Приключение Цыпы

На модерации Отложенный

Разрекламированным ФСБ «русским боевиком» с Майдана оказался находящийся в федеральном розыске житель Краснодарского края, который теперь наслаждается жизнью в столице

В начале марта по центральным российским телеканалам показали оперативную съемку ФСБ, на которой 20-летний Владислав Ципцын давал чистосердечные признания о том, как активно участвовал в событиях на Майдане. Особенно запомнились «показания» о наводнивших центр Киева американских инструкторах, отдающих приказы протестующим. Когда «боевик» что-то забывал, строгий голос за кадром поправлял задержанного и задавал наводящие вопросы.

Корреспонденты «Новой газеты» побеседовали с друзьями и родственниками Ципцына и узнали дополнительные подробности из жизни «русского боевика».

 

Сенсация в эфире

Впервые оперативную съемку ФСБ показала 2 марта в 4.23 утра на телеканале «Россия-24». Голос за кадром сообщил, что задержанного поймали брянские пограничники. Будто бы 25 февраля он в форме российского спецназовца в бронежилете с рацией и пневматическим пистолетом поехал на Майдан, в Киеве находился трое суток, и уже на обратном пути его сняли с поезда.

Потом пошел синхрон Владислава: «Поехал посмотреть, как люди мародерничают. Если что, думал, что сам участие там приму. Я не получал форму, взял с собой с Москвы пистолет, бронежилет и экипировку». «Мародер» сообщил допрашивающим его чекистам, что на Майдане якобы полно наркоманов и наемников из США, Германии, Турции и Польши, которые «с капитанами оборонной группы что-то обсуждают». Затем молодой человек рассказал о том, как под руководством американских инструкторов ездил по квартирам и дачам опальных чиновников: «Там взламывают двери и проводят обыски. Боевики изымают документы, отдают неким проверяющим, а те переоформляют недвижимость на себя».

Еще задержанный жаловался на «майдановцев», которые будто бы заподозрили в нем агента ФСБ, тщательно проверяли на детекторе лжи и чуть было не убили. И ему якобы пришлось прятаться в багажнике автомобиля. А потом добавил страшилок: «За неповиновение очень серьезно избивали прямо посреди улицы. А если предательство какое-то, просто заводили в подвал и убивали. Выстрелом в голову — и всё».

Под конец сюжета голос за кадром подчеркнул, что Владиславу могут предъявить обвинение по статье УК «Наемничество». Короче — попал парень. Однако несостыковок было столько, что мы решили разобраться в ситуации. Связались с автором сюжета из «России-24» Матвеем Поповым. Он сообщил, что поздно ночью 1 марта «оперативку» ФСБ прислали из Брянского филиала ВГТРК. Затем Матвей отсмотрел видеоматериал, накидал текст и отдал монтажеру.

На следующий день (3 марта в 17.49) на сайте «Комсомольской правды» появилась статья о «боевике с Москвы» (автор Олег Слетов). Анонс гласил: «В распоряжении «Комсомолки» оказалось эксклюзивное фото и видео, где парень рассказывает, что творилось в столице Украины на самом деле». Тут же была выложена «оперативка» ФСБ. Правда, совсем другая. На видео № 2 «русский боевик» выглядел весьма испуганным. Причем, как только он начинал путаться с датами, строгий голос за кадром поправлял задержанного.

На «оперативке» № 2 рассказ Владислава отличался от первоначальной версии. Цитирую: «Поехал с друзьями там. Это, конечно, был необдуманный поступок с моей стороны. Когда решил ехать на Майдан, был пьян. А когда прибыл в Киев, подумал: и зачем я это сделал?» Затем, как и на видео «показаний», пошедших в эфир «России-24», особый упор был сделан на наркоманов, мародеров и неких западных инструкторов. Под конец «боевик» уточнил, что вскоре сбежал из Киева, опасаясь гнева майдановцев.

Подобные расхождения можно объяснить следующим. Судя по всему, оперативная съемка, выложенная на сайте «Комсомолки», была сделана сразу после задержания Владислава: человек действительно был испуган, путался, и его «чистосердечные признания» выглядели неубедительно. Поэтому кинорежиссеры из ФСБ решили сделать второй дубль, отправив затем результат своего творчества на «Россию-24».

Сработало: поступок Владислава активно обсуждали в интернете, а особо патриотически настроенные граждане тут же признали его «показания» неоспоримыми документальными доказательствами участия западных спецслужб в событиях на Майдане.

Граница

 
о

«Новой газете» удалось прояснить биографию «русского боевика»: им оказался находящийся в федеральном розыске житель Краснодарского края, 20-летний Владислав Ципцын по прозвищу Цыпа. Согласно полицейской базе данных «Розыск», Ципцына разыскивали с 29.08.2008 г. за совершение кражи в Майкопе.

Корреспонденты «Новой» связались с родственниками Ципцына в Краснодарском крае: они рассказали, что Владислав с 12 лет периодически убегал из дома, имеет четыре судимости за кражи и полтора года отсидел в колонии для несовершеннолетних преступников.

Последний раз Цыпа ограбил своего земляка, который приютил его у себя дома.

