Станут ли события на Украине стимулом для усиления борьбы с коррупцией в России?

«Свержение президента Украины и уничтожение украинской государственности является прямым следствием коррупции, поэтому в Белоруссии развития подобной ситуации допустить нельзя, и все коррупционеры, в том числе высокопоставленные, должны быть наказаны», - об этом на днях заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

 «Только идиот, извините меня, после событий на Украине не сделает соответствующих выводов! Развал страны, который произошел на Украине, в его основе лежит развал экономики и страшная коррупция! Вот две причины, которые разрушили государство. А я вам всегда об этом говорил! Какая бы ни была экономика, что бы мы ни делали в стране - коррупция, эта ржавчина, которая будет разъедать всё!», - цитирует заявление белорусского лидера агентство «Regnum».

 Лукашенко отметил недопустимость злоупотреблений служебными полномочиями среди высокопоставленных чиновников и пообещал ещё более сурово, чем прежде карать всех коррупционеров, невзирая на ранги и степень родства.

 В российских СМИ, говоря о причинах последних событий на Украине, чаще всего делают упор на вмешательство Запада, поддержавшего фашиствующих молодчиков. Однако стоит ли скидывать со счетов тот факт, что система украинского государства была поражена коррупцией? И собирается ли российская власть делать в этом смысле делать выводы из произошедшего в «незалежной»?

 - В целом с Лукашенко можно согласиться. Я бы только несколько по иному расставил акценты. – Говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Государственность Украины была подорвана даже не столько коррупцией, сколько информационными войнами между олигархами. Когда Янукович пришёл к власти, он начал серьёзный передел собственности, не считаясь с интересами других олигархических групп. В итоге началась война компроматов – высшие чиновники и бизнесмены обвиняли друг друга в воровстве и откатах.

 Именно информационные войны окончательно подорвали доверие к власти, поскольку обычные украинцы не желали разбираться, кто прав, а кто виноват, а просто решили, что воруют «у них» все.

 И когда режим Януковича столкнулся с серьёзными вызовами, практически никто из простых граждан не вышел его защищать.

 У нас было нечто похожее в конце 90-х годов. Во время второго президентского срока Бориса Ельцина во время проведения залоговых аукционов за активы наиболее лакомых кусков экономики началась так называемая война компроматов между олигархическими группировками. Это нанесло серьёзный удар по легитимности ельцинского режима.

 У нас в последний год-полтора наблюдался всплеск подобной информационной войны. Регулярно в СМИ появляются сообщения о злоупотреблениях тех или иных чиновников. Это несёт в себе серьёзные риски для государственности. Люди, как это произошло на Украине, не будут разбираться, кто прав, кто виноват и только утвердятся во мнении, что наверху все воруют.

 Как мы помним, шумное дело Сердюкова нанесло сильный удар по легитимности власти. Поэтому это дело и спустили понемногу «на тормозах» под завесой украинских событий.

- Конечно, можно попытаться резко сократить коррупцию, как это в своё время сделал лидер Сингапура Ли Куан Ю, который сказал, что неприкасаемых чиновников, включая его собственных родственников не будет. И элиты серьёзно восприняли этот сигнал. У нас же скорее будет, как в нулевые годы, когда множество материалов о коррупции высокопоставленных чиновников поступало не в СМИ, а на стол к первым лицам государствам. И эти лица решали, перешёл ли тот или иной чиновник грань или нет.

 - Есть информационный вброс относительно губернаторского корпуса. Согласно полуофициальной версии, бывшего губернатора Новосибирской области Юрченко сняли, по всей видимости, именно за злоупотребления. Существует непубличный доклад ОНФ, сделанный для президента. И вот, якобы, в связи с этим докладом приняли решение по Юрченко и сейчас решают, как быть с рядом других губернаторов, упомянутых в нём.

 Думаю, что власть в свете последних событий на Украине делает свои выводы и понимает, что коррумпированные чиновники, которые, чтобы максимально обезопасить свои незаконные сбережения, хранят их в западных банках, становятся очень уязвимым звеном.

 Что касается наших чиновников, то я сомневаюсь, что они сделают какие-то выводы из украинских событий. Наша власть, тесно связанная с бизнесом, обычно действует по принципу: пока гром не грянет...