«Момент истины» для ОДКБ

На модерации Отложенный Что должно произойти на границе Армении и Азербайджана, чтобы для ОДКБ наступил «момент истины»?

В начале февраля Армению посетила делегация Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), возглавляемая генсеком Организации Николаем Бордюжей. В составе делегации в Ереване побывал также начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-лейтенант Александр Студеникин.


В ходе встреч и бесед с президентом Армении Сержем Саргсяном и секретарем Совета национальной безопасности Армении Артуром Багдасаряном был обсужден широкий комплекс проблем, касающийся развития сотрудничества в рамках Организации, одним из членов-учредителей которой является Ереван. Речь шла о развитии военного компонента ОДКБ, процессе создания коллективных авиационных сил, системы управления войсками Организации, создании совместных военно-промышленных предприятий и т.д. Эта повестка является вполне обычной, однако на сей раз армянская сторона расширила рамки обсуждений, подняв также вопрос о нарушениях режима перемирия на армяно-азербайджанской границе.

Данная проблема актуализировалась после известных кровопролитных столкновений как на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск в Нагорном Карабахе, так и на границе Армении с Азербайджаном, где во второй половине января с азербайджанской стороны были обстреляны не только армянские войсковые наряды, но и приграничные деревни, были ранены мирные жители, нанесен ощутимый хозяйственный ущерб. Этот вопрос стал предметом активных обсуждений в армянских СМИ и экспертном сообществе. В Ереване понимают, что относительно событий в Карабахе ОДКБ формально не может занять однозначной позиции, поскольку непризнанная Нагорно-Карабахская Республика в юрисдикцию Организации не входит. Однако у армянской стороны вызывает нескрываемое недоумение тот факт, что ОДКБ никак не реагирует (если не считать общих слов о необходимости решать проблемы мирным путем) на постоянные обстрелы территории страны – члена Организации. При этом, насколько можно понять, весьма негативное впечатление произвело в Ереване интервью, которое дал радио «Свобода» пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов. Произошло это в тот момент, когда, по словам министра обороны Армении Сейрана Оганяна, противостояние «достигло своего пика» и некоторые эксперты вновь заговорили о «неизбежности» очередного витка силового противостояния. Зайнетдинов достаточно хладнокровно сообщил, что «ничего не слышал» о столкновениях на границе двух стран, поэтому ни комментировать данный факт, ни тем более говорить об отношении Организации к происходящему он не может.
«Момент истины» для ОДКБ


Это, заметим, при том, что многие армянские (и не только) специалисты указывали, что боестолкновения на границе Армении с Азербайджаном можно трактовать как факт агрессии против Армении. Между тем статья 4 Договора о коллективной безопасности гласит, что подвергнувшееся агрессии государство – член ОДКБ может рассчитывать на помощь (включая военную) со стороны союзников по блоку, ибо нападение на одного из членов Организации рассматривается в качестве агрессии против всех ее членов. Впрочем, аналогичной точки зрения в Москве придерживаются далеко не все. Так, руководитель Института Каспийского сотрудничества Сергей Михеев назвал подобный подход «разговорами студенческого уровня». Михеев разъяснил, что ни усиление напряженности, ни диверсионные действия и т.п. агрессией, согласно уставу и нормам ОДКБ, считаться не могут, соответственно Организация в таких случаях не имеет права вмешиваться в ситуацию. Вмешательство возможно лишь в случае «прямой агрессии», указал эксперт, добавив, что «ОДКБ и Совет Безопасности ООН пользуются одинаковыми формулировками в определении агрессии». Поэтому агрессией происходящее будет сочтено лишь в том случае, если азербайджанские войска предпримут массированное сухопутное вторжение на армянскую территорию, а города Армении подвергнутся ожесточенным бомбардировкам с воздуха.

Нам подобная формулировка представляется недостаточно удачной. Полагаем, что между Совбезом ООН и ОДКБ имеется, мягко говоря, определенная разница. И состоит она в том, что Организация обязана продемонстрировать свою позицию, которая никак не может носить нейтральный характер и заключаться лишь в расхожих и давно ставших привычными призывах ко всем сторонам конфликта соблюдать сдержанность. Это дело посредников, миротворцев, по определению обязанных быть нейтральными. Что, кстати, недавно продемонстрировали внешнеполитические ведомства стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху, России и США, призвав армян и азербайджанцев к соблюдению режима прекращения огня. Но в данном случае речь, повторим, идет о другом – о высоком уровне напряженности на границе одного из членов Организации. Поэтому совершенно индифферентное отношение и полное молчание ОДКБ не может не вызвать недоумения, тем более что в рядах членов ОДКБ вряд ли существуют сильные противоречия, аналогичные тем, которые мы наблюдаем в отношениях постоянных членов Совбеза ООН.

