Дуэли: история, обычаи, дуэльный кодекс
На модерации
Отложенный
«Поединок есть условленный бой между двумя лицами, смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя ».
Военный следователь Петербургского военного округа полковник П.А. Швейковский, «Суд общества офицеров и дуэль в войсках Российской армии», 1898, Санкт-Петербург
Как в Европе, так и в России дуэли занимали особое место в жизни общества. Свобода слова существовала всегда, просто цена была разной: за одно и то же высказывание в XVI веке сжигали, в XVIII – отлучали от церкви, в XIX – вызывали на дуэль, а в XX – критиковали в газетах. Тот минимум, который мы знаем благодаря сюжетам книг, совсем не дает нам полной картины такого рода поединков. Как это было на самом деле и зачем даже женщины принимали участие в дуэлях, читайте далее.
А как у них
Свое начало кровавые поединки берут в Западной Европе времен позднего Средневековья. Несложно догадаться, что их «изобретателями» стали эмоциональные итальянцы. Они предпочитали мстить своим обидчикам исключительно путем равного боя без свидетелей. Сражения носили название «кустарные поединки», так как дрались соперники, вооружившись шпагой и кинжалом, как правило, в каком-нибудь перелеске и обязательно до смерти. Достойно? Возможно, но число обиженных росло настолько стремительно, что в скором времени последовали запреты со стороны Церкви, которая, как известно, в XV веке играла большую роль в жизни католического мира. И хотя сие действо было признано проделками дьявола, особенного эффекта это не возымело. Более того, поединки стали расползаться по миру, как смертельный вирус, дойдя даже до России. Но об этом чуть позже.
Настоящим наваждением стал приход дуэлей во Францию. Участие в такого рода поединках стало цениться в обществе как элемент положительного имиджа, а для молодежи и вовсе стало шансом показать себя в выгодном свете или просто напросто-развлечься. Вспомните хотя бы, с чего началось знакомство Д’Артаньяна с Парижем. С трех дуэлей. В отличие от «скрытных» итальянцев, французы пытались придать этому событию широкую огласку, и, как следствие, дуэли происходили на улицах, площадях и даже в королевских залах. И хотя в то время господствовали рыцарские бои, дрались дуэлянты, вопреки устоявшемуся мнению, не ради защиты чести, а преследуя личную выгоду. Что касается причин кровавых сражений, то соперники особо не церемонились. Поводом могли служить как серьезные разногласия, так и абсолютные мелочи: французы дрались из-за лучшего места в церкви, на приеме или балу, из-за спора о достоинствах лошадей, охотничьих собак... И как будто бы этого было мало, среди бросавших вызов своему сопернику были и такие любящие рисковать собственной жизнью «невольники чести», которые только и делали, что искали предлог для боя. Естественно, в стране любви не обходилось и без соперничества на почве амурных дел: обычно такой поединок был заурядной местью ревнивца, хоть и обставленной с должным изяществом. Четкого свода правил для дуэлянтов в то время не было, но некоторые постулаты все же существовали: сражение могло состояться незамедлительно по получении оскорбления, отказ от дуэли был невозможен (исключение составляли лица до 25 лет и старше 60, для которых отказ был извинителен по молодости и неопытности или по старости и немощности), порицались поединки между родственниками, между сеньором и простолюдином. Кроме того, если конфликт рассматривался судом, то решать его дуэлью уже было нельзя. Но постоянное состояние «войны» не могло длиться вечно, и в XIX веке популярность решения споров дуэлями начала идти на спад. Исключением была лишь Германия, где даже создавались дуэльные братства, «мероприятия» которых, впрочем, больше походили на соревнования, практически никогда не имевшие смертельного исхода. Кроме того, в XIX веке в Европе наконец-то был разработан дуэльный кодекс, вобравший в себя многовековой опыт дуэлянтов. Именно в Европе появились секунданты, которые могли вмешаться в бой в случае несоблюдения правил.
Дуэль в России больше, чем дуэль
Когда же поединки чести пришли в Россию? Считается, что случилось это в XVII веке, да и то первоначально в них были замешаны лишь иностранцы, проходившие службу на нашей территории. До этого времени подобных прецедентов особо не случалось, тем не менее уже царевна Софья издала указ, запрещавший поединки, а Петр Великий и вовсе предупреждал о жестоких наказаниях за распространение дуэлей в обществе, даже несмотря на всеобщую европеизацию населения. Он считал, что «никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», а разрешение конфликтов – дело суда. К слову, за сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия – смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Во многом разрешение споров кровавым поединком тормозило и то, что само понятие чести в его европейском значении еще не вошло в сознание русского народа, несмотря на все усилия Петра. Но время шло, а вместе с ним и осознание чувства собственного достоинства, особенно среди дворянской молодежи. Со временем петровские законы канули в Лету и в обществе учащались случаи дуэлей между обиженными согражданами. В борьбе с ними Екатерина Великая даже издала «Манифест о поединках», который гласил следующее: участникам, дуэль которых окончилась бескровно, установить в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», – пожизненная ссылка в Сибирь. Позже эти инициативы поддержкал и Николай I, издав «Свод законов уголовных», гласивший о том, что конфликты необходимо разрешать мирным путем либо «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика».
