Бекташи
На модерации
Отложенный
Сегодня я хочу рассказать об одном невероятном месте в Албании, от которого у меня просто снесло крышу напрочь. И сейчас вы сами поймете почему. Место это магическое, затерянное в горах и не посещаемое туристами, и вместе с тем священное и красивое. Это горы Tomorri неподалеку от города Берат.
Добирались туда мы тоже непросто. Сначала я попыталась выяснить ближайшую к горам точку, до которой ходит автобус. На автобусной станции, расположенной на главной площади Берата, стало ясно, что это село под названием Поличан, куда как раз скоро должен пойти автобус (кстати, насколько мне известно, этот Поличан во времена Энвера Ходжи был сверхсекретным объектом по производству боеприпасов). Но от села подняться выше в горы возможно только на внедорожнике и никак не иначе. Однако проблем с этим нет, поскольку все жители этого горного села передвигаются исключительно на таком транспорте. Все это мне удалось выяснить, конечно же, исключительно путем выразительных жестов и минимального набора албанских слов, так как английский язык для большинства албанцев был так же непонятен, как для нас загадочные ритуалы в горах Томорри.
Итак, добравшись до места назначения, мы вышли из автобуса и оказались на небольшом пятачке, представляющем, судя по всему, центральную площадь данного населенного пункта. На пятачке рядышком сидели несколько молодых парней, а неподалеку от них мирно паслись искомые внедорожники. "Они-то нам и нужны!" - решила я и направилась прямиком в направлении к сидящим. А так как английский язык им был все равно не знаком, я не стала заморачиваться излишними понтами и обратилась прямо по-русски. Им один хрен, а мне проще, что способствует коммуникации. Тем не менее нужно было видеть их глаза - как будто бы они неожиденно увидали перед собой говорящий внедорожник! На непонятном для них языке я в двух словах обрисовала ситуацию, при этом постаралась четко произнести нужное место нашей транспортировки - Tomorri и многозначительно указала пальцем на внедорожник. О цене списались с помощью клавиатуры телефона, и вопрос был решен.
Мистика начинается уже в дороге. Помимо прочих красот в горах Томорри расположен карьер, поэтому дорога, ведущая наверх, не только крута, узка и извилиста, она еще и регулярно подвергается разрушительному воздействию проезжающей по ней тяжелой техники. Следуя по серпантину, мы постоянно вынуждены были разъезжаться с огромными грузовиками на и без того узких тропах. Временами дорога поднималась вверх настолько круто, что то, как взбирались по ней эти под завязку груженые машины, для меня так и осталось загадкой. Не иначе как с помощью высших сил.
Туристов в этих местах почти не бывает. Хотя нет. Одного похожего на туриста субъекта мы все-таки встретили. Он просто сидел на краю дороги у обрыва и смотрел на горы. Как он там оказался, совершенно непонятно. Говорю же, мистическое место... Туристический вид этому парню придавал рюкзак за спиной и восхищенный окружающей природой взгляд. В остальном это был типичный албанец. И скорее всего это был никакой не турист, а, возможно, пастух или рабочий того же карьера. Но красота албанской природы завораживает даже привычных к ней людей. Так нам показалось в Томорри, и мы неоднократно замечали подобное в других местах. Наш водила спросил его о чем-то, что так и осталось для нас загадкой, и мы двинулись дальше.
Итак, вернемся к рассказу непосредственно о горах Томорри, а точнее об их мистицизме. Так вот горы эти привлекательны не только своими живописными ландшафтами, они являются еще и местом паломничества, связанным с проведением торжеств и ритуалов. Довольно труднодоступные горы Томорри - места поклонения ордена бекташей. А верование это невероятно интересно, поэтому на нем я хочу подробнее остановиться.
Бекташи — суфийский орден, основанный Хаджи Бекташи в XIII веке. Близок к шиизму (за почитание Али) и содержит элементы христианства и даже шаманизма. К примеру, бекташи пользуются Евангелием и почитают почти всех православных святых. У них также есть что-то наподобие обряда крещения. Для крещения они используют воду с розовой эссенцией. Интересно, что обряд крещения является своего рода посвящением и почти никто, кроме участвующих в нем, не знает о том, что там происходит, это держится в тайне. Также есть подобие причастия с использованием хлеба, вина и сыра. При этом у них есть уникальное явление для мусульманского мира – исповедь. Бекташи пользуются иконами. Бекташи поздравляют друг друга с Рождеством. На Пасху они тоже приходят в церковь и восклицают «Христос Воскресе!».
