Крым пример для Европы?
Похоже, что Крымский референдум подтолкнёт некоторые территории в Европе и на постсоветском пространстве более активно добиваться независимости. Про референдум в Шотландии о независимости от Англии, намеченный на осень этого года, говорили давно. У всех на слуху были и «сепаратистские поползновения» испанской провинции Каталония. Однако неожиданно претензии на самостоятельное существование заявил итальянский регион Венето, центром которого является Венеция. «Референдум» о выходе из Италии пройдет с 16 по 21 марта. Голосование будет проходить на сайте Plebiscito.eu, по почте и по телефону. Главный вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Венето стало независимой и суверенной федеративной республикой?» По данным инициаторов опроса, 64% жителей региона уже проголосовали за отделение от Италии.
Как пишет «Русская народная линия», ссылаясь на Daily News, отделение Венеции от Италии поможет жителям первой избежать тяжелого налогового бремени. Ведь в настоящее время регион платит на 20 миллиардов евро налогов больше, чем получает взамен в инвестициях и сервисе.
Свои процессы идут и на постсоветском пространстве. Так, премьер-министр республики Закарпатская Русь Пётр Гецко от имени русинов уже обратился к Владимиру Путину с просьбой помочь этой территории добиться независимости от «галицийской» власти Киева.
Видимо, «в отместку за Крым» киевская власть начала, по сути, блокаду Приднестровья, задерживая составы с продовольствием и снаряжением для российских миротворцев. Подобная политика также чревата непредсказуемыми последствиями.
- Безусловно, события в Крыму повлияют на общую ситуацию в Европе, - считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. – Прецедент остаётся прецедентом, пока он не повторяется хотя бы ещё один раз. Когда произошло отделение Косово от Сербии, все говорили, что прецедент создан, но как он сработает в дальнейшем, никто ещё не мог предположить. 16 марта в Крыму состоялся референдум об изменении статуса автономии. То есть, прецедент работает. В этом смысле значение крымского референдума очень велико. Показано, как населению той или иной территории можно мирным, практически бескровным путём добиться независимости от той страны, в которой оно жить не хочет.
- О настроениях в Венеции мало говорили именно в российском медиапространстве. В Европейских же СМИ эта тема обсуждалась наравне с каталонским, валлонским и прочими «сепаратизмами». Хотя, безусловно, Крымский референдум подстегнул и градус дискуссии о независимости Венеции. Конечно, я имею в виду не тех, кто занимается пропагандой, а тех, кто серьёзно изучает геополитические процессы в Европе.
- В той же Баварии, одной из германских земель, раз в 5 лет проходят праздники, посвящённые очередному юбилею Баварской короны. То есть даже в условно благополучной Германии существует территория, которая не хочет забывать о своей прежней независимости. Кстати, федеративный договор с Германией Бавария так и не подписала. И для независимости этой федеративной единицы есть немало исторических оснований. Не говоря уже о том, что это совершенно самодостаточная с точки зрения экономики территория.
К сожалению, или, может быть, к счастью процесс самоопределения тех или иных территорий государств идёт своим путём, зачастую вне зависимости от подписания тех или иных международных соглашений.
Когда в 1975 году были заключены Хельсинские соглашения, признающие нерушимость европейских границ, никто не имел в виду, что они будут действовать вечно. В этом документе нет никаких указаний на время его действия. Никто не указал также, могут ли границы меняться при изменении общественно-политической ситуации в тех или иных странах. Однако государства, так же, как и люди, взрослеют, развиваются. У народов, проживающих в них, меняются «семейные обстоятельства». В этом плане данное соглашение мало что могло изменить. Это был своего рода антивоенный документ, который ставил целью как можно дольше не допустить в Европе войн за передел территорий. Однако, как мы знаем, с того времени в Европе уже не однажды случались военные конфликты. Поэтому этот документ, особенно после косовского прецедента, носит довольно символический характер.
А вот Крым как раз, повторюсь, изменил свой статус бескровным путём. Может быть, рождается своего рода методология мирного разрешения подобных территориальных споров.
- Но обращаю внимание на странную метаморфозу: хотя со стороны Украины сейчас идёт частичная блокада Приднестровья, со стороны Молдавии, вместо откровенно недружественных действий, в последнее время наблюдается некоторое «потепление». Что касается признания ПМР Россией – будем надеяться.
- С учётом рыхлости нынешнего Евросоюза и экономической нестабильности в нём, проблема сепаратизма и размежевания внутри Европы актуализируется, - считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Это касается и регионов давно добивающихся независимости, таких, как Корсика, Каталония, Баскония, Фландрия, и регионов, где прежде сепаратистские настроения не были чётко определены. Какие-то государства захотят выйти из ЕС, а какие-то территории начнут добиваться независимости. В этом плане Венеция отчасти показательна. Хотя там, конечно, речь пока идёт не о референдуме в полном смысле этого слова, а, скорее, об опросе общественного мнения. И в других регионах Северной Италии в последние годы усилились сепаратистские настроения в связи с тем, что именно эти территории приносят основные доходы в бюджет страны.
Я думаю, сепаратистские тенденции будут обостряться. Хотя тут многое зависит от того, как пройдёт референдум о независимости Шотландии. Пока ясно, что большинство населения не поддерживает идею выхода из Великобритании. Но у активных сторонников шотландской независимости ещё достаточно времени переубедить своих одноплеменников. А как раз большинство населения испанской провинции Каталонии против того, чтобы оставаться в составе этой страны. Конечно, испанское правительство вряд ли признает законность любых референдумов, дающих Каталонии независимость. И как раз в этой связи там, если и не возникнет новой горячей точки, может появиться своего рода сепаратистский «нарыв» на теле Европы. И если социально-экономическая ситуация в Испании будет ухудшаться, каталонцы уже в более жёстких формах будут требовать независимости.
- Что касается ПМР, то России гораздо сложней влиять на ситуацию, так как наша страна не имеет общей границы с непризнанной республикой. Кроме того, там довольно разнородное население, как в плане национальном, так и в плане своих геополитических предпочтений. Поэтому главе ПМР Евгению Шевчуку приходится учитывать, что украинцев в Приднестровье почти столько же, сколько русских.
Так что пока признание за республикой независимого статуса или включение её в состав России, думаю, было бы преждевременным. Но в любом случае, сдавать ПМР России нельзя. В том числе и потому, что это будет проявлением слабости перед Западом.
- Любой прецедент имеет значение в международной политике. И крымский референдум тут – не исключение, - считает депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин. - Хочу напомнить, что Запад, который сегодня громче всех кричит о территориальной целостности Украины, сам породил тенденцию по изменению границ и дроблению государств. В некоторой степени именно Запад способствовал развалу СССР. Особенно же он постарался при развале Югославии, вмешиваясь в конфликты самым откровенным образом. И границы устоявшиеся после Второй мировой войны на Балканах изменились именно по воле США и их союзников.
В случае с последними событиями, хочу также напомнить, что русский народ на сегодня – один из самых разделённых народов в мире. И КПРФ не раз поднимала этот вопрос. У нас почти 20 миллионов соотечественников живут за пределами России. Это противоестественное положение возникло после столь же противоестественного распада СССР. И Крымские события – это не столько результат действий Кремля, сколько совершенно чёткие настроения крымчан. Посмотрите на явку и на те предварительные результаты голосования, которые мы знаем. Невозможно так обработать сознание людей, тем более за столь короткий срок, чтобы почти 97% голосовавших высказались за присоединение к России. Я убеждён, что и на других постсоветских территориях имеют место подобные настроения.
Комментарии