Слишком популярным стало в последнее время использование слова компромат в СМИ, что, скорее, следет расшифровать как средства массовой дезинформации. Что только не называют словом компромат — и банальные вбросы, и фальшивые новости и скандалы, и незаконно добытые аудио- и видеозаписи. Мы же решили разобраться — что за зверь этот компромат. Для начала посмотрим общедосутпные источники, что они говорят по поводу того, что же такое компромат. В украинской и русской «Википедии» текст о компромате идентичен. Потому приведем лишь один из них, с пояснениями и легкой редактурой как для уточнения, так и для понятности и простоты изложения. Так вот, по мнению авторов русскоязычной википедии Компромат — это доказательства, улики, разнообразные материалы, которые компрометируют кого-либо. При том, что означает «компрометируют» - неуказывают. Само слово «компромат» есть морфемой, что сложилась путём аббревиатуризации сочетания слов «компрометирующий материал».
Сам так называемый компромат часто является разного сортам документами (бумажными носителями, фотографиями, видео- или звукозаписями), которые содержат информацию, что разоблачает «тёмные» (скрытые, неприглядные) стороны разного рода деятельности того или иного человека или же целой организации, т.е. ее данные и информацию, которую он/она/они стараются не придавать огласки.
Обычно бывает так, что чем выше по общественной карьерной лестнице взобрался человек-жертва компромата, тем более разрушительным для его карьеры и для него самого могут быть компрометирующие материалы. Сам компромат может стать достоянием общественности иди случайно, или же будучи собранным намеренно, например, с помощью гласной или негласной слежки. Сбор самого компромата, например, есть специализацией частных детективов.
Компрометирующие материалы могут быть использованы и для иных целей, напрмиер, для шантажа или для вымогательства. Бывает так, что использование компромата в политических целях может быть гипермассированным в период предвыборных кампаний, редко какая из них может обойтись без сбора и опубликования компромата.
Такие материалы могут целиком погубить как карьеру отдельного человека, так и целую корпорацию. Хотя бывает и противоположный эффект, когда компромат становится лишь бесплатной дополнительной рекламой.
Англоязычные источники не имеют точного определения слова «компромат». Для них само понятие этого слова является синонимом диффамации. Так Оксфордский словарь английского языка определяет компромат как то, что вызывает ущерб репутации кого-то, особенно делая известным скрытые подробности о том, что они имели сексуальные отношения с человеком, который считается непригодным. Как видим, для англосаксов компромат и секс почти неразделимы.
Посмотрим что пишет англоязычная «Википедия» о компромата:
Компромат (русский: компромат, сокращение от компрометирующий материал) является русским термин для обозначения компрометирующей информации о политике или другом общественном деятеле. Такие материалы могут быть использованы для создания негативного общественного мнения, для шантажа, или для обеспечения лояльности. Компромат может быть получен из различных служб безопасности, или прямой слежкой, а затем опубликован путем подключения журналиста. Широкое использование компромата уже было одной из характерных черт политики в России и других пост-советских государствах.
Одним из последних событий стало создание специализированных сайтов компромата, где за плату в несколько сотен долларов, публикуется любой компромат на кого угодно.
Компрометирование как качество личности – склонность выставлять в неблаговидном свете, ставить в неловкое, трудное положение, вредить кому-нибудь, набрасывать тень на чье-нибудь доброе имя, чью-нибудь репутацию.
Как-то раз один шутник послал десяти самым богатым людям Нью-Йорка письма следующего содержания: «Мне все известно. Завтра я расскажу об этом полиции». На другой день все десять уехали из города в неизвестном направлении».
Компромитированность как качество личности может прижиться там, где прописались клеветничество, сплетничество, кляузничество и доносительство. Выставить кого — либо в невыгодном свете перед третьими лицами и незачем здоровая конкуренция, соревнование и соперничество, собрать достаточный компромат и этого будет «выше крыши», чтобы свалить сильного соперника по карьерной линии или на любовном фронте.
Умелое компрометирование еще со времен Макиавелли было действенным и эффективным инструментом, решающим обширные вопросы во всех сферах человеческого бытия. А уж в наше время рассвета подслушивающих и подсматривающих технологий для «компроматчиков» наступил золотой век. Будучи лживым, склочным и корыстным, компрометирование пытается ошеломить жертву страхом перед разоблачением и разглашением определенной информации, лишить ее спокойствия, «выбить из колеи» и показать свое превосходство.