У них не было секретов друг от друга, в их обиходе существовали даже своего рода коммуны, сравнимые с коммунами первых христиан. Дервишу не подобало говорить, например, "моя обувь" или "мое то-то и то-то" - у него не должно было быть собственности.
Орден бекташей был распространён в Турции, Албании и Боснии, в основном в среде перешедших в ислам бывших христиан, действовал в Сирии, Ираке, Египте, Палестине и других странах. Мир воспринимался ими посредством триад: Аллаха, Мухаммеда и Али. В фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права. К примеру, отвергались правила о запрете на алкоголь и свинину, о требовании женщинам закрывать лицо, молиться в сторону Мекки и другие. Основатель ордена Хаджи Бекташи не соблюдал правил шариата и никогда не молился. Основные идеи ордена заключались в мистическом единении человека с Богом, уважении к другим и терпимости, осуждении роскоши, провозглашалось равенство мужчин и женщин (напомню, это исламское течение, XIII век!). Вот несколько основных изречений Хаджи Бекташи:
• Путь, не опирающийся на науку, ведет к тьме. • Обучайте своих жен. Нация, которая не обучает своих женщин, не способна развиваться. • Будь хозяином своих рук и языка. • Самая великая книга, подлежащая чтению, это человек. • Вашим другом является правда. • Быть учителем – это передавать знания. • Мир состоит из людей, а в каждом человеке есть свой мир. • Наука это свет, освещающий путь к истине и Всевышнему. • Стройте свой жизненный путь опираясь на науку, знание и человеколюбие. • Держи в чистоте свой дом, а заработанные деньги заслужи. • Объединимся, станем сильными, станем бодрыми. • Если даже тебя обидели, ты никого не обижай. • Не заставляй людей делать то, чего не можешь сделать сам. • Нет ни одной нации и народа, который бы был выше подобных себе. • Пусть будут счастливы те, которые освещают тьму невежества. • Ищи - и ты найдешь. • Притягательность человека сокрыта в его словах. • Не забывайте то, что даже враг ваш является человеком. • Самое большое чудо это труд. • Нет в разговоре разницы между мужчиной и женщиной - то, что создано Всевышним, имеет свое предназначение, для нас нет разницы между мужчиной и женщиной, если ты видишь в этом недостаток, то этот недостаток находится внутри тебя. • Нет необходимости разделения между религиями, потому что все религии существуют для того, чтобы показать верную дорогу людям и принести им мир.
Большое значение придавалось поэзии, музыке и танцам. Об этом предлагаю посмотреть небольшой фильм: Все янычары были приписаны к ордену бекташей. После расформирования янычар в 1826 году орден лишился привилегированного статуса, а после революции Кемаля в 1925 году бекташи покинули пределы Турции и осели в Албании, где с орденом было связано до 20 % местного населения.
В настоящее время в отличие от Турции, где бекташи - скорее туристический аттракцион, поскольку в период пребывания у власти Аттатюрка деятельность ордена всячески подавлялась, в Албании, куда переместился центр деятельности бекташей, - это вполне обычное явление.
В Албании целые сельские районы обращались в бекташизм вследствии неприятия суннизма - религии завоевателей. В начале ХХ века после провозглашения Албанией независимости государство признало самостоятельность религиозной общины бекташей, и Тирана превращается в мировой центр этой религии. До той поры орден действовал, как тайная организация. Тирана является центром бекташизма и сейчас. Однако детально изучить его доктрину не представляется возможным ввиду крайней замкнутости организации.
Некоторые основные понятия, используемые орденом:
Дедебаба — высший ранг в иерархии; За ним следует Халиф-баба; Баба — глава общины; Кстати, возглавлять общину могла и женщина. Дервиш — самостоятельный бекташ-одиночка.
Дервиши высшей степени посвящения жили только в обителях, брили бороду, усы, голову и в правом ухе носили серьгу.
И, наконец, текке (а их в горах Томорри несколько). Это некий религиозный центр наподобие монастыря, но совмещающий при этом еще ряд различных функций. Текке выполняла, к примеру, благотворительную функцию (раздача милостыни) и исполняла роль гостиницы. Иногда все постройки были изолированы, но чаще всего они соединялись с мечетью, с большой кухней и трапезной для послушников и гостей, иногда со школой. Обычно в том же комплексе была расположена могила основателя, не говоря уже о том, что позже комплекс возводился вокруг священного места погребения святого из ордена. Иногда в текке могла располагаться ремесленная мастерская, мельница или магазин, что позволяло вести этому комплексу независимое существование.
Первое встреченное нами в горах Томорри текке:
Надпись гласит: "без Родины нет религии".
