Ноам (Аврам) Хомский (Чомски) — философ, аналитик, литератор, умница... Словом, редкий тип человека в нынешних кругах управленцев медиа-корпорациями и аппаратами правительств, формирующих общественное мнение. Его не любят официальные лица США за беспощадную критику «образа жизни». Одна лишь цитата: «Почему никто не замечает, что американцы используют имена жертв геноцида в названиях военной техники «Апач», «Команч»... Я думаю, если бы в люфтваффе военные вертолеты называли «Еврей» или «Цыган», народ бы заметил». Он охарактеризовал Барака Обаму как человека без устойчивых моральных ориентиров на самом пике популярности первого темнокожего президента США.
Парадокс! Сиониста Хомского (он считает себя таковым) не очень жалуют в Израиле и упрекают в антисемитизме. Философ не отождествляет землю обетованную с еврейским государством и крайне негативно оценивает его нынешнюю политику. Думаю, в Украине, где родился и вырос отец Хомского Уильям, он тоже бы не пришелся ко двору. Слишком велик интеллектуальный темперамент 84-летнего ученого, направленный против любых форм притеснения личности.
Без блестящего анализа Хомского и его умения сводить в систему выводов разрозненные факты картина мира в наших глазах выглядела бы размытой. Он нужен мыслящим людям и особенно журналистам. «Десять стратегий манипуляций в СМИ», изложенных лингвистом, я бы ввел в учебные программы профессиональной школы. Впрочем, каждому человеку интересно знать, что и как вкладывают в его сознание. Придирчиво оценивая пищу для желудка, мы иногда совершенно равнодушны к эрзацам, приготовленным для промывания мозгов. Им уже много лет, но только сегодня мы начали понимать суть глобальных трансформаций в постсоветском обществе. Власть пытается использовать коммуникационные каналы в своих интересах не только в Украине. Но у нас попытки манипулирования выглядят особенно неприкрыто и осуществляются неуклюже. Видимо, это связано с общим интеллектуальным уровнем менеджмента и равным удалением элит от европейского и российского опытов управления СМИ.
ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВТОРОСТЕПЕННОЕ
Отвлекать внимание общества от насущных социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Чтобы граждане, как дети, ежедневно находили у себя под подушкой очередную забаву, занимающую разум и время.
Леденцов для электорального обсасывания хоть отбавляй: преступления, катастрофы, волнующие каждого темы вроде языка или территориальных различий. Пригодно все, что в данный момент устраивает власть.
САМИМ СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМУ И САМИМ ВЗЯТЬСЯ ЕЕ РЕШАТЬ
Вначале формируется или складывается сама по себе ситуация, затрудняющая развитие общества. Затем СМИ выносят проблему для всестороннего обсуждения. Когда дискуссии накалились, политики и управленцы предлагают варианты решения этой проблемы. Их участие в актуальном для страны хабе повышает рейтинги и поддержку населения.
Программы и способы борьбы с коррупцией активно обсуждаются СМИ на протяжении 15 лет. Явление достигло огромных масштабов по вине госаппарата, но рассматривается как стихийное бедствие, за которым нет конкретной вины руководителей и политиков. На антикоррупционной волне поднялись многие деятели, но самой коррупции от того не стало меньше.
ПРИУЧАТЬ К НЕВЗГОДАМ ПОСТЕПЕННО
Испытанный метод подготовки общества к восприятию непопулярных мер. День за днем, год за годом СМИ говорят о проблеме, интересующей верховную власть. И общество вырабатывает привычку спокойного реагирования на невыгодные для себя проекты: сведение к минимуму функций государства, способы и характеры приватизации, массовую безработицу, уровень заработной платы, не способный обеспечивать достойную жизнь.
Показательный случай с налоговой и пенсионной реформой. Когда власть торопилась внедрить невыгодные обществу законопроекты, ситуация чуть не вышла из-под контроля. Ошибку исправили, перейдя к постепенным мерам. Тот же результат был достигнут на большем временном отрезке.
ОТСРОЧИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ И ПОДАРИТЬ НАДЕЖДУ
Представляя непопулярные меры в качестве болезненных, но необходимых, власть предлагает обществу поэтапное их применение. Людям проще согласиться на жертвы в будущем, чем в настоящем. Да и надежду они не теряют — вдруг все изменится к лучшему. Люди не знают, когда придет хмурое «завтра», а журналисты не пытаются оценить грядущие последствия.
На отложенном спросе строится здание многих реформ, например пенсионной, результаты внедрения которой общество в полной мере испытает через несколько лет. 14 миллионов пенсионеров все еще надеются получить от государства уровень обеспечения выше прожиточного минимума.
ОБРАЩАТЬСЯ К ОБЩЕСТВУ, КАК К ДЕТЯМ
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются доводы, персонажи, интонации, слова, понятные даже малым детям или людям, задержавшимся в умственном развитии.
Инфантилизм речевых оборотов не случаен. Если с вами говорят таким языком, то вы тоже невольно понижаете уровень своих ответов или возражений, будто вам на самом деле 12 лет.
