Ходорковский на Украине
В минувшие выходные в Киев прилетел Михаил Ходорковский. Бывший глава нефтяной компании «ЮКОС» произнес речь на Майдане — в том числе он объявил, что «фашистов и нацистов здесь не больше, чем в Москве или Питере». Ходорковский фактически поддержал новую украинскую власть и впервые после своего выхода из колонии открыто выступил против Владимира Путина. Ходорковский считает, что Крым — неотъемлемая часть Украины, отрицает, что идет в политику, и называет события на Украине «революцией справедливости». Тем не менее далеко не все его суждения понравились киевской публике.
Михаил Ходорковский прилетел в Киев в субботу, 8 марта. Бывший глава ЮКОСа немедленно отправился на ночной Майдан (который сейчас утопает в цветах и свечах; по большому счету, это мемориал «Небесной сотни» — погибших в ходе столкновения с силовиками активистов). Ходорковский пообщался в палатках с теми, кто до сих пор живет на Майдане, и осмотрел баррикады. Следующим утром он посетил Михайловский собор, в котором во время январских и февральских боев на улицах Грушевского и Институтской размещался полевой госпиталь.
В воскресенье вечером Ходорковский появился на сцене Майдана — на митинге, посвященном 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Речь бывшего предпринимателя была короткой, но максимально эмоциональной — особенно для россиянина, притом что россияне нечасто поднимаются на главную сцену украинской революции. Уже одним только появлением там Ходорковский, только в декабре 2013-го переставший быть «главным русским политзэком», объявил о своем возвращении в большую политику. По крайней мере, именно так украинская публика восприняла киевские «гастроли» Ходорковского. В ответ на его приветствие «Слава демократическому народу Украины!» толпа начала скандировать «Россия, вставай!»
«Российская пропаганда, как всегда, врет, фашистов и нацистов здесь не больше, чем на улицах Москвы или Питера. Тут прекрасные люди, которые отстояли свою свободу…» — Ходорковский говорил медленно и негромко. На следующий день в беседе с журналистами он пояснил свою мысль насчет отсутствия в Киеве «фашистов и нацистов» (или, как их называют в Крыму и на востоке Украины, «бендеровцев») — мол, ночью на Майдане его никто не обидел. «Я четко позиционировал себя как сторонник сильного российского государства и с этой позиции разговаривал с простой публикой на Майдане. Если бы у них в голове был фашистско-националистический угар, то я бы это увидел. Они ведь не способны к сложным материям, но [слов] "Он за Россию, бей его" не звучало», — несколько высокомерно рассуждал Ходорковский об обитателях Майдана.
«Больше сотни убитых [на Майдане] — власть сделала с согласия российской власти. Я видел фанерные щиты, с которыми здесь шли против автоматных пуль. Плакать хотелось... Это страшно», — произнес на митинге Ходорковский, сжимая руку в кулак. Было видно и слышно, как он едва справился со слезами.
Позже, общаясь с журналистами, Ходорковский пытался доказать, что не занимается политикой: под ней он понимает исключительно участие в выборах, а выборы его пока не интересуют. «Ситуация с Украиной — это реальный форс-мажор. Это не означает, что я буду расширять свою деятельность за пределы украинской тематики. В российскую проблематику я влазить пока не буду. Но если не заниматься политикой — это молчать, то я [так] не согласен», — сказал Ходорковский. При этом, по его мнению, власти в России еще с советских времен «любое действие воспринимают как политическую акцию».
Иностранный журналист сказал Ходорковскому, что в российских СМИ его уже называют «предателем родины». Обычно вежливый и интеллигентный Ходорковский ответил чрезвычайно резко: «Если какая-то гнида на меня будет вешать лейбл предателя родины, то, во-первых (Ходорковский улыбнулся), это гнида, а во-вторых, плевать мне на эту гниду».
«Лента.ру»: Вам не кажется, что выступление на Майдане в то время, когда в Крыму едва война не начинается, а Россия не признает украинское правительство, — это вызов?
Михаил Ходорковский: Право на использование в Крыму вооруженных сил дал Совет Федерации, а я не признаю этот Совет Федерации, этот парламент. Для меня [сенаторы] — не авторитет, они назначены, а не избраны народом. Я признаю и уважаю волю своего народа, поэтому мне плевать на их точку зрения; считаю, что [ввод войск] — это глупости, [это] нарушает национальные интересы России, а [сенаторы] — глупые и трусливые люди.
Учитывая историю ваших отношений с Путиным, я имел в виду, скорее, вызов ему лично.
Зная свое эмоциональное отношение к Владимиру Владимировичу, я специально самоустраняю себя от прямой оценки его действий. Не потому, что я чего-то опасаюсь — все, чего я мог опасаться, я прошел за десять лет. А потому, что не могу себе позволить быть некорректным.