Вот выписка из приговора Прикубанского райсуда г. Краснодара от 20.01.2011: «Подсудимый Ципцын В.А. путем свободного доступа тайно похитил ноутбук «Асус», стоимостью 6 тысяч рублей, дисковод, стоимостью 2 тысячи руб., оптическую беспроводную мышь, стоимостью 1500 рублей, денежные средства в размере 20 000 рублей, кредитные карты банка «Райффайзен» и Траст-Банк, причинив потерпевшему Д.В. значительный ущерб на общую сумму 29 500 рублей. С похищенным имуществом с места преступления скрылся и распорядился им по своему усмотрению…»

Причем, согласно опять же разыскной базе МВД, отбывающего наказание в колонии Ципцына с федерального розыска почему-то не сняли. И как же тогда так получилось, что 25 февраля (если следовать официальной версии) Цыпа в форме спецназовца, имея при себе пневматический пистолет, рацию и бронежилет, пересек государственную границу с Украиной? И это притом что в Брянской области как раз проходили две спецоперации: «Граница-2» и «Регион». Судя по пресс-релизу, в этих мероприятиях были задействованы более 800 сотрудников полиции, ФСБ, УФСКН и ФМС. Цитирую: «В ходе операций правоохранительными органами было выявлено 32 преступления. <…> Составлено почти полторы тысячи административных протоколов, в том числе 50 — за нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории России. <…> Раскрыто четыре ранее совершенных преступления, задержан гражданин, объявленный в федеральный розыск».

«А каким же образом находящемуся в розыске Цыпе, да еще с оружием, так повезло?» — хочется поинтересоваться у недавно назначенного начальника погранслужбы ФСБ по Брянской области Сергея Станкевича. Тут только два варианта: или на брянской границе — дыра, или парня направили в Киев со спецзаданием. В первое верится с трудом: украинские силовики тоже имеют в наличии аналогичную базу «Розыск», в которой фигурируют все российские беглецы.

«Я на Майдане»

Как бы то ни было, утром 26 февраля Ципцын каким-то образом оказался в Киеве. К этому времени боевые действия закончились, уже хоронили погибших. В этот день «боевик» отправил своему другу в Москве несколько сообщений: «Я на войне. Друг» и «Я на Майдане». А дальше, согласно телеинтервью, нетрезвого Цыпу на баррикады не пропустили, и он отправился бродить по центру Киева. Во время экскурсии сделал несколько фотографий. Особый интерес вызывают фото «наемника» в компании с неизвестным мужчиной. При желании эти снимки можно трактовать по-разному. Например, выдать за глупый прикол или за зверства «майдановцев».

Видимо, не случайно в своем телеинтервью «наемник» упомянул, что протестующие заподозрили его в работе на Москву и подвергли проверке на детекторе лжи. Хотя в нетрезвом виде проходить проверку на полиграфе просто не имеет смысла — об этом вам скажет любой специалист. Уж не строгий ли голос за кадром посоветовал Ципцыну рассказать о такой убедительной подробности?

Где конкретно находился пьяный Цыпа следующие сутки и когда успел побывать в особняках беглых украинских чиновников, выяснить не удалось. Однако известно, что в ночь на 1 марта он, уже протрезвевший, давал интервью в управлении УФСБ по Брянской области и скачал чекистам фото со своего телефона*.

Корреспонденты «Новой газеты» обзвонили все брянские ИВС, чтобы выяснить местонахождение Ципцына, которому, очевидно, уже предъявили обвинение в наемничестве. Однако задержанный по столь тяжкой статье УК нигде не обнаружился. Ничего не слышали о «русском боевике» и в Брянской прокуратуре. Зато московские знакомые Цыпы сообщили, что утром 3 марта «он объявился в Москве и прячется у подруги». Другой приятель, просивший не упоминать его имени, в тот же вечер встретил веселого Цыпу в специфическом ночном клубе. В ответ на вопрос: «Влад, зачем ты дал это интервью? Кто поверит твоим бредням?» — «боевик» только рассмеялся. Еще одна знакомая Ципцына написала на своей страничке в интернете: «Я общалась с Владом. Никакой он не наемник. Так надо было».

По самым последним данным, сейчас Цыпа находится в Дмитровском районе Московской области в каком-то особняке. И даже выложил фото.

Остается добавить, что, по давно сложившейся традиции, основной костяк агентурного аппарата российских силовых структур составляют наркоманы, проститутки и люди с криминальным прошлым. Как правило, их привлекают к различным спецмероприятиям, провокациям, они выступают в роли «свидетелей» и «понятых». Хотя не исключено, что ФСБ просто запугала запутавшегося в жизни Цыпу и он согласился сказать нужное. Но особый интерес вызывают не причины, побудившие парня выступить с такими «разоблачениями», а вопрос: он пошел на сотрудничество до поездки на Майдан или уже на обратном пути?

Мы связались с Владиславом Ципцыным, он категорически отказался общаться и заявил, что «если мы будем его доставать, то нам все объяснят в ФСБ».

____________________

Сейчас врио начальника УФСБ по Брянской области назначен Сергей Ядыкин, который считается особо приближенным к нынешнему начальнику Управления «М» ФСБ Анатолию Тюкову (ранее возглавлял УФСБ Брянской области). По словам нашего источника, Ядыкин будто бы «рвет и мечет, чтобы понравиться московскому начальству».