От компромата чаще всего страдают те, кто сам на него напрашивается. Известная история на эту тему легла в основу романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Реального героя звали Франсуа Пико. Историю его жизни писатель раскопал в 1838 году в архиве парижской полиции. Лишь общая фабула была такой же, как в романе, — успешный молодой человек решил жениться на красивой девушке. Разумеется, в реальности дело Пико не имело такого размаха, благородного развития и счастливой развязки, как в романе. Но оно может послужить уроком. Франсуа слишком бахвалился своей удачей — невеста была богатой. Ему позавидовали приятели — владелец кафе Лупэн и его посетители Шобар и Солари. Они решили осадить выскочку и договорились сообщить в полицию, дескать, Франсуа проболтался в кафе под хмельком о том, что шпионит в пользу англичан. Отношения Франции с Британским королевством всегда были напряженными, поэтому Франсуа был немедленно посажен в тюрьму без особого суда и следствия на долгих семь лет. В тюрьме он познакомился с итальянским священником, который, умирая, завещал ему свои богатства. После освобождения Франсуа узнал о том, кто его предал, и нанял убийц, кровью расплатившихся с его обидчиками за клевету. Вскоре и сам мститель пострадал из-за своих сокровищ. Жизненные перипетии не научили его ничему, а любовь к хвастовству была неистребима. Подкупленный им полицейский чиновник, выдавший имена доносчиков, позарился на деньги Франсуа Пико, ограбил и убил его. Фатум? Скорее, следствие неправильного поведения.
Виды компромата
Разбирая виды компромата, Михаил Любимов в газете «Совершенно секретно» пишет, что можно выделить три его разновидности: 1. Сбор сведений об объекте Компромата; 2. Специальная организация ситуаций компрометирующего характера; 3. Дезинформация, распространение заведомо ложных сведений. Цель всех этих мероприятий одна — очернить доброе имя человека или организации в глазах общества, различаются же они только по степени безнравственности и использования лжи. В первом случае ложь как таковая может отсутствовать — задача заинтересованной стороны состоит лишь в выяснении «правды» и выставлении ее на суд Божий. Если человек чист перед совестью и законом, то этот номер не пройдет. Однако если у интересующего нас лица есть кое-какие грешки (незаконные сделки, внебрачные связи, уклонение от уплаты налогов, контакты с сомнительными элементами и пр.), то ему не поздоровится. Для выявления этой информации есть масса способов, к которым относятся перлюстрация личной корреспонденции, подслушивание телефонных разговоров, скрытая фото- и видеосъемка и вербовка людей из близкого окружения «объекта». Вторая разновидность компромата выглядит более отталкивающе, ибо заключается в организации всякого рода провокаций, втягивающих «объект» воздействия в компрометирующие его ситуации. Скажем, если человек умерен в отношении алкоголя, его нужно вынудить напиться, а потом преподать это как обычное явление. Если он сохраняет супружескую верность, ему надо подсунуть подходящую красотку с последующей фиксацией такой «случайной» встречи на фотографии.
Дальнейшие события могут развиваться по-разному в зависимости от конечных целей и квалификации организаторов компромата.
В этом отношении интересно сравнение методов работы египетских и советских спецслужб, приведенное М. Любимовым в той же статье. В шестидесятые годы два американских сенатора во время визита в Каир переспали с местными проститутками. Судя по тому, что у египетской полиции оказались соответствующие «постельные» фотографии, соблазнение заокеанских законодателей произошло не без помощи арабских спецслужб. Однако никакого хода данному делу египтяне не дали, а фотографии вместе с негативами были переданы в отдел безопасности посольства США в Каире. Казалось, инцидент исчерпан, а дело закрыто. Однако через два года египетский посол в Вашингтоне пригласил на обед одного из сенаторов и попросил смягчить его произраильские позиции при принятии одного из законов. При этом посол лишь вскользь упомянул о давнишнем визите своего собеседника в Каир, но для сенатора этого оказалось достаточно. При принятии закона, затрагивающего интересы арабов, он воздержался от голосования. По-другому вели себя советские спецслужбы, которым в начале пятидесятых годов удалось «зацепить на крючок» тогдашнего французского посла Дежана. Здесь мы явно имеем дело с компроматом второго рода — провокационным и тщательно спланированным. Операцией по вербовке посла руководил лично начальник контрразведки, подведенный к послу через известного писателя в качестве помощника председателя Совета Министров. Послу последовательно подставляли известных актрис, в одну из которых он все-таки влюбился и начал бурно ухаживать. По сценарию КГБ актриса сначала сопротивлялась ухаживаниям француза, что только распаляло желания влюбленного. Наконец после банкета на даче одного из участников операции посол поехал на ответственное свидание с «дамой сердца», во время которого Дежан наконец-то добился желанной близости. Однако чекисты не стали врываться в комнату и устраивать международный скандал. Они поступили тоньше. В разгар любовных страстей вдруг якобы из командировки вернулся «муж» возлюбленной и после потасовки вышвырнул полуголого посла на улицу. Остаток ночи тот провел на лестнице, красочно представляя себе все детали будущего скандала, а утром позвонил своему «лучшему другу» из Совета Министров. Тот не заставил себя ждать (ведь он тоже провел бессонную ночь, наблюдая за ходом операции из соседней квартиры), приехал, выслушал «эту жуткую историю» и посоветовал замять надвигающийся скандал… при помощи КГБ. После некоторых колебаний посол согласился делиться с компетентными органами некоторой конфиденциальной информацией.
