Как Ленин подарил Украине Донбасс и Харьков с самыми благими намерениями
Не успел пасть русский царизм - как уже 4 марта 1917 г. три социалистические украинские партии - эсеры, социал-демократы и социал-федералисты - создали Украинскую социалистическую Раду. В июне провозгласили Украинскую Народную Республику. Но, желая полной законности своих действий, согласились ждать, пока соберётся в Петрограде Учредительное Собрание и де-юре утвердит это законное решение.
Однако 7 ноября 1917 г. Рада объявила автономное Украинское государство в составе России: октябрьский переворот она не признаёт, законным правительством продолжает считать Временное, Учредительного Собрания по-прежнему ждёт, а от каких бы то ни было решений Совнаркома считает себя полностью свободной.
Всё бы ничего, новая власть может пока погодить, решая более срочные и жизненно необходимые задачи. Но начинаются брестские переговоры большевиков с немцами. А Германия, ясное дело, имеет в виду оккупацию и эксплуатацию всех прилегающих территорий, и Украины - в первую очередь: хлеб, масло, мясо, кожи. Германия истощена, там есть нечего. А большевики не контролируют Украину! А немцы на них давят!
В конце ноября в Киеве состоится I Съезд Советов Украины, который полностью одобряет все действия Рады. Немногочисленные большевики покидают зал.
И в начале декабря в Харькове собирается уже большевицкий съезд советов, объявляющий себя Съездом Советов Украины, причём единственно законным. И провозглашается Украинская Советская Республика со столицей в Харькове. И она заключает договор о взаимопомощи и всём хорошем с Советской Россией. А Раду объявляет вне закона.
Но где территория этого условно-буферно-марионеточного государства? Украинские-то все территории под Украинской Народной Республикой.
И вообще Харьков - это русский город и скорее Новороссия.
Не страшно. На карте рисуют территорию нового государства. Харьков и свободные окрестности переходят в юрисдикцию Советской Украины, будучи допрежде Новороссией. Донбасс в том числе и так далее. Всё это чисто формально. И Советская эта Украинская Республика заявляет, что есть часть подлинной Украины, единой и более или менее неделимой. И что сидящая теперь в Харькове советская украинская власть есть единственная законная власть на территории всего украинского государства. Которое сейчас просто расколото злыми самостийниками на две части, а вообще неразъёмно.
И Совнарком выкатывает Киеву ультиматум: признать законные полномочия Харькова и подчиниться. Ну, как будто Харьков контролирует ситуацию. И имеет право передавать свои полномочия Совнаркому насчёт Брестского мира, по которому Украина должна будет законно оккупирована, а большевики должны обеспечить возможность этого. А иначе Германия может и перестать платить большевикам! На содержание Красной Гвардии, газет и вообще.
Разумеется, Рада ультиматум отвергает, а 24 января 1918 г. объявляет полную независимость Украинского государства. А уже 26 января представители Рады были в Брест-Литовске, а 27 января Германия признаёт Раду как законное правительство Украины. И заключает с ним договор, в котором перечисляется всё то хорошее, что Украина будет поставлять Германии. Короче, власть Рады вернётся на немецких штыках. Всё лучше, чем в чекистском подвале.
Вот так условная территория Харьковской Советской Украинской Республики стала вообще территорией Украины де-юре. Вот так Донбасс стал принадлежать Украине (и до сих пор!), чего отродясь не бывало! И немцы в него вошли! - а имели право по договору!
Комментарии
Комментарий удален модератором
Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.
Уже в программе РСДРП присутствовал пункт о «праве наций на самоопределение», и Ленин отчаянно отстаивал этот принцип в полемике со сторонниками национально-культурной автономии. Такое внимание к национальному вопросу было вполне естественно для оппозиционной партии в многонациональной стране, какой являлась Российская империя, особенно если учесть, что с правами наций в царской России, мягко говоря, не очень-то считались (вспомним хотя бы отказ признавать само существование украинской и белорусской наций). Лично я считаю, что обретение Крымом самостоятельности по результатам плебисцита законно, но великодержавный националистический восторг в России, по этому поводу, считаю преждевременным.
Продолжение следует
В.И. Ленин говорил так: - «…Наемный рабочий, сознавший интересы своего класса, равнодушен и к государственным привилегиям капиталистов великорусских и к посулам капиталистов польских или украинских, что водворится рай на земле, когда они будут обладать государственными привилегиями. Развитие капитализма идет и будет идти вперед, так или иначе, и в едином пестром государстве и в отдельных национальных государствах. Во всяком случае наемный рабочий останется объектом эксплуатации, и успешная борьба против нее требует независимости пролетариата от национализма, полной, так сказать, нейтральности пролетариев в борьбе буржуазии разных наций за первенство. Малейшая поддержка пролетариатом какой-либо нации привилегий "своей" национальной буржуазии вызовет неизбежно недоверие пролетариата другой нации, ослабит интернациональную классовую солидарность рабочих, разъединит их на радость буржуазии А отрицание права на самоопределение, или на отделение, неизбежно означает на практике поддержку привилегий господствующей нации. ..»
ПСС. Ленин В.И. т. 25 Стр. 289. http://vilenin.eu/t25/p288
Продолжение следует.
Но, пункт о «праве наций на самоопределение» не был специфически большевистским и даже специфически марксистским (сторонники национально-культурной автономии, с которыми полемизировал Ленин, тоже были марксистами и иногда даже большевиками), а во-вторых, как раз марксистская доктрина требовала последовательного классового подхода ко всем социальным вопросам, включая и национальный. Поэтому Ленин, как известно, в конце концов высказался за использование в вопросе о праве наций на самоопределение классового и диалектического подхода (в соответствии с марксистским требованием анализа конкретной ситуации в конкретном месте и времени) - то есть заявил о поддержке самоопределения наций там и тогда, где и когда это ведет к объединению трудящихся, и против такого самоопределения там и тогда, где и когда это ведет к их разъединению. Строго говоря, Ленин вел себя как сугубый прагматик (что вообще ему было присуще в политике). И не удивительно. Ленин строил государство а не разрушал его.
С уважением к любому оппоненту, guenplen.
С уважением к любому оппоненту, guenplen.