А вот что находится внутри. К сожалению, я так и не смогла найти информацию, что же это такое. Похоже на след от ноги или на промоину от стекающей воды...Может, кто нибудь знает или догадывается?:
Пейзажи, окружающие текке, умопомрачительны:
Поднимаемся все выше в горы.
Здесь две могилы - Баба Али Томорри и Дервиша Илиаза.
Надпись: "Построено в 1924, реконструировано в 1994".
Это одно из главных мест паломничества, а также проведения главного торжества, которое происходит ежегодно в августе и длится в течение пяти дней подряд. Здесь проводятся массовые ритуалы бекташей, люди собираются, чтобы поклониться могилам, зажигают свечи, остаются ночевать в палатках. Один из центральных ритуалов празднования - принесение в жертву баранов. При этом участвуют в празднике не только последователи бекташей, но и мусульмане, и христиане, как мужчины, так и женщины. Считается, что бекташи верят в могущество сверхъестественных сил на горе Томорри больше, чем в силу Корана и Библии.
Так и мы - зарядились энергией сверхъестественных сил, устроив небольшой пикничок у могил, и отправились в обратный путь.
А в качестве дополнения хочу приложить фотографию еще одного места в этих горах, о котором я, к сожалению, узнала слишком поздно, иначе бы обязательно там побывала. Это текке, в котором расположена могила Али Аббаса, который по преданию раненный в бою, перенесся на своем коне на самую вершину Томорри и здесь же умер. У могилы на высоте свыше 2400 м также проводятся августовские празднования.
Ну разве эта картинка не сводит с ума?
Фото отсюда
Ну и напоследок, еще одно любопытное место, связанное с орденом бекташей, находится в Берате. Это текке Halveti:
Фото отсюда
По одной из версий рядом с текке находится еще одно захоронение, а именно Шабтая Цви (по другой версии это захоронение в Черногории, в городе Ульцинь), основоположника саббатианства, одного из самых известных еврейских лжемессий и лидера массового движения XVII века, который, в свою очередь, был связан с орденом бекташей.
Саббатианская практика складывалась (в зависимости от характера общины) из следующих компонентов:
• Свобода. Саббатианцы считали, что приход Мессии уже произошёл, и избавление евреев уже настало, наступили другие времена, в которых отменяются прежние запреты. • Отречение и принятие ислама или принятие католичества. • Замкнутость. Саббатианская секта, хотя и становилась лучше интегрированной в общество той страны, в которой она существовала, оставалась закрытой для своих ритуалов и не пускала посторонних. Группы дёнме запрещали даже перекрёстные браки с враждующими группами дёнме, не говоря уже о других евреях и мусульманах. Замкнутость общин была обусловлена также непримиримой позицией, которую занимали ортодоксальные раввины по отношению к саббатианству. • Реинкарнации. Саббатианцы верили в переселение душ, и особенно лидеры общин прослеживали в себе искры мессий прошлого. • Мессианство. Руководители общин нередко сами объявляли себя Мессией, мало того, считалось естественным. что душа Шабтая Цви передаются далее для проведения мессианской работы. • Антиномизм (нарушение заповедей). Саббатианство предполагает, что в мессианскую эпоху изменились заповеди и ограничения. В радикальных случаях (Барухия Руссо) основные заповеди перекручивались наоборот, и в ритуальных целях было обязательно их нарушать, что доходило даже до регулярных сексуальных оргий. В других случаях антиномизм проявлялся в ритуале формальных нарушений заповедей (произнесении запретной формулы, употребление некашерной пищи, нарушении субботнего ритуала) в предписаннное время и в предписанных рамках. В тех саббатианских группах, которые противились законам, провозглашался принцип «исправления через грех». Законы следовало нарушать, чтобы «поднять Божественные искры с самого дна», и грех считался почвой, на которой вырастает новый мир, свободный от изгнания • Толкование сновидений — сновидения приобретали особое значение, и толковались с точки зрения задачи исправления мира. • Мистика — амулеты, колдовские формулы, гематрии, обряды, особые медитации, символизм. • Социальная интеграция — несмотря на замкнутость в духовной жизни и тайные ритуалы, в светской жизни саббатианцы активно участвовали в общественной деятельности и торговле. Нередко саббатианцы получали высокие должности в правительстве или при дворе, сколачивали себе большие состояния, получали дворянские звания. • Религиозная терпимость — саббатианцы проявляли терпимость или даже амбивалентность по отношению к другим религиям. • Ассимиляция — саббатианские общины, будучи разобщёнными и не связанными единой позицией, постепенно ассимилировались в местном населении.
Комментарии