Правило сообщающихся полемических сосудов можно увидеть и услышать чуть ли не в каждой дискуссионной телепередаче и публичных выступлениях политиков всех уровней. В Украине оно усугубляется плохим знанием языка и малым словарным запасом министров и первых лиц страны.
РОЖДАТЬ ЭМОЦИИ, НО ПРЕПЯТСТВОВАТЬ МЫСЛЯМ
Воздействие на эмоции — классический прием блокирования способности людей к рациональному анализу. Короткое замыкание, как называет это Хомский, лишает человека возможности критического осмысления происходящего. С другой стороны, стимулирование эмоциональных раздражителей позволяет проникать в подсознание, и, таким образом, легче внедрять страхи, желания, опасения.
Программы и риторика политиков насыщены словами о патриотизме, любви к людям и природе. Провозглашается масса призывов к добру, бескорыстию и т. п. В то же время звучит огромное количество предостережений о неминуемом крахе государства, непримиримости людей Востока и Запада. В штабах политических партий планируются эмоциональные провокации вроде свержения памятников, опорочивания оппонентов и прочего троллинга, заставляющего противника заглатывать блесну оппонента. Обычно эти новости занимают главные страницы сайтов и газет. В то же время серьезный анализ событий смещается с первых полос и прайм-тайма, как не вызывающий интереса у большинства.
ДЕРЖАТЬ В НЕВЕЖЕСТВЕ И КУЛЬТИВИРОВАТЬ СЕРОСТЬ
Низкий уровень образования, невежество и посредственность — мощные орудия в руках СМИ. Подчинение своей воле происходит гораздо проще, когда в руках находится послушный материал. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть посредственным и скудным, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, служило разделяющим барьером».
Хомский называет это тихим оружием правящих элит. Дело не только в подмене специалистов и аналитиков «представителями народа», но и в разрушении системы образования в стране. Пока политики бьются каждый за свое, в лабораториях образовательной сферы выращивается поколение next. В сознании будущего электората гуманитарные ценности заменяются техническими, а их социальное предназначение сводится к умению зарабатывать на жизнь.
ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ
Пока читатели и зрители удивляются, почему в социуме так много тупости, пошлости и хамства, эти качества становятся критериями отбора людей в социальные лифты. Интеллектуалы не нужны системам, призванным исполнять волю верхов.
Пресса активно участвует в популяризации безмозглых людей по многим причинам. Потому, что одни платят, другие поощряют, третьи становятся в очередь. Брать интервью у серых политиков выгодно. Они всегда открыты для встреч и не поленятся в сотый раз повторить прописную истину.
УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ
Психотерапевты знают, чувство вины — багор, которым легко поддеть даже самую сильную личность. Владеющий багром, как сплавщик, направляет массы бревен в нужный поток. Если СМИ заставляют человека поверить в собственную вину по поводу всех окружающих его несчастий, тогда проще отвлечь его от борьбы за экономические и политические права. Самоуничижение приводит к апатии и бездействию.
Вам не удалась оранжевая революция — значит, вы не способны изменить общество, и любые протесты бессмысленны. Революция ничего не решает. История страны — это история поражений, в которых виноваты сами украинцы. Не эти ли слова вы слышите от тех, кто намерен постоянно управлять каждым из нас?
ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ
Благодаря достижениям науки и современным технологиям СМИ получили в свое распоряжение такие знания о социуме, которые позволяют опережать и предвидеть тенденции и реакции общества. Медиа обладают огромным информационным ресурсом и способны управлять людьми в большей мере, чем они сами.
Каждому гражданину страны при совершении простых житейских операций: покупок товаров, оформлении собственности, кредитов, обмене документов — система навязывает тысячу способов оставить о себе как можно больше информации. Обобщив и систематизировав ее, можно получить мощный инструмент воздействия на человека.
Напрасно полагать, что все десять стратегий планируются и осуществляются определенными людьми, этакой масонской ложей при власти. Профессор Ноам Хомский собрал лишь набор инструментов, используемый в современной политике. Что-то вроде молотка, пилы и плоскогубцев, которыми можно выполнять разные работы, но на примитивном уровне.
Комментарии
шахматист Алёхин, играя в шахматы с одним товарищем, спросил его, что сдаётся
ли он, тот ответил, что да. Тогда Алёхин переворачивает шахматную доску и,
казалось бы, из безнадёжного положения нашёл выигрышный путь. Опять напарник
признал своё поражение во второй, в третий и четвёртый раз при переворачивании
шахматной доски. Наша страна играет в политику с внешними силами подобно
шахматной игре, где противник превосходит нас по знаниям и умению, поэтому мы
проигрываем. Сдаваться всегда легче, чем находить верный путь к победе. Если
враг наступает массированными ударами по всем направлениям, пролезая во все
щели нашей жизни, разрушая всё на своём пути, то мы защищаемся только по
видимым направлениям, не замечая засад и мышеловок. В шахматах есть понятие
«тихий ход», который с виду ничего не представляет, а на деле делает позицию
непробиваемой. У врагов есть штаб нападения, где рождаются «тихие ходы», а у
нас нет штаба отражения ни во власти, ни в обществе. Если раньше война имела
направление снизу доверху, где сначала уничтожают живую силу, а затем
добираются до власти, а сейчас, наоборот, сначала добрались до власти, а теперь