Шершебок.
Не помню где прочитал и сохранил вот такую историю.
Матвей Иванович с артельщиками ходил по городам и выполнял различную работу.Ставили дома, плотничали, столярничали, не гнушались ни чем. Приходили домой в субботу ближе к ночи.В воскресенье ладили наспех домашние дела и к вечеру опять уходили на заработки. Время тяжелое. Голод повсюду. Да не везде. Кто-то в это время жил довольно сносно,а кто и вовсе припеваючи. Вот к таким и подряжались на работы.За муку, за крупу, за соль да за керосин.Реже за деньги. Покупать на них было особо нечего.
В этот раз все было,как и в прошлый и позапрошлый.Жена,Анна Васильевна,уже натопила баню и приготоила ужин.Распаренный он сидел за столом и молча ел. Жена сидела напротив,смотрела и тихо рассказывала про житье-бытье за неделю.Про то,что ходила на неделе по своим делам к сродственникам,к Ефрем Михалычу,да Марьи Ивановне.А там «куды ни глянь паласы персицкаи,да полы деревянные,да крышу железом кроют.Да и на столе не похлебка или «пустые щи»,а настоящий борщ с мясом.А сам Ефрем Михаыч в шелковой косоворотке ходит,а да жилетка суконная.И часы с цепочкой.А Ивановна тожа не в самотканом сарафане,да платок у ней нарядный.»
Матвей Иванович ,отложил ложку,обтер и ничего не сказал.Молча легли спать.Воскресенье промчалось за делами.Перед уходом Матвей Иванович сказал жене. «Мне к следующей неделе шершебок понадобится,а у меня нету.Ты б,мать,сходила на неделе к Стяпашкиным,попросила у Нюры.У ней должон был от Ивана остаться.»
Анна Васильевна женщина исполнительная.Решила не откладывать,а пошла в тот же вечер.Подошла ко двору Стяпашкиных.Дааа.Как погиб Иван на охоте,так и начало хозяйство его рушиться.Мужских рук не хватало.Городьба местами повалилась.Калитки вообще нету.На базу шаром покати.У анны Васильевны ёкнуло.На этот край она редко ходила.Ни родни,ни подруг.Да и Нюру знала только по общественным работам.
Постучала,вошла в хату и…чуть не упала.За столом сидело восемь ребятишек.Кто только в портках,кто в одной рубашонке,а кто и вовсе голышом.На столе чугунок с чуть «подкрашенной» водичкой.Дети наперегонки хлебают.
«Нюр,мне бы шершебок взять.Матвей Иваныч прислал.Может от Ивана остался.»-«Откуда такое добро,Анна Васильевна?У нас из струмента,только топор да тяпка осталась.» «Ну извиняй,что потревожила»
Напоследок Анна Васильевна окинула еще раз детишек и пошла домой.Ноги были ватные,еле двигались.Дома сразу кинулась к сундуку.Начала перебирать вещи. «Ага, юбка моя,с девичества,теперь и мала,да и не в девках же,что б такое носить.Кофта старая.Пряжи маловато,а вот кофту если распутить,то самый раз.А вот Ваняткины портки.Он уже в ФЗУ учится,ему они давно малы.А вот еще пара платьёв дочкиных.Они в педучилище,не замужние,так что когда оно еще пригодится».Эххх.Некогда стало Анне Васильевне.Всю неделю шила-перешивала,кроила и вязала.Аккурат в субботе собрала узел и пошла к Стяпашкиным снова.«Ты,Нюр,не обижайси,да не откажи.Для детей прими.Мне то оно ненадобно,а тебе сгодится.Да вот еще и муки возьмы чидок.Хоть пышки детворе напечешь»
Домой вернулась,а с души как ком свалился.Вспомнила плачущую Нюру,радостных детишек,перебирающих порточки-рубашонки да носочки.
Аккурат в субботу вернулся муж.Чуть не с порога Анна Васильевна на него накинулась. «Ты чего дурень.Нашел меня куда за струментом послать.там все голопузые да босоногие,а хозяйства только мыши дохлые.» Матвей Иванович,нахмурился,но промолчал. Чуть погодя.Она снова заговорила. «Отец,ты меня ругать то не будешь?»-«За что?». «Да я,как пришла от Стяпашкиных,сундук перетрусила.ПлатьЯ да кофты,старые,да и новые,что не в пору,да детскую одежонку кой-какую пораспорола,да перешила,с пряжи носочков навязала.И Стяпашкиным отнесла.Да еще и муки отнесла.Нам двоим то хватит перебится.А у там дети,им рость надо.»
Матвей Иванович улыбнулся и сказал «Чего ж ругаться то,ты,мать,почаще к Стяпашкиным ходи,а не к Ефрем Михалычу.Я вот тут им ходочков наделал.Как пойдешь отнеси.А то зимой босым по улицам не расскачесси»...
Комментарии
А вот для родственницы я бы поискала путёвого.
Вообще "Любви все возрасты покорны".
А Васильевна - душевная тетка.