"Наши танки на чужой земле": Боровой о событиях в Крыму

На модерации Отложенный

Председатель российской политической партии «Западный выбор» Константин Боровой прокомментировал в интервью «Амурбургу» кризисные события в Крыму, где уже третьи сутки происходят события, которые ряд экспертов в России и большинство политиков в Киеве, называют "оккупацией" полуострова.

Произошла военная агрессия России против Украины: маски сорваны. Как мы говорили в 1968-м году, «наши танки на чужой земле». Мы с экспертами из партии «Западный выбор» еще перед Олимпиадой прогнозировали, что агрессия со стороны России неминуема. К сожалению, наша экспертиза оказалась очень точной.

Кремль нарушил международные соглашения о суверенитете Украины и ее выходе из ядерного статуса. Существенный удар по институтам международного права и недостаточная в связи с этим реакция ООН, США и Великобритании демонстрирует всему миру, что инструменты, обеспечивающие международную стабильность, работают очень слабо. Это означает, что соглашение о ядерном оружии под очень большим вопросом. Глядя на сложившуюся ситуацию, многие неядерные государства понимают, что у мирового сообщества нет ресурсов для поддержания для соответствующих договоренностей.

Сейчас многие американские аналитики находят много общего между крымской ситуацией и агрессией Ирака против Кувейта: то же немотивированное нападение. Правда, Хусейн шел за ресурсами и золотым запасом, а в Крыму никакого золотого запаса нет. Это очень серьезный вызов для мирового сообщества, и это уже отношение не между Россией и Украиной, а между Россией и всеми мировыми институтами. Вызов, который бросил им Кремль, переводят ситуацию из небольшого конфликта в международную проблему.

Для России это будет означать очень серьезные политические и экономические санкции, которые нанесут колоссальный ущерб экономике и политической системе РФ и сделают ее страной-изгоем. Если раньше это было мнение части международного сообщества, то теперь это – общее место.

О реакции Запада.

Как и в случае с Кувейтом и Ираком, это очень спокойная реакция. Все названо своими именами: США и Евросоюз назвали это оккупацией. Теперь начинают действовать инструменты международных институтов: рассмотрение в ООН и во всех международных организациях, призывы и санкции, которые будут нарастать.

Если сравнить это с ситуацией с войной против Грузии, то там она перешла в экспертную область, когда многие европейские эксперты без всяких денег Москвы заговорили, что Саакашвили был наказан справедливо. Там существовало разночтение, хотя у партии «Западный выбор» всегда была однозначная позиция по Абхазии и Южной Осетии: у нас в программе это отражено как факт наличия оккупированных территорий.

Теперь в Крыму все было сделано так неуклюже, что это стало очевидным для всего мира. Оправдание МИДа крайней неубедительно: «Это не нарушение» - такой ответ, хотя факты противоречат словам. Не думаю, что речь пойдет о военных действиях против Украины. Как говорят в известном анекдоте: не обязательно резать, если подпрыгнуть – само отвалится. Эта власть сама отвалится – путем страданий народов Украины и России, к сожалению.

Последствия для Крыма.

Чуть больше половины крымчан выступали за сотрудничество с Россией, переподчинение ей и выход из состава Украины. Сейчас у жителей полуострова есть прекрасная возможность в тончайших деталях понять, что такое исполнение их желаний: теперь все негативные последствия оккупации Крыма они испытают на себе. Уже не надо быть хорошим аналитиком, чтобы сказать: это экономическая катастрофа Крыма, и каждый его житель испытает на себе последствия этой радости совместного существования с РФ.

Самые ориентировочные оценки для населения в 2,5 миллиона жителей говорят о том, что для поддержания жизнедеятельности всей автономии, не зарабатывающей деньги, нужно не менее 30 миллиардов долларов в год. К сожалению, этих ресурсов в России нет. Если они все же будут выделены, то это будет колоссальным ударом по экономике России. Крым не независим: он на 100 процентов снабжается электричеством из Украины, откуда поступают и все остальные ресурсы, включая воду. Как в этих условиях оккупационная администрация пытается поддерживать жизнедеятельность, совершенно непонятно.

