власти, у вас нет способности контролировать ее появление и исчезновение? Это и есть признание полного бессилия, на которое указывает Первый Шаг.
Прекрасным аспектом Шагов является то, что они не пытаются вас ни в чем убедить. Это не правила и не бесспорная истина… это ориентиры. Так, Шаги не утверждают, что вы бессильны, а приглашают вас самим исследовать эту тему. Вы вольны сделать собственные выводы, хотя Шаги всегда без колебаний поставят ваши выводы под сомнение, если вы введете себя в заблуждение.
Если вы можете выпивать пару стаканов вина во время еды и при этом вести продуктивную жизнь, пожалуйста! Если вы духовный искатель и можете объединять свои духовные поиски с полноценной и радостной жизнью – нет проблем. Если можете время от времени ходить на ипподром и ставить на кон то, что можете позволить себе потерять – наслаждайтесь! Если можете съесть небольшую лопатку мороженного и вернуть упаковку в холодильник до следующего дня – нет проблем – «снимаем шляпы» перед вами, как написано в Большой Книге. Но если не можете, то вероятно вы достигли дверей к осознанию собственного бессилия, по крайней мере, перед этой единственной вещью.
Люди, написавшие Шаги, пишут в предисловии: «Это – предпринятые нами Шаги, которые предлагаются в качестве программы восстановления». Они не говорят, во что вам надо или не надо верить. Скорее делятся своим «опытом, силой и надеждой», приглашая вас взять то, что вы сочтете полезным.
Здесь уместно упомянуть, что ни в одной программе Двенадцати Шагов нет центрального аппарата. Единственное требование для вступления – это желание прекратить то, что привело вас к Шагам. Как результат, среди интерпретаций и применений Шагов царит невообразимое разнообразие. Людям свойственно организовываться в группы и подгруппы, каждая из которых придерживается собственных мнений и убеждений о наилучших методах. Непрерывное чудо Двенадцати Шагов и различных связанных с ними программ в том, что они достаточно гибкие, чтобы вместить в себя все эти эмоции, пылкие убеждения, переменчивые выпады и мнения, и при этом не сломаться.

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ
Вторая часть Первого Шага говорит, что люди, написавшие Шаги, путем собственного самоисследования обнаружили, что они не только были бессильны перед алкоголем, но и что их жизни были неуправляемы. Это поднимает цену вопроса о бессилии. Одно дело признать, что вы не способны контролировать то, что вас привело к Шагам, но согласиться, что вы не управляете своей жизнью – совсем другое. Особенно, если у вас все еще есть работа, дом, семья и так далее. ЛЧА заявит о своих заслугах, говоря: «Посмотри, как я ловко управляюсь. Без меня (ЛЧА) у тебя бы ничего из этого не было. Это я тебя заставил встать с кровати и пойти на работу, это я подарил тебе способность поддержать отношения. Это моя заслуга. Смотри, не забывай!» Этот голос и громок, и знаком – в конце концов, он преследует нас с двухлетнего возраста. По ходу всей книги мы будем заниматься вопросом «Говорит ли этот голос правду?»
Это мне напоминает сцену, которую я наблюдал в Мумбаи (Индия) на загруженной дороге Малабарского холма. Мы проезжали мимо человека, сидящего на уровне земли, на поддоне из досок прямо у невообразимого хаоса индийского городского движения. Колеса машин, грузовиков и автобусов проносились в сантиметрах от него, а он сидел и неторопливо помахивал рукой, указывая по направлению потока неистово гудящих водителей, проезжающих мимо него. Он был воплощением ЛЧА – того аспекта нас самих, который (ложно) претендует на роль управленца.
Если бы вы спросили у того человека на обочине что случилось бы, прекрати он направлять движение, он несомненно нарисовал бы мрачную картину аварий, заторов и лихачеств. Потом бы он с гордостью показал, как хорошо идут дела, когда он на службе.
Представляю, что бы он ответил, если бы у вас хватило смелости упомянуть, что, несмотря на благоприятную дорожную ситуацию в настоящий момент, ранее в тот же день случилось несколько аварий с заторами! Наш трудяга бы конечно признал, что иногда возникали проблемы, но уверен, что он был бы убежден, что если бы он не сидел и не помахивал рукой, то все было бы НАМНОГО ХУЖЕ!