Но все было бесполезно, дуэли захватили Россию, как лихорадка. В них погибли тысячи людей, в том числе и А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. Особый расцвет кровавых поединков пришелся на времена правления Александра I. А с появлением в России во второй половине XIX века относительной свободы печати споры вокруг вопроса дуэли перенеслись на ее страницы, в результате образовались два лагеря.
Стоит отметить, что если в Европе такого рода поединки носили более-менее цивилизованный характер, то в России они отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов. Дистанция между дуэлянтами колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались дуэли без секундантов и врачей, русские дуэлянты из оружия в большинстве предпочитали пистолеты. Но несмотря на это, долгое время дуэльного кодекса, как и в Европе, в империи не существовало. Только в 1894 году Александр III официально дал добро на проведение поединков, а в 1912 году было разработано «Пособие для ведения дел чести в офицерской среде», подготовленное генерал-майором И. Микулиным.
Согласно ему наказать за вызов на дуэль могли в случаях вызова начальника подчиненным или старшего младшим по делам, касающимся службы (подобные вызовы карались лишением чина и исключением со службы, либо заключением в крепости до 4 лет, либо разжалованием в рядовые), при этом наказанию подвергался и принявший подобный вызов начальник или старший, но это касалось только вызовов по служебным делам; по личным же обидам, не касавшимся службы, допускались и вызовы подчиненными начальников, то есть офицер в случае получения личного оскорбления мог вполне реально вызвать на дуэль и генерала.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:
– лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);
– сумасшедшие;
– несовершеннолетние, т.е. не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих, вообще же, четкой границы не было);
– лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т.е., как правило, представители простого народа);
– должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);
– женщины.
Защищать честь женщины был обязан ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение, то есть за женщиной, известной легким поведением, не признавалось право на защиту от оскорблений.
По правилам вызов на дуэль посылался через 24 часа после определения суда чести, ответ – через 24 часа после получения вызова.
Наиболее сложным вопросом всегда считался вопрос о степени тяжести нанесенных оскорблений, так как при их определении один из дуэлянтов мог получить некоторые преимущества в выборе типа оружия и способа дуэли, обычно, как правило, степени оскорблений подразделялись на три основные категории:
– легкие, если оскорбление, пусть и особо язвительное, затрагивает несущественные стороны личности – внешность, манеры, привычки и т.д.; в таком случае оскорбленный мог выбрать только вид оружия;
– средней тяжести, если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать вид оружия и способ дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);
– тяжелые, если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал вид оружия, способ дуэли и назначал расстояние.
Дуэлянтам закон не писан...
...особенно если они женщины. История знает немало примеров женских дуэлей, кроме того, бывали случаи, когда они дрались и с представителями сильного пола. Более того, порой «бои» женщин были изощреннее, ведь не зря говорят, что женская месть самая жестокая. Как такое было возможно? А вот как. Началось все в Германии, куда в 1744 году прибыла немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская (впоследствии – Екатерина II), где она и получила вызов на дуэль от сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Но именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения: российские женщины полюбили дуэли, которые проходили ни много ни мало в дамских салонах. Но постепенно неестественное явление стало сходить на нет, вновь став прерогативой мужчин.
Но всему нужен порядок, пусть и негласный. Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут, в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи – позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал, его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать бой. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность ее продолжать, то есть до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такого боя один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании поединка противники подавали друг другу руки. То было в Европе. В России же успехом пользовались сражения на пистолетах, имевшие несколько вариантов. Приведем самый распространенный. Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, установленными не менее чем за 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал, стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15–20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении – до 50 шагов, но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего – 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать. Обе стороны считались после этого полностью удовлетворенными.
Интересно, как бы происходили дуэли в наши дни, но об этом можно только догадываться. Во всяком случае пока.
Комментарии
А к быдлу причисляю не я, дуэльный кодекс - читайте.
Впрочем, я тоже считаю, что люди определённой категории оскорбить меня не могут, т.к. их слова для меня всё равно, что лай шавки из подворотни. Ну не становиться же на карачки и не лаять в ответ, правда?
Но категория такого "быдла" для меня определяется не происхождением и не материальным благополучием, а совершенно другими критериями.
http://www.youtube.com/watch?v=1COQsUd4nqU
Но, кстати, европейское фехтование и дуэльный кодекс - гораздо сложнее нашего. Например были в ходу дуэли и на несколько участников: двое на двое, или трое на трое.
Комментарий удален модератором