Это конечно же, требует сочувствия, ведь речь пойдет о гуманитарной помощи и колоссальной миграции. Аналогичные события в Абхазии свидетельствуют, что беженцами оказались ровно 50 процентов местного населения. Это очень большие ресурсы, которые придется потратить самой России, мировому сообществу и Украине, однако в первую очередь эта авантюра будет дорого стоить прежде всего жителям полуострова. Никаких доходов от туризма и никакого спокойствия там не будет.

Я уже не говорю о том, что оккупантам будет оказано сопротивление. Я бы опирался здесь на аналогию с Афганистаном. Думаю, что речь пойдет о партизанской борьбе, террористической деятельности и освободительном движении, что превратит Крым в горячую точку.

Вопрос о выводе войск будет решать сама Россия, потому что речь пойдет о тысячах погибших, протестах в самой России и совершенно несоразмерных тратах на удержание, по существу, пустыни, в которую превратится Крым после оккупации: там не будут работать предприятия, а на компенсацию курортного развития Крыма нет никаких ресурсов даже у России.

Последствия для Украины.

В Крыму концентрировались противники украинской революции и ориентации Украины на Запад. То, что этот нарыв, который Украине пришлось бы преодолевать годы, теперь был локализован усилиями России – положительная сторона дела, хот и не радостная.

Сегодня противники евроинтеграции и свободного рыночного развития независимого государства Украины стали фактически открыто предателями. Лица, которые поддержат оккупационную администрацию, конечно, со временем будут осуждены. Сама Россия нанесла такой серьезный удар по идее сотрудничеству с Украиной, что после окончания оккупации очень мало найдется людей, которые посмеют озвучить эту идею.

Последствия для России.

Это очень серьезный удар по экономическому развитию России. Стоимость этой акции можно оценивать в сотни миллиардов. Весь резерв, который был накоплен в период стабилизации экономического положения, уйдет в эту авантюру. Последствия – существенное падение рубля и ухудшение экономического состояния пенсионеров и чиновников. Если будут включены инструменты экономических санкций, то это превращается, конечно, в настоящую катастрофу для наших сограждан. Нынешний политический режим России будет, безусловно, изолирован.

Еще одна очень существенная сторона проблемы для России – серьезное усиление сепаратистских настроений. Экономическое ослабление и агрессивная сущность этого режима показывает регионам России, что ни о какой демократии не может быть и речи. Безусловно, повышаются террористические угрозы: одна из составляющих проблемы, связанная с крымскими татарами, отразится эхом на Северном Кавказе и Татарстане. Россия сталкивается с реальностью дезинтеграции.

Провокация в Крыму планировалась с целью укрепления власти и повышения ее авторитета, но последствия ее прямо противоположны, что полностью поменяет картину политического и экономического устройства России. Неспособность центральной власти поддерживать эту вертикаль финансовыми ресурсами включает механизмы автономизации. Для России в ее сегодняшней авторитарной форме правления – это распад. 

Наконец, разрешение конфликта с Украиной будет означать автоматическое разрешение конфликта в Грузии и Молдове.

О последствиях для Путина.

Если раньше речь шла о преступлениях против собственного народа и узурпации власти, то теперь, после агрессии в Крыму, речь идет о преступлении против человечности. Никто не подталкивал бедного Путина к тому, чтобы он проявил себя как человек, суд над который должен проходить в международном трибунале. Этот новый фактор совершенно меняет ситуацию и означает, что российская власть начинает совершать действия, которые квалифицируются международным правом как преступления против человечности.

Здесь есть положительная составляющая, связанная с тем, что суть Кремля проявилась и стала очевидной всем. Есть и отрицательная, очень опасная для граждан России, выражающаяся в том, что Путину и его окружению терять больше нечего, поэтому они могут пойти на любое преступление для того, чтобы избежать суда. 

Беседовал Александр Кушнарь