Есть такой термин «сенсорная депривация». Если человека помещают в абсолютную тихую комнату, а потом там начинает шуршать бумажка, то человек воспринимает это как грохот.
Вот Владимир Владимирович вычистил [в России] политическую поляну, и любое несогласие с тем, что он делает, воспринимается как личный вызов, как грохот.
Украинский Крым
В понедельник, 10 марта, Михаил Ходорковский вновь беседовал с украинцами: в Киевском политехническом институте (КПИ) он прочитал 40-минутную лекцию «За вашу и нашу свободу», посвященную происходящему в Крыму.
В центр культуры и искусств КПИ пришло больше полутора тысяч человек, и места хватило не всем желающим. Ходорковский объяснил свой приезд в Киев тремя причинами: «Чтобы продемонстрировать солидарность с народом Украины, чтобы представить взгляд на происходящее со стороны той части российского общества, которая преследуют действительные, а не мнимые национальные интересы России, и чтобы не допустить сползания противостояния между российским и украинским народами в долгосрочное».
Ходорковский однозначно высказался против военной интервенции России в Крым и ее попыток вернуть полуостров в свой состав. По его мнению, лучшим решением было бы сохранение Крыма в границах Украины, но с приданием ему статуса самой широкой автономии. «Автономии вроде той, которую имеет Шотландия в составе Великобритании, с безусловным правом на использование русского языка. Можно подумать и о создании на территории Крыма совместной экономической зоны», — предложил Ходорковский. Аплодировать в зале этим словам никто не стал.
Позже на вопрос журналиста о «конечных планах Путина» Ходорковский ответил, что «не является его психоаналитиком», но знающие российского президента люди считают, что тот «хочет войти в историю как собиратель русских земель и выиграть [президентские] выборы 2018 года реально, а не путем подтасовок». «С этой точки зрения обработка российского общественного мнения на базе бескровной военной кампании, надо признать, — талантливое решение», — сказал Ходорковский.
В декабре 2013 года Ходорковский в интервью «Собеседнику» говорил, что его «представления о целях, о стратегических путях развития России совпадают с путинскими на 70 процентов». Об этом высказывании Ходорковскому напомнил один из киевских студентов. «Предлагаю не преувеличивать мое признание заслуг Владимира Путина. У нас в 70 процентах случаев совпадают глобальные цели, ведь он объявляет, что хочет благосостояния и благополучия для российского народа. Я тоже хочу этого, но у нас глубокое противоречие по методам», — ответил Ходорковский, на этот раз сорвав овации. По мнению Ходорковского, «логически рассуждая, Путин дальше [Крыма не пойдет], но военные действия имеют свою внутреннюю логику». «Я слышал, что проблема Крыма без части близлежащих областей очень плохо решается с точки зрения воды и энергоснабжения», — сказал Ходорковский.
Он добавил, что вообще не видит логики в действиях России, поскольку у россиян в Крыму проблем не было: «У [российского бизнес-омбудсмена] Бориса Титова в Крыму лучшие виноградники, и я знаю кучу людей, которые там отдыхают и имеют там недвижимость, там ничего русским из России делать не запрещали». Про интересы и проблемы русскоязычного населения Крыма, которыми и оправдывает свое вмешательство Россия, Ходорковский ничего не говорил.
Революция справедливости и примирение
Зато в адрес Украины Ходорковский во время лекции был щедр на комплименты. Это на некоторое время расположило к нему зал. По мнению бывшего главы «ЮКОСа», «новая Украина» может стать «лидером в постсоветском пространстве», а также «маяком и источником ценностных ориентиров для новой России, которая еще не создана». Ходорковский считает, что на Украине произошла «революция справедливости», «национальная революция против ополоумевшего от жадности коррупционного режима, который забыл о каких-либо интересах, кроме набивания собственных карманов».
Старательно не упоминая Путина, Ходорковский едва не призвал к революции в России, сказав, что «российский народ нуждается в решении тех же проблем». Он напомнил, что «современную Россию, как и режим Януковича, вряд ли можно назвать правовым государством, так как там нет реального разделения властей, независимых судов, подлинной сменяемости власти». «Позор тем, кто развязал войну против собственного народа», — говорил Ходорковский, и это был, пожалуй, момент наивысшего его единения с публикой.
Однако затем он перешел к мягкой критике украинской революции. «Было бы большой ошибкой начинать движение в Европу, заправив свой автомобиль нетерпимостью или чувством мести по отношению к политическим противникам», — учил собравшихся в зале украинских студентов Ходорковский. По его мнению, радикализм части активистов Майдана стал причиной того, что Украина «вот-вот сползет к гражданскому противостоянию».
Автор - http://lenta.ru/articles/2014/03/11/khodorkovsky/
Комментарии