ВСТРЕЧА С РАМЕШЕМ БАЛСЕКАРОМ
Через два года после «удара трезвости» я имел большое счастье встретить поистине исключительного человека. Его звали Рамеш Балсекар, и он проводил в моем родном Лос-Анжелесе беседы с небольшими группами заинтересованных в недвойственности и бессилии, посредством малоизвестного (за пределами Индии) учения под названием Адвайта. Он не был похож на «гуру из Индии». Это был недавно вышедший на пенсию президент Банка Индии, окончивший Лондонскую Школу Экономики; семьянин, заядлый гольфист, словом, светский человек. Он не уходил в уединение, не носил роб, не жил в ашраме и не изрекал пышных банальностей о том, что следует и чего не следует делать. Он говорил в самом практичном ключе о самостоятельном открытии «Истинного» и ложного. Он побуждал людей ставить под вопрос свои залежалые истины в надежде, что они заглянут за пределы видимой ограниченности, в Бесконечное, из которого состоит ограниченное.
Вскоре после встречи, у меня появилась возможность поделиться с ним своей тревогой по поводу отсутствия «духовного» опыта. Я уже рассказал ему о своем недавнем выздоровлении от алкоголизма и последующей погоне за ответами об этой Высшей Силе, которая свела меня с ним. Но большинство приходящих к нему на встречи были духовными искателями-ветеранами, а я был очевидным новичком, всего каких-то два года назад вышедшим из баров и наркоманских притонов. Так что довольно часто я чувствовал себя не в своей тарелке, словно детсадовец на уроке математики. Со свойственными ему терпением и добротой он познакомил меня с концептом садханы. Садхана – санскритское слово, означающее «путь достижения чего-либо». Обычно оно связано с такими традиционными практиками, как медитация, песнопения, посвящение, служение другим и молитва. Он рассказал, что садхана описывала средства, благодаря которым доспехи Ложного Чувства Авторства иногда дают трещину. Он сказал: «В твоем случае, Уэйн, садханой было пить и принимать наркотики все эти годы!»
Ради Бога, я никому не советую следовать моей садхане в надежде достигнуть тех же результатов, что и я. Такая садхана с большой долей вероятности просто убьет вас. Но на протяжении лет я встретил множество людей, чьей садханой была какого-либо рода зависимость. Главное отличие в том, что большинство людей, занимающихся традиционной садханой, верят, что они выполняют ее по своей воле, в то время как среди людей, чьей садханой является зависимость, почти повсеместно распространено признание, что они не контролируют, по крайней мере, свою зависимость. Когда наступает излечение, то часто становится ясно, что это было просто событием со счастливым концом – Милостью.
Большинство людей, которых я встречаю как учитель Адвайты, не являются зависимыми в традиционном понимании (хотя многие имели так называемое пристрастие к духовному поиску). Я заметил, что люди с зависимостью подходят к вероятности бессилия иным путем, нежели люди без зависимости.
Большинство людей без зависимости, которые приходят послушать, когда я говорю о Живом Учении, имело в прошлом какой-либо драматический и часто травматический опыт. Такой опыт вызвал момент прозрения, в котором они поймали проблеск основополагающего Единства всех вещей. Желание понять, или же «вернуться» в это Единство часто служит причиной начала духовного поиска. Некоторые спонтанно испытали или даже в каком-то смысле признали свое бессилие. Живое Учение служит начальным пунктом для дальнейшего исследования этих первых озарений. Не важно, благодаря чему именно человек впервые открывается навстречу вероятности личного бессилия. Важно само открытие. Без него идея о личном бессилии остается для большинства людей смешной, а иногда даже опасной.
Живое Учение – это не более чем коллекция указателей, направленных на опознавание Ложного Чувства Авторства, которое каждый человек приобретает примерно в двухлетнем возрасте – чувства отдельного, независимого и могущественного существа. Также Живое Учение побуждает к глубокому изучению этого чувства для выяснения его правдивости. Причина этой направленности в том, что чувство того, что я отдельный, независимый и могущественный (ЛЧА) связано со всеми страданиями в жизни. Мы ощущаем вину, потому что у нас есть чувство, что мы могли и должны были поступить иначе. Мы ненавидим других, потому что у нас есть чувство, что они могли и должны были поступить лучше по отношению к нам, или что они намеренно выбрали причинить нам зло. Открытие к вероятности того, что существует другой способ смотреть на вещи, несомненно, является великим благословением! Выгоды этой открытости не эзотеричны и не абстрактны. Видение Истины Того, что Есть прямо сейчас освобождает нас от пут ЛЧА, позволяя с миром шагать по жизни, не взирая на обстоятельства.
Иногда люди внезапно осознают, что им не обязательно
воспринимать мир так, как их научили.


Алан Кейтли


Живое учение предлагает вам приглядеться внимательнее к собственному опыту, особенно к моментам, наполненным виной и гордостью. С Милостью, вы обнаружите первичный источник ваших мыслей, чувств и действий, и более того – всего вашего существования.
Как я уже сказал ранее, никто из тех, кого я встречал, не приняли Первый Шаг полностью и безоговорочно, со всеми его следствиями, прямо с первого раза. На этой ранней стадии Шагов от нас не требуется ничего, кроме веры в то, что мы бессильны перед тем, из-за чего мы пали так низко, что нуждаемся в помощи, и что нашу жизнь пора исправлять. Путешествие от признания того, что над некоторыми вещами мы не властны, к интуитивному знанию того, что ничто не в нашей власти, может оказаться долгим. Но Шаги терпеливы – гораздо терпеливее нас.
Последующие одиннадцать Шагов составляют изумительный план по превращению этого первоначального открытия в постоянную реальность.
Пусть она найдет вас сейчас.