Двери! Двери! или Похвала беспощадности

На модерации Отложенный

(умопомрачительная фантазия, вдохновленная мятежным манифестом Г.Джемаля «К чёрту дверь!»)

«Двери! Двери! Премудростию вонмем!»
(Возглашение перед таинством исповедания
Символа Веры на Литургии Верных)

«Вместо неба – броня,
Двери Рая закрыты на ржавый засов…»
(«Оргия Праведников» – «Двери! Двери!»)

«Если бы двери восприятия были чисты,
все предстало бы человеку таким,
как оно есть – бесконечным»
(Уильям Блейк «Бракосочетание Рая и Ада»)

С легкой руки Рене Генона у традиционалистов сложилась «алхимическая» традиция превращать текст в квест: в ткань профанного текста затейливо вплетаются потаенные смыслы, несущие «секретное» послание, которое могут считать узкий круг соратников, посвященных в хитроумную «тайнопись» («слова становятся частью пароля, а ключ в словарях не сыскать»). Как и в хрестоматийном случае Ленина, разводящего жандармов на молоке, тайный текст может радикально расходиться с фасадно презентируемым мессиджем. Возможные же совпадения намеренно призваны пустить пытливого читателя по ложному следу, гася сомнения неожиданными признаниями и огорашивающими саморазоблачениями.

Гейдар Джемаль как истинный традиционалист, тоже пишет «по-македонски», презентуя политический манифест, написанный в манере нарочитой поспешности и небрежности. Дескать, пишу скорчившись на лафете, пока кипящий ствол остывает. И манифест получается такой же кипучий и зовущий читателей на баррикады и на амбразуры одновременно: «Если революция, значит революция! К чёрту дверь!..». Многие комментаторы справедливо усмотрели в этой прокламации легитимацию откровенного насилия и реставрацию беспощадного культа кольта (или «человека с ружьем» в отечественном исполнении) и справедливо возмутились столь вызывающему подстрекательству. Однако нам кажется, что на профанном уровне это не более чем контрмобилизация запутинских «хомячков», внезапно призванных на «фронт» со стадиона эпическим, хотя и несколько суицидальным кличем: «Умремте ж под Москвой!».

Давайте вместе попробуем отыскать более тонкие намеки, нежели услужливо разжеванная метафора со слепым Пью, настраивающая не успевших себя захоронить под Москвой хомячков на внушающую ужас и нагоняющую жуть флибустьерско-криминальную беспощадную этику («Пятнадцать человек на сундук мертвеца, – Йо-хо-хо, – и бутылка рому!»).

Если мы предположим наличие в предложенном манифесте сакральной подоплеки, то напрашивается версия, что «дверь» на традиционалисткой «мове» может означать переход на новый уровень экзистенции, уровень несравненно более подлинного бытия нежели наше нынешнее УГ «Living in the Material World». Одновременно с этим «дверь» означает некий предел, барьер, который нам следует преодолеть дабы осуществить заветный переход. Собственно, это предположение не составляет великой тайны и сам Гейдар Джахид-оглы сам не раз обращал наше профаническое внимание на это обстоятельство: «Революция — это переворот, это не просто изменение, а радикальное изменение модуса сознания, перестановка с головы на ноги, с ног на голову» («Революция пророков»).

Впрочем, и это не ново: после мистического откровения величайшего визионера Уильяма Блейка метафора «двери восприятия» стала расхожим мемом, растиражированным и профанизированным «пророками на кислоте» Олдосом Хаксли, Тимоти Лири, Джоном Лилли и их многочисленными последователями в движении хиппи и психоделической культуре (Боб Дилан, Джон Леннон, Джим Моррисон, Сид Барретт и др.). Открывание дверей восприятия (вернее, их бесцеремонный взлом с помощью лизергиновой кислоты и прочих опиатов) совершалось под пассионарный призыв Джона Леннона: «Imagine!» (Прикинь!). Итог Великой психоделической революции известен (и плачевен), дверь децл приоткрылась, но мутный взор уперся в косяк, а за дверью чумного хиппи встречал не обетованный Рай, а… бесноватая LucyintheSky(withDiamonds).

Зато стало ясно, что снос дверей – не конечная цель, но лишь зачин в грандиозной авантюре, первый шаг в отважном путешествии. Это и бесконечное путешествие в Икстлан мага дона Хенаро, это и, казалось бы, не предвещающая беды поездка на электричке из Москвы в Петушки непутевого «воина света» Венички…

Но кто послужит надежным проводником в нашем опасном предприятии? Традиционалистов в самых безвыходных положениях спасает Традиция. Обратимся и мы к Ней за помощью. Поскольку более всех в этом деле поднаторели «сталкеры»-йоги, последуем и мы за ними. Первое духовное указание нам дает Мирра Ришар, сподвижница Шри Ауробиндо: «Вы сидите как бы перед закрытой дверью, массивной бронзовой дверью, желая, чтобы она открылась и позволила вам войти. Для этого вы концентрируете все ваше устремление в единый луч, который начинает толкать, толкать эту дверь, ломиться в нее все сильнее и сильнее, с возрастающей энергией до тех пор, пока дверь внезапно не откроется и не впустит вас. И вы входите, как будто вас вытолкнули на свет» («Агенда Матери»).

То есть «массивная бронзовая дверь» легко отворяется с помощью одной нашей Веры, беззаветной и устремленной.

Следующее указание дает Сатпрем, ученик Шри Ауробиндо, однажды обнаруживший: «Нет никакого «я» – есть просто дверь между миром снаружи и миром внутри» («Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания»). Что сообщает нам Сатпрем своим загадочным указанием? Что единственное препятствие, сдерживающее нас, эта наша самость, наш эгоизм, за который мы прячемся от мира и друг от друга. В этом смысле исполенный высокой йогической силы призыв Джемаля: «К черту дверь!» – означает: «К черту эго!». Это манифест Нового Человека, потомка Авеля, отправляющего Каина ко всем чертям и беспощадно «обнуляющего» эгоизм как последнее прибежище каинитов.

Нам очень хотелось бы закончить свои герменевтические этюды на этой высокой и оптимистической ноте. К сожалению, в призыве «К черту дверь!» считывается и угрожающая коннотация, сулящая «Откровение в грозе и буре». Сын Человеческий однажды признался: «Я есмь дверь», – и с той поры Враг Человеческий обуян одною пламенной страстью: «К черту дверь!». Это крестовый поход против христианства, завоевавший большую часть христианской ойкумены – Запад, так что последним оплотом, Катехоном, удерживающим Христову Славу на Земле, является Россия. Понимаемый в этом смысле клич «к черту дверь!» есть объявление беспощадной войны Русскому мiру и Православной Вере. А следовательно, это всеобщая мобилизация русского народа на Священную войну. Беспощадную и бескомпромиссную как и подобает быть духовной брани.