Третий вид компромата — явная ложь, обычно для лучшей усвояемости замешанная в определенной пропорции на истинных событиях. Этот вид компромата был особо популярен во времена «холодной войны», когда идеологические службы США и СССР не жалели сил для очернения друг друга в глазах мировой общественности и собственных народов. В вышеупомянутой статье под характерным названием «Компромат — оружие борьбы» М. Любимов пишет, что «во время «холодной войны» мы постоянно валили все грехи на ЦРУ и западные спецслужбы, а те тоже не оставались в долгу и всюду усматривали «руку Москвы». ЦРУ очень ловко обвинило болгарскую разведку и КГБ в покушении на папу римского, мы обвинили ЦРУ в убийстве Индиры Ганди, достаточно хитро толкнули в мировую печать дезинформацию, что СПИД родился в лабораториях ЦРУ, распространяли сведения, что США занимались кражей детей для использования их органов при трансплантации».
Типы компромата
Политический компромат
Политический компромат существовал еще до возникновения электронной почты и был просто перенесен в новую, электронную, среду.
Письма, направленные на борьбу с политическими конкурентами, стали появляться в Рунете, начиная с конца 2003 года. Они не раз наводняли почтовые ящики пользователей накануне выборов и других крупных общественных событий. Такие послания также делятся на два сорта: в одних политический соперник очерняется напрямую, другие представляют собой подделки, написанные от имени соперника (например, лидера партийного движения).
В письмах-подделках используются следующие приемы: преувеличение положительных качеств политика, превращающее их в отрицательные; небольшие изменения в слоганах или программе, приводящие к искажению их смысла до прямо противоположного; намеренное искажение целей, с которыми члены партии совершали те или иные поступки; использование каламбуров, придающих названиям или именам негативный оттенок. Политик — лицо публичное, и его политическая карьера, которая часто зависит от мнения большинства, может быть испорчена именно с помощью массовых акций. Спам-технологии тут играют на руку недобросовестным конкурентам.
Последний всплеск политического компромата в спаме был зафиксирован в России осенью 2007 года во время предвыборной гонки в Государственную Думу. Тогда особенно яростной атаке подверглась одна из партий, от имени которой массово рассылались сообщения с провокационными политическими лозунгами. В письмах присутствовала ссылка, похожая на адрес главной страницы партийного сайта. Если получатель кликал по ссылке, то попадал на сайт с баннерами, на которых были изображены слоганы партии. Из-за постоянно всплывающих лозунгов страницу невозможно было закрыть без перезагрузки системы. Таким образом эффект навязывания партийной программы создавался двумя способами: сначала массовой рассылкой, длившейся в течение нескольких дней, а затем с помощью сайта, с которого невозможно было уйти.
Компромат на «обычных» людей
В конце 2007 года в Сети стали появляться сайты, содержащие так называемые «черные списки» работников разных специальностей. В подобные реестры любой интернет-пользователь может занести когда-либо не угодившего ему сотрудника, пояснив, по каким параметрам он оценил его неспособность к исполнению тех или иных обязанностей. Возникновение таких ресурсов повлекло за собой и появление соответствующих рассылок, — перспектива донести свое негативное мнение о конкретном человеке до широкой публики оказалась привлекательной (ведь число адресов в спамерских базах гораздо больше, чем число читателей заметки на малоизвестном сайте).
В тех случаях, когда персональный черный пиар рассылался от имени организаций, были проведены точечные проверки, которые показали, что ни руководство компаний, ни отдел кадров не имели к рассылкам отношения, последние представляли собой частную инициативу и сведение счетов. Нужно сразу оговориться, что подобные письма носят ярко выраженный клеветнический характер, все недостатки, перечисляемые в них, заведомо утрированы в расчете на то, что это произведет впечатление на получателя. Однако авторы писем не боятся обвинений в клевете — доказать их отношение к анонимным посланиям очень сложно.
Для пущей убедительности заказчики рассылок иной раз прикладывают к письму факсимиле подписей бывших коллег компрометируемого, его личные данные и фотографию. При этом, если на сайтах с «черными списками» все-таки вывешиваются предупреждения о возможном ложном характере обвинений, то получателей спамовых писем, конечно, не предупреждают о возможной недостоверности информации.
Атаки на компании
Самым распространенным явлением в последнее время стали атаки на крупные фирмы или популярные сетевые ресурсы.
Для борьбы с конкурентами используется несколько методов. В первом случае в письмах излагаются никому не известные факты, характеризующие фирму не с лучшей стороны.
Более распространен другой метод: рассылка от имени компрометируемой организации писем провокационного содержания. Жертва такого компромата вынуждена оправдываться и объяснять, что она не имеет к рассылке никакого отношения. Письмо, приведенное ниже, было частью кампании черного пиара, направленной против издания «Коммерсант». В нем сообщалось о том, что газета будет выходить в более доступной для читателей форме — в виде рулонов туалетной бумаги. Чтобы престиж уважаемого издания не пострадал такое, на первый взгляд, абсурдное сообщение потребовало официального опровержения в прессе.
Антон Главный для ОРД 02
Комментарии