И в этом контексте весьма любопытной выглядит позиция США. Дело в том, что очередной виток армяно-азербайджанского противостояния полностью совпал с новым этапом миротворческого процесса.
Последняя встреча министров иностранных дел противоборствующих сторон Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна в Париже 24 января прошла, образно говоря, под грохот канонады. Между тем с этой встречей миротворцы явно связывали определенные надежды. В частности, американский сопредседатель, посол Джеймс Уорлик говорил, что если в Париже все пойдет по плану, то уже в феврале, вероятно, удастся организовать очередной саммит президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Очевидно, что реализацию таких оптимистических надежд придется отложить. И, насколько можно судить, это весьма раздражает Вашингтон, который стремится усилить свою роль в армяно-азербайджанском урегулировании и не скрывает подобных намерений.

Конечно, США также не делают никаких заявлений, которые можно было бы трактовать как поддержку одной из сторон конфликта. Однако предприняты шаги, не оставляющие сомнений в том, что в госдепартаменте прекрасно знают, какая из сторон является застрельщиком (в прямом и переносном смысле) очередного этапа напряженности. Поэтому Вашингтон нашел возможность открыто показать свою позицию, не прибегая при этом к структуре Минской группы ОБСЕ. Так, сразу после парижской встречи министров Налбандяна и Мамедъярова был опубликован очередной ежегодный доклад Freedom House «Свобода в мире». Скажем сразу – ни для кого не секрет, что эта организация плотно контролируется американскими правительственными структурами, в том числе дипломатическим ведомством и спецслужбами. В докладе Армения и Нагорный Карабах отнесены к «частично свободным» странам, в то время как Азербайджан попал в список государств, где зафиксирован существенный спад в области свобод. Конечно, это можно было бы счесть простым совпадением, однако почти сразу же городское собрание одного из крупнейших американских мегаполисов, Лос-Анджелеса, единогласно приняло резолюцию о признании независимости НКР.

Весьма любопытными при этом представляются формулировки, нашедшие отражение в данном документе. Так, в нем сказано, что Нагорно-Карабахская Республика самим фактом проведения там «свободных и честных выборов» способствует «миру в регионе» (тут нельзя не заметить очевидной переклички с выводами доклада Freedom House), а борьба граждан Нагорного Карабаха за свободу и самоопределение «вдохновляет иные народы региона». При этом городское собрание Лос-Анджелеса призывает международное сообщество последовать его примеру и также признать независимость самопровозглашенной армянской республики. Конечно, по закону федеральная власть не может влиять на позицию представителей городского собрания Лос-Анджелеса (как и других городов и штатов Америки), но понятно, что такие вещи могут происходить, как минимум, при благожелательном нейтралитете «центра». Ведь аналогичные резолюции ранее были приняты и другими городами и штатами США, и ни в одном случае это не вызвало негативной реакции Вашингтона. И уж тем более не приходится говорить о «совпадениях» после сделанного в начале февраля заявления посла Джеймса Уорлика. Сопредседатель от США в Минской группе ОБСЕ, в частности, сказал в интервью «Голосу Америки», что все стороны карабахского конфликта должны занять место за столом переговоров, в том числе и Нагорный Карабах. «Я несколько раз посещал Нагорный Карабах, проводил встречи. Они заслуживают того, чтобы их голос был услышан, но сами стороны должны решить, как это произойдет», – сказал посол Уорлик. Отметим, что возвращение Нагорного Карабаха в переговорный процесс полностью отвечает устремлениям армянской стороны, однако отвергается официальным Баку.

Таким образом, создается впечатление, что в возникшей ситуации Вашингтон решил продемонстрировать Азербайджану «кнут», давая тем самым понять, кого именно он считает ответственным за эскалацию напряженности. Об этом, кстати, косвенным образом свидетельствует и комментарий вице-президента Freedom House Арча Паддингтона, по словам которого «ни одна страна в мире не реагирует на отчеты Freedom House в такой агрессивной и закулисной манере, столь неправильным образом, как это делает правительство Азербайджана».

Насколько можно понять, совокупность данных обстоятельств не слишком заинтересовала наблюдателей в Ереване. Однако в Баку пришли к выводу, что на нынешнем этапе армяно-азербайджанского противостояния Вашингтон занял «проармянскую» позицию. Во всяком случае, на Апшероне не исключают, что происходящее может свидетельствовать о «попытке США переманить Армению, резко усилившую в последнее время дрейф в сторону России». И в этом контексте азербайджанский эксперт Салех Устаджлы указывает: «Не исключено, что в Вашингтоне решили, что поскольку Азербайджан движется в устраивающем США фарватере, то он уже никуда не денется. А раз так, то можно утереть нос России, переиграв ее на ее же поле».

Конечно, такая оценка представляется и поверхностной, и преувеличенной. Но в любом случае на фоне происходящего упорное молчание ОДКБ представляется, мягко говоря, весьма пикантным обстоятельством. Ведь это означает, что Организация демонстрирует паритетное отношение и к стране, являющейся ее членом, и к государству, в нее не входящему. Неужели между Азербайджаном и Арменией действительно должна начаться полномасштабная война для того, чтобы для ОДКБ наступил «момент истины»? Не слишком ли поздно тогда будет демонстрировать армянской стороне преимущества пребывания в военно-политическом блоке под российской эгидой?

Гай Борисов,
политический обозреватель ИА «Регнум»