Открытое письмо Андрею Макаревичу

На модерации Отложенный

И всем, кто разделяет его позицию, которую почему-то называют антивоенной. Я понимаю, что художнику свойственно находиться в оппозиции к власти. И не без оснований, конечно. Но критика критике рознь. Говорят, для объективной критики требуется обязательно найти какие-то плюсы в действиях критикуемого - тогда личное убеждение может хоть немного претендовать на истинное понимание происходящего. Я всегда уважала Вас и Ваше творчество, считала, что Вы «видите» больше и дальше, чем многие другие люди искусства, а сейчас откровенно не понимаю. Возможно, проблема в том, что Вы плохо осведомлены о реальной ситуации в Украине.

Вы говорите, что разговоры о бесчинствах бандеровцев – только слухи. А я Вам скажу как человек, живущий в этой стране, что это не так. Только бесчинства эти проявляются не в открытом  разбое - они,  как и всякая хорошо продуманная пропаганда, плохо заметны, особенно невооружённому глазу. И бесчинствовать эти нацисты начали уже давно, ещё задолго до развала Союза. А получив в дар независимую Украину, разошлись по полной. Представьте, что всего за пару лет в этом государстве практически изъяли из образования русский язык и русскую литературу, которые для этой русскоговорящей по сути территории стали вдруг иностранными. «Так это же язык оккупантов, нас же заставляли на нём говорить», - завопили тогда апологеты новой национальной идеи, которые с огромным рвением принялись строчить учебники по истории, насквозь пропитанные русофобией. Эти же апологеты начали доставать из небытия всех украинских творцов, чья культурная значимость  проявлялась только в том, что они были жертвами или российского, или советского правления. На всякий случай решено было также переводить на украинский язык известных всему миру русских классиков.

Таким образом, ещё задолго до нынешних событий Россия стала врагом и оккупантом в головах многих живущих здесь людей (особенно взрощенной украинским образованием молодёжи, мало знакомой не только с Пушкиным и Чеховым, но даже земляком Булгаковым). А дальше уже всё шло, как по маслу: русские нас притесняют, нам не дают, нас обижают и т.д. Везде лезут, кричат, и даже тётки русские толще, чем хохлушки. Апофеозом формирования национального страха перед Россией стала эпопея с голодомором, который был объявлен геноцидом украинского народа, организованного, как Вы понимаете, Россией с коварной целью извести украинцев на корню. Эта мощная политическая кампания увенчалась большим монументом на Печерских холмах, который стал чем-то большим, чем памятник – он прочно закрепил не только в сознании, но даже подсознании маленького украинца позицию жертвы, вечно гонимой, забитой и несчастной, но не перестающей ни на минуту забывать о причине всех её страданий – российском Молохе.

Случилось мне однажды стать участницей дискуссии, где активно педалировалась эта тема, и помню, как тогда одна уже немолодая женщина (из обрусевших немцев, кстати) спросила у ярых патриотов-русофобов: «А немцы вам ничего плохого не сделали? Они хорошие?» Да, мол, было дело под Полтавой или где-то там ещё – согласились спорщики – но так нынче всё по-другому, они же признали и раскаялись, стали белыми и пушистыми, и только русские никак не угомонятся, бряцают тут своим оружием, понимаете ли.

На вопрос «Хотят ли русские войны?» история уже давно дала ясный и вполне однозначный ответ, и не видит его только тот, кто ослеплён страхом. ЕСЛИ БЫ РОССИИ НУЖНА БЫЛА ВОЙНА В УКРАИНЕ, ОНА ДАВНО БЫ НЕ ТОЛЬКО НАЧАЛАСЬ, НО И ЗАКОНЧИЛАСЬ. Причём понятно, в чью пользу. Но не хочет Кремль войны – это очевидный факт.

Не хочет её и Белый дом – слава Богу, что там сейчас Обама, а не Буш-младший (хотя не будем забывать, что виды на Украину запад всё-таки имеет). Войны хотят именно здесь, в Украине. Человек не может вечно бояться – так он устроен, что испытывает потребность в избавлении от фобии и поэтому всячески стремится туда, где этот страх сможет победить. По установившейся здесь традиции этим местом стал Майдан, на котором русофобы всех мастей, стоящие на трибуне, ловко взывают к страху тех, кого в наши демократичные времена именуют электоратом. Чтоб электорат хорошо прогрелся и проникся, ему песни нужные поют, в духе «Я не здамся без бою». Песенка, ежели вслушаться, вроде как про дела амурные, но стоящим в толпе вникать в детали не с руки, а вот упомянутый рефрен как раз в тему идёт: мол, если вы, клятые москали, ещё к нам пожалуете, то мы вам покажем Кузькину мать. И на следующую «мирную» сходку электорат идёт, прихватив с собой топоры и утыканные гвоздями дубинки. А чтоб не угас дух боевой у этого самого электората, ему ещё один нужный вокальный посыл дают: «Адреналін, піднімайся з колін!» На языке психопатологии это значит примерно следующее: бойтесь, люди, разогревайте в себе этот страх, который так пьянит вас своим адреналиновым кайфом, и будет вам счастье.

Но счастье и покой не приходят. К некоторым пока приходит только отрезвление, а вместе с ним и тяжёлое похмелье. Но чтоб народ не пришёл в себя окончательно, ему дают новую адреналиновую дозу: почти все украинские СМИ просто захлёбываются от антивоенной (читайте – антироссийской) истерии, которая опять же по всем признакам психопатологии есть ни чем иным, как подсознательной жаждой войны. Ну так ведь хочется поиграть мышцами, накачанными на западном допинге в период независимости, а вдруг и удастся каким-то чудом навешать этому ненавистному старшему брату – вот тогда бы по-другому поговорили.

Но чуда не будет – только идиот может этого не понимать. А вот беда, когда в стране бушует такая истерия, случиться может. Самое парадоксальное, что эта беда вмиг выключит всю русофобию, очистив от неё замутнённое сознание, и заставит людей вспомнить о своих корнях. И придёт понимание одной простой истины: все наши враги сидят в нас самих. Уж кому-кому, но Вам, Андрей Вадимович, это вроде бы не надо объяснять. Печально, что это осознание приходит к людям только тогда, когда проливается кровь. Мы ведь проходили это в своей истории. Не так давно этот урок прошла бывшая Югославия, жители которой сейчас с трудом пытаются понять, из-за чего, собственно, пошёл весь сыр-бор.

Андрей Вадимович, я не думаю, что Вы желаете нам такой судьбы. Но Вы и солидарные с Вами люди льёте воду на мельницу военной агрессии, которая исходит именно отсюда, из Украины. Почему Украина, если она не хочет войны, не выведет до сих пор войска из Крыма, а ещё и миротворцев ооновских туда зазывает? Он ведь уже российский, и стал таким по воле подавляющего большинства его граждан. Или Вы в этом сомневаетесь? Или Вы действительно думаете, что все эти Майданы и их последствия пользуются безоговорочной поддержкой граждан страны? Вынуждена Вас огорчить - тот шабаш, что имеет место сейчас в украинской власти, не приветствуют даже многие сторонники Майдана. И если бы этим людям удалось избавиться от своей русофобии, то тогда бы у всех живущих в этой стране появился реальный шанс что-то изменить. Дайте нам этот шанс, не поднимайте ещё больше ту волну, которая, поглотив Украину, накроет вместе